Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Ломакина С.А., Серовой В.К.,
при участии от открытого акционерного общества "Славянка" Кузнецовой А.В. (доверенность от 09.01.2013 N 166),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу военного комиссариата Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.06.2012 (судья Ярец Н.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2012 (судьи Ларина Т.С., Герасимова М.М., Масенкова И.В.) по делу N А42-8/2012,
установил:
Военный комиссариат Мурманской области (место нахождения: г. Мурманск, ул. Буркова, д. 4; ОГРН: 1025100853161; далее - Военный комиссариат) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с иском к открытому акционерному обществу "Апатитыводоканал" (место нахождения: Мурманская область, г. Апатиты, пр. Водопроводный, д. 1, ОГРН: 1075101000171; далее - ОАО "Апатитыводоканал") и открытому акционерному обществу "Славянка" (место нахождения: г. Мурманск, ул. Домостроительная, д. 16/1; ОГРН: 1097746264219; далее - ОАО "Славянка") о признании договора от 01.07.2011 N 600 на отпуск воды и прием сточных вод недействительным.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации (место нахождения: Москва, ул. Знаменка, д. 19; ОГРН: 1037700255284); Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области (место нахождения: г. Мурманск, ул. Пушкинская, д. 12; ОГРН: 1105190003049), Администрация муниципального образования городское поселение Умба Терского района (Мурманская область, Терский район, п.г.т. Умба, ул. Кирова, д. 15; ОГРН: 1065102004241); Комитет по управлению имуществом администрации города Апатиты Мурманской области (место нахождения: Мурманская область, г. Апатиты, пл. Ленина, д. 1; ОГРН: 1025100511886); Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации города Кировска (место нахождения: Мурманская область, г. Кировск, пр. Ленина, д. 16; ОГРН1025100561463).
Решением от 14.06.2012 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 22.10.2012 решение от 14.06.2012 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Военный комиссариат, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, просит отменить решение от 14.06.2012 и постановление апелляционной инстанции от 22.10.2012. По мнению подателя жалобы, распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 645-р не устанавливает ОАО "Славянка" в качестве единственного возможного поставщика услуг водоснабжения и водоотведения, с которым заключение государственного контракта обязательно в любом случае.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Славянка" просит оставить судебные акты без изменения, полагая их правомерными.
В судебном заседании представитель ОАО "Славянка" подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Другие привлеченные к участию в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судом по материалам дела, Военному комиссариату Мурманской области, учредителем которого является Министерство обороны Российской Федерации, решением Кировского городского Совета народных депутатов Мурманской области от 23.09.1982 N 310 с 01.02.1983 передана гостиница "Спорт" для размещения Кировского горвоенкомата по адресу г. Кировск, ул. С. Конституции, д. 7а; в городе Апатиты для размещения горвоенкомата по договору от 22.05.2007 безвозмездного пользования муниципальным имуществом переданы нежилые помещения, расположенные по адресу: гор. Апатиты, ул. Ферсмана, д. 6, общей площадью 173,4 кв.м; в пос. Умба Терского района по договору аренды от 21.01.2010 N 31 передано нежилое помещение общей площадью 337,1 кв.м, расположенное на цокольном этаже жилого дома N 4 по адресу: п. Умба, ул. Октябрьская под служебные помещения военного комиссариата.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 645-р ОАО "Славянка" определено единственным поставщиком холодной воды и услуг по водоотведению и очистке сточных вод для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 1074-р ОАО "Славянка" определено обеспечивать в установленном порядке передачу на праве безвозмездного пользования на срок действия государственных контрактов объектов водоснабжения и канализования, соответствующих сетей и иного имущества Минобороны России, необходимого для осуществления функций единственного поставщика холодной воды и услуг по отведению и очистке сточных вод для нужд Минобороны России и организаций, подведомственных Минобороны России.
На основании указанных распоряжений между Министерством обороны Российской Федерации (государственным заказчиком) и ОАО "Славянка" (исполнителем) заключен государственный контракт от 14.07.2011 N 1-ВКХ на поставку холодной воды и услуг по водоотведению и очистке сточных вод для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных ему организаций. Согласно пунктам 1.10; 2.1; 2.3; 3.1.1 государственного контракта N 1-ВКХ исполнитель обязался в обусловленный контрактом срок оказать услуги водоснабжения и услуги водоотведения потребителю (воинским частям, учреждениям и организациям, подведомственным Министерству обороны России, являющимся получателями услуг) в объемах и на условиях, предусмотренных контрактом и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а государственный заказчик обязался принять и оплатить оказанные услуги водоснабжения и водоотведения в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
Пунктами 7.1 и 7.2. государственного контракта N 1-ВКХ стороны согласовали, что оплата по контракту осуществляется с лицевого счета государственного заказчика на расчетный счет исполнителя в течение 20 дней с момента предоставления исполнителем документов, указанных в пункте 6.10.
Датой оплаты считается дата списания денежных средств с лицевого счета государственного заказчика. Государственный контракт вступил в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует по 31.12.2012. Действие контракта распространяется на правоотношения, возникшие между сторонами с 01.07.2011 (пункты 12.1, 12.2. государственного контракта N 1-ВКХ).
Федеральное государственное учреждение "Управление эксплуатации и квартирования Минобороны России" (районный представитель технического заказчика) и ОАО "Славянка" (районный представитель исполнителя) заключили технические соглашения от 14.07.2011 N 28-56, 28-57, 28-58 к государственному контракту от 14.07.2011 N 1-ВКХ в отношении точек поставки холодной воды в здание Военного комиссариата, расположенных по адресам: Мурманская область, г. Кировск, ул. С. Конституции, д. 7а (потребитель - Военный комиссариат Мурманской области, г. Кировск); Мурманская область, г. Апатиты, ул. Ферсмана, д. 6 (потребитель - Военный комиссариат Мурманской области, г. Апатиты); Мурманская область, п. Умба, ул. Октябрьская, д. 4 (потребитель - Военный комиссариат Мурманской области, п. Умба).
Технические соглашения определяют взаимоотношения районного представителя технического заказчика и районного представителя исполнителя по соблюдению режимов поставки (потребления) холодной воды и услуг по водоотведению и очистке сточных вод; устанавливают технические требования к оборудованию по учету поставки (потребления) воды и сброшенных сточных вод, порядку ведения частичного или полного ограничения отпуска воды и приема сточных вод; определяют иные обязательства сторон, связанные с исполнением государственного контракта от 14.07.2011 на поставку холодной воды и услуг по отведению и очистке сточных вод.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 645-р во исполнение государственного контракта от 01.07.2011 N 1-ВКХ ОАО "Славянка" заключило с ОАО "Апатитыводоканал" договор от 01.07.2011 N 600 на отпуск воды и прием сточных вод, в соответствии с условиями которого ОАО "Апатитыводоканал" (организация ВКХ) приняло обязательство по подаче ОАО "Славянка" (абоненту) в точке разграничения хозяйственного ведения водопроводных сетей хозяйственно-питьевой воды и приему хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод абонента, а ОАО "Славянка" обязалось оплачивать услуги организации ВКХ по подаче питьевой воды и отводу сточных вод. Объем холодной воды определяется по приборам учета, установленным на водопроводном вводе в зданиях Военного Комиссариата. Согласно пункту 7.1 договор заключен на срок с 01.07.2011 по 31.12.2011 и считается продленным, если за месяц до окончания срока не последует заявления одной из сторон об отказе от договора или о его пересмотре. Объектами водоснабжения и водоотведения по данному договору в соответствии с приложением N 1 являются помещения, находящиеся в пользовании Военного комиссариата и расположенные по адресам: г. Кировск, ул. С. Конституции, д. 7 (военкомат); п. Умба ул. Октябрьская, д. 4 (военкомат); г. Апатиты, ул. Ферсмана, д. 6 (призывной пункт).
Военный комиссариат, полагая, что договор от 01.07.2011 N 600 на отпуск воды прием сточных вод не соответствует требованиям закона, обратился в Арбитражный суд Мурманской области с настоящим иском.
Согласно статье 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, утвержденными постановлением Правительства от 12.02.1999 N 167 абонентом является юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод. К числу абонентов могут относиться также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом.
С учетом приведенных норм суд пришел к правильному выводу о том, что действующим законодательством предусмотрена возможность признания абонентом лица, которому хотя и не принадлежат энергопринимающие устройства, однако в силу закона или договора возложена обязанность по заключению договора энергоснабжения.
Поскольку как установлено судом по материалам дела, ОАО "Славянка" в силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 645-р и заключенного на его основании с Министерством обороны Российской Федерации государственного контракта от 14.07.2011 N 1-ВКХ является единственным поставщиком холодной воды и услуг по водоотведению и очистке сточных вод для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных ему организаций, а следовательно обязано оказывать услуги водоснабжения и услуги водоотведения воинским частям, учреждениям и организациям, подведомственным Министерству обороны Российской Федерации, являющимся получателями услуг, в объемах и на условиях, предусмотренных контрактом и нормативными правовыми актами Российской Федерации, вывод суда о возложении на ОАО "Славянка" обязанностей абонента кассационная инстанция считает правильным.
При таком положении, с учетом того, что договор от 01.07.2011 N 600 заключен во исполнение действующего распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 645-р, не признанного в установленном порядке незаконным, кассационная инстанция считает правомерным вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Военным комиссариатом требований о признании договора от 01.07.2011 N 600 недействительным и, не усматривая при принятии обжалуемых судебных актов каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, не находит оснований для их отмены.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.06.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2012 по делу N А42-8/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу военного комиссариата Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.