10 апреля 2013 г. |
Дело N А56-23725/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Ломакина С.А. и Матлиной Е.О.,
при участии от открытого акционерного общества "Славянка" Кудряшова В.Ф. (доверенность от 09.01.2013), Есиповой Е.В. (доверенность от 09.01.2013),
рассмотрев 10.04.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.08.2012 (судья Даценко А.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2012 (судьи Третьякова Н.О., Згурская М.Л., Сомова Е.А.) по делу N А56-23725/2012,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга", место нахождения: 191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская ул., д. 42, ОГРН 1027809256254 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Славянка", место нахождения: 129110, Москва, Суворовская пл., д. 2, стр. 3, ОГРН 1097746264219 (далее - Общество), о взыскании 5 857 149 руб. 86 коп. задолженности по договору на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ за водоотведение с превышением лимитов и нормативов сброса сточных вод по качеству за период с 01.05.2011 по 31.06.2011 по платежным документам, выставленным с 31.05.2011 по 22.07.2011, а также 249 907 руб. 77 коп. пеней за период с 20.06.2011 по 02.03.2012 (с учетом увеличения размера требований).
Решением суда от 21.08.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.12.2012, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит решение от 21.08.2012 и постановление от 19.12.2012 отменить, принять новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, истец не доказал наличия оснований для предъявления платы за превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ в сточных водах. Общество полагает, что отбор проб сточных вод должен производиться дважды; истцом нарушены нормы права, регламентирующие порядок отбора сточных вод и оформление документов на отбор проб, в связи с чем ответчик не смог провести параллельный отбор и анализ сточных вод.
Кроме того, податель жалобы указывает на необоснованность требования о взыскании задолженности за превышение лимитов водоотведения, поскольку Договором лимиты не установлены, извещение об установлении таких лимитов Обществу не направлялось.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, приведенные в жалобе.
Представитель Предприятия, уведомленного о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Предприятием (ресурсоснабжающая организация) и Каменноостровской квартирно-эксплуатационной частью района Санкт-Петербурга (абонент) заключен договор от 01.11.2005 N 03-30717/00-ОВ на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ (с учетом протокола разногласий и согласования разногласий), по условиям которого Предприятие обязалось отпускать абоненту из системы коммунального водоснабжения Предприятия питьевую воду по водопроводным вводам диаметрами, установленными в Приложении N 1 к договору (пункт 1.1); принимать от абонента сточные воды в систему коммунальной канализации Предприятия по канализационным выпускам диаметрами, указанными в Приложение N 1 к договору (пункт 2.2), а абонент обязался соблюдать условия и режимы приема (сброса) сточных вод, лимиты водоотведения (ограничения по предельному объему водоотведения), нормативы водоотведения, установленные Правилами, иными нормативными правовыми актами, а также осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в системы коммунальной канализации сточных вод (включая сточные воды субабонентов) и за соблюдением лимитов водопотребления и водоотведения, нормативов водоотведения по качеству; не допускать сброса веществ, запрещенных (не разрешенных) к сбросу в систему коммунальной канализации Правилами и иными нормативными актами (пункт 3.2.1).
Наименование объектов, которым Предприятие отпускало питьевую воду и от которых принимало сточные воды и загрязняющие вещества, указаны в Приложениях N 1 к договору (с учетом протокола согласования разногласий).
Трехсторонним соглашением от 29.09.2010 к договору Общество с 01.07.2010 приняло на себя обязанности абонента по полной оплате услуг по договору.
В дальнейшем, 20.10.2011 между Предприятием и Обществом заключен аналогичный договор N 12-62633/00-О на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ, распространивший действие на отношения сторон, возникшие с 01.07.2011.
В ходе проверок, проведенных 25.05.2011, 27.05.2011, 30.05.2011, 15.06.2011, 23.06.2011, 27.06.2011 и 29.06.2011 Предприятие произвело отбор проб сточных вод, отводимых абонентом в систему коммунальной канализации Санкт-Петербурга с участием представителя Общества, о чем составило акты N 210254-240511-06, N 209509-160511-04, N 210452-270511-03, N 211647-080611-04, N 211646-080611-04, N 212660-230611-06 и N 212782-240611-03.
Отбор проб произведен из контрольных канализационных колодцев выпуск В1, В2, Загородный пр.; выпуски 1, 2, 3, Ждановская ул.; выпуск 1, Пироговская наб.; выпуск 1, 2, пер. Талалихина; выпуски 1, 2, 3, Музыкантский пер.
Пробы в соответствии с актами приема-передачи направлены в закрытое акционерное общество "Центр Исследования и Контроля Воды" (далее - Центр).
Результаты исследования названных проб отражены в протоколах от 01.06.2011 N 6-4183/11, от 03.06.2011 N 6-4275/11, от 06.06.2011 N 6-4310/11, от 22.06.2011 N 6-4990/11, от 01.07.2011 N 6-5308/11, от 06.07.2011 N 6-5506/11, на основании которых Предприятие установило превышение нормативов по качеству сточных вод, о чем известило абонента.
Предприятие направило Обществу счета от 06.06.2011 N 3632620012, от 22.06.2011 N 3632040019, от 22.06.2011 N 3632490019 и N 3632560013, от 11.07.2011 N 3632070015, от 22.07.2011 N 3632060022, N 3632490022 и N 3632560015, а также счета-фактуры на внесение платы за превышение в его стоках предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Также Предприятие направило Обществу счета от 10.06.2011 N 3632060019, от 11.07.2011 N 3632080032 и N 3632060021, а также счета-фактуры на внесение платы за превышение предельно допустимого сброса по объему.
Поскольку Общество не погасило задолженность, Предприятие обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании долга и пеней.
Суд первой инстанции признал требования истца обоснованными и удовлетворил иск в полном объеме.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.99 N 167 (далее - Правила N 167).
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом условий, предусмотренных пунктом 61 Правил N 167.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.95 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение названного постановления Правительства Российской Федерации Правительством Санкт-Петербурга принято постановление от 19.10.2004 N 1677, которым утвержден Порядок взимания платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга (далее - Порядок N 1677).
Согласно пункту 5 Порядка N 1677 с абонентов взимается плата за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга сверх установленных нормативов водоотведения и по временным условиям приема загрязняющих веществ за: превышение нормативов водоотведения по объему сточных вод (лимитов водоотведения); превышение нормативов водоотведения по качеству сточных вод, установленных в составе допустимых сбросов загрязняющих веществ; несогласованный сброс загрязняющих веществ при превышении нормативов водоотведения по качеству сточных вод, установленных условиями приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга; залповый сброс любого загрязняющего вещества; сброс загрязняющих веществ, запрещенных (неразрешенных) к сбросу в системы коммунальной канализации (запрещенный сброс); превышение установленных временными условиями приема загрязняющих веществ.
В соответствии с пунктом 64 Правил N 167 абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
На организацию водопроводно-канализационного хозяйства в силу пункта 65 названных Правил возложен контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод, осуществляемый путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Судами первой и апелляционной инстанций установлен факт превышения абонентом нормативов водоотведения по качеству сточных вод, что подтверждается материалами дела.
Довод ответчика о необходимости проведения отбора проб сточных вод дважды не обоснован ссылками на правовые нормы.
Как указывалось выше, в соответствии с пунктом 3.2.1 договора на отпуск питьевой воды абонент обязался соблюдать лимиты на прием (сброс) сточных вод, установленные Правилами Российской Федерации, Правилами Санкт-Петербурга, иными нормативными актами.
В спорный период Общество превысило установленный лимит водоотведения, и не оплатило выставленные ему счета и счета-фактуры.
Нормативы водоотведения или нормативы сброса - это установленные органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ показатели объема и состава сточных вод, разрешенные к приему (сбросу) в системы канализации и обеспечивающие ее нормальное функционирование (пункт 1 Правил).
В соответствии с пунктом 58 Правил N 167 лимиты водопотребления и водоотведения абонентам устанавливаются органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом:
фактических мощностей систем водоснабжения и канализации;
необходимости первоочередного удовлетворения нужд населения в питьевой воде и отведении бытовых сточных вод;
соблюдения лимитов забора питьевой воды и сброса сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, установленных организации водопроводно-канализационного хозяйства водохозяйственными и природоохранными органами;
проведения абонентом мероприятий по рациональному использованию питьевой воды, сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ;
баланса водопотребления и водоотведения абонента.
В соответствии с Постановлением N 1310 губернатором Санкт-Петербурга утверждено распоряжение от 21.10.1996 N 316-р, во исполнение пункта 3 подпункта 2 которого Комитетом утвержден приказ от 10.02.1997 N 1 "О порядке установления лимитов водоотведения объектами, отводящими сточные воды в системы канализации Санкт-Петербурга". Руководствуясь положениями названного порядка, Комитет установил лимиты абонентам Предприятия, в том числе Обществу, на 2011 год.
Согласно пункту 3 Порядка N 1677 нормативом водоотведения по объему сточных вод является лимит водоотведения, установленный абоненту Комитетом. Это предельный объем принимаемых (сбрасываемых) сточных вод на определенный период времени. Лимиты водоотведения устанавливаются исходя из условий рационального использования абонентами воды из всех источников, планов мероприятий абонентов по сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ, а также технических возможностей приема сточных вод в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга.
В силу абзаца второго пункта 4 Порядка N 1677 взимание организацией ВКХ платы с абонентов за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ, в том числе за сброс сточных вод и загрязняющих веществ, превышающий установленные нормативы водоотведения по объему, производится на основании заключенных договоров на прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в соответствии с Порядком.
Коль скоро положения Правил N 167 и Порядка N 1677 обязательны для сторон публичного договора, Общество не может не руководствоваться лимитами водоотведения, установленными для него Комитетом в порядке, предусмотренном этими нормативными актами.
Таким образом, установив факт превышения Обществом в спорный период установленных Комитетом нормативов водоотведения по объему сточных вод (лимитов водоотведения), суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали обоснованными требования Предприятия о взыскании с ответчика задолженности.
Расчет задолженности и пеней проверен судами и признан обоснованным.
При таких обстоятельствах у судов первой и апелляционной инстанций не имелось оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.08.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2012 по делу N А56-23725/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.