04 апреля 2013 г. |
Дело N А56-33211/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Асмыковича А.В., Любченко И.С.,
при участии от закрытого акционерного общества "Витязь" Караева Н.С. (доверенность от 30.10.2012), Подольского С.В. (доверенность от 10.03.2011), от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе Ивановой Е.А. (доверенность от 27.12.2012 N 72-12-ИВЛ/06-27670),
рассмотрев 26.03.2013 - 28.03.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2012 (судьи Зотеева Л.В., Лопато И.Б., Савицкая И.Г.) по делу N А56-33211/2012,
установил:
закрытое акционерное общество "Витязь", место нахождения: Санкт-Петербург, ул. Народная, д. 6, ОГРН 1027806085878 (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (далее - Региональное отделение) от 16.05.2012 N 72-12-469/пн по делу об административном правонарушении N 1163-2011Ю, на основании которого Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 15.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 07.08.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд апелляционной инстанции постановлением от 26.11.2012 решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.08.2012 по делу N А56-33211/2012 отменил. Признал незаконным и отменил постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе от 16.05.2012 N 72-12-469/пн по делу об административном правонарушении N 1163-2011 о привлечении закрытого акционерного общества "Витязь" к административной ответственности по части 3 статьи 15.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В кассационной жалобе Региональное отделение, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить постановление апелляционного суда от 26.11.2012 и оставить в силе решение суда от 07.08.2012. По мнению подателя жалобы, в действиях общества усматривается нарушение требований пункта 5.2.2 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, ответственность за которое предусмотрена части 3 статьи 15.22 КоАП РФ.
В порядке статьи 163 АПК РФ 26.03.2013 в судебном заседании по делу N А56-33211/2012 объявлен перерыв до 11 часов 00 минут 28.03.2013.
Судебное заседание по делу N А56-33211/2012 продолжено 28.03.2013 тем же составом суда.
В судебном заседании представитель Регионального управления поддержал доводы жалобы. Представитель Общества доводы жалобы отклонил по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить постановление апелляционного суда от 26.11.2012 без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения камеральной проверки Обществу было направлено предписание от 08.09.2011 N 72-11-ПИ-04/15283 о представлении в административный орган копий документов, составляющих систему ведения реестра владельцев именных ценных бумаг Общества. Срок исполнения предписания - 5 рабочих дней со дня его получения.
Общество ходатайствовало о продлении срока исполнения предписания, в связи с тем, что ответственным за ведение реестра назначен генеральный директор Котия С.В., который в настоящее время находится в отпуске.
Из содержания полученного письма Региональным отделением был сделан вывод о том, что у Общества за ведение реестра отвечает только один сотрудник, что является нарушением пункта 5.2.2 Положения о ведении реестра, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 02.10.1997 N 27 (далее - Положение о ведении реестра).
15.12.2011 в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении о наличии в его действиях признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.22 КоАП РФ.
Постановлением от 16.05.2012 N 72-12-469/пн Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 15.22 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с законностью вынесенного постановления, Общество обжаловало его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявления ЗАО "Витязь", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в действиях Общества имеется состав вмененного ему правонарушения.
Суд апелляционной инстанции посчитал данные выводы суда ошибочными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм процессуального и материального права, приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 44 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" заявитель обязан обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации с момента государственной регистрации общества. Держателем реестра акционеров общества может быть само общество или регистратор.
Согласно пункту 1 Приказа ФСФР России от 13.08.2009 N 09-33/пз-н "Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг" в случае самостоятельного ведения реестра владельцев именных ценных бумаг акционерными обществами в соответствии с законодательством Российской Федерации акционерные общества обязаны соблюдать требования к порядку ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также требования, установленные настоящим Приказом.
В соответствии с разделом 5 Положения о ведении реестра регистратор обязан в том числе в течение времени, установленного правилами ведения реестра, но не менее чем четыре часа каждый рабочий день недели (включая обособленные подразделения регистратора) обеспечивать эмитенту, зарегистрированным лицам, уполномоченным представителям возможность предоставления распоряжений и получения информации из реестра.
Зарегистрированным лицом является физическое или юридическое лицо, информация о котором внесена в реестр; уполномоченным представителем - должностные лица юридического лица, которые в соответствии с учредительными документами вправе действовать от имени данного юридического лица без доверенности; лица, уполномоченные зарегистрированным лицом совершать действия с ценными бумагами от его имени на основании доверенности; законные представители зарегистрированного лица (родители, усыновители, опекуны, попечители); должностные лица уполномоченных государственных органов (сотрудники судебных, правоохранительных органов, Государственной налоговой службы, а также иных уполномоченных государственных органов), которые в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе требовать от регистратора исполнения определенных операций в реестре (Разделе 2 Положения).
Согласно пункту 5.2.2 Положения о ведении реестра каждый документ (запрос), связанный с реестром, который поступает к регистратору, должен быть зарегистрирован в журнале входящих документов. После окончания обработки документ с отметкой об исполнении должен быть помещен в архив; распоряжение одного зарегистрированного лица должно исполняться разными сотрудниками регистратора.
Невыполнение вышеперечисленных обязанностей лицом, осуществляющим ведение реестра владельцев ценных бумаг, влечет административную ответственность по части 3 статьи 15.22 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В материалах дела отсутствуют доказательства обращения эмитентов, зарегистрированных лиц, уполномоченных представителей в адрес Общества с распоряжением либо за получением информации из реестра, а также доказательств обращений эмитентов, зарегистрированных лиц, уполномоченных представителей в Региональное отделение в связи с неисполнением Обществом обязанности по обеспечению им возможности предоставления распоряжений и получения информации из реестра каждый рабочий день недели.
В целях непрерывного ведения реестра и соблюдения требований пункта 5.2.2 Положения о ведении реестра генеральным директором на время своего отпуска приказом от 27.09.2011 "О назначении исполняющего обязанности Генерального директора ЗАО "ВИТЯЗЬ" было назначено лицо, ответственного за ведение реестра на время отпуска (отсутствия) генерального директора, с целью соблюдения требований законодательства, устанавливающего необходимость непрерывного ведения реестра.
Данный приказ был представлен Обществом при рассмотрении дела об АП, что нашло отражение в оспариваемом постановлении.
Пунктом 5.4 Положения установлено, что регистратор несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по ведению и хранению реестра (в том числе необеспечение конфиденциальности информации реестра и предоставление недостоверных или неполных данных) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Судом установлено, что Отделение ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представило доказательств обращений эмитентов, зарегистрированных лиц, уполномоченных представителей в адрес Общества с распоряжением либо за получением информации из реестра, а также доказательств обращений эмитентов, зарегистрированных лиц, уполномоченных представителей в Отделение в связи с неисполнением Обществом обязанности по обеспечению им возможности предоставления распоряжений и получения информации из реестра каждый рабочий день недели.
При таких обстоятельствах следует признать, что вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 15.22 КоАП РФ, правомерен.
Отсутствие события административного правонарушения в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает возможность привлечения лица к административной ответственности.
В силу положений части 3 статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы судов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам, и не вправе на стадии кассационного судопроизводства устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Кассационная инстанция считает, что суд апелляционной инстанции правильно установил обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные сторонами документы и дал им надлежащую правовую оценку, обжалуемый судебный акт соответствуют нормам материального и процессуального права и основания для его отмены отсутствуют. Доводы жалобы, содержащие иную оценку фактических обстоятельств дела, не могут быть приняты во внимание судом в силу положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2012 по делу N А56-33211/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе - без удовлетворения.
Л.Б. Мунтян
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.