Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Самсоновой Л.А.,
при участии от закрытого акционерного общества "Завод комплексной переработки отходов" Федосеенко Л.Л. (доверенность от 05.03.2013 N К-20), от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу Шарапко Д.А. (доверенность от 07.09.2012 N 01-19/8851),
рассмотрев 19.03.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Завод комплексной переработки отходов" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2012 по делу N А56-11928/2012 (судьи Фокина Е.А., Есипова О.И., Шульга Л.А.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Завод комплексной переработки отходов", место нахождения: 188508, Ленинградская область, Ломоносовский район, поселок Горелово, Волхонское шоссе, дом 20, ОГРН 1024702181460 (далее - Завод КПО, Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу, место нахождения: 191104, Санкт-Петербург, Литейный проспект, дом 39, ОГРН 1099847008546 (далее - Департамент), выразившегося в непредоставлении Обществу лицензии на право осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности в части размещения отходов IV класса опасности; обязать Департамент предоставить Заводу КПО лицензию на право осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классы опасности в соответствии с заявлением Общества от 21.11.2011 N 28-К с учетом корректировки состава отходов и видов работ согласно приложениям N 1 и 2 к письму заявителя от 05.12.2011 N К-100.
Решением суда первой инстанции от 12.07.2012 (судья Буткевич Л.Ю.) требование Общества удовлетворено в части обязания Департамента выдать лицензию на право осуществления работ (услуг) по размещению отходов IV класса опасности для целей рекультивации полигона твердых отходов (по адресу: 188508, Ленинградская область, Ломоносовский район, поселок Горелово, Волхонское шоссе, дом 20), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционного суда от 28.11.2012 указанное решение отменено. Бездействие Департамента, выразившееся в непринятии по заявлению Завода КПО решения о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности апелляционный суд, признал незаконным и обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
В кассационной жалобе Общество ссылаясь на то, что действия Департамента незаконны, нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере экономической деятельности, просит решение от 12.07.2012 и постановление от 28.11.2012 отменить и принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Департамента возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 21.11.2011 Общество направило в Департамент заявление N 28-К о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности (в части сбора отходов сторонних организаций III - IV классов опасности, использования отходов сторонних организаций IV класса опасности, размещения собственных отходов III-IV классов опасности, размещения отходов сторонних организаций III-IV классов опасности).
На момент подачи заявления у Завода КПО была лицензия от 20.02.2007 N ОТ-19-000988 (78) на осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, предоставленная на срок до 20.02.2012.
На основании распоряжения заместителя начальника Департамента от 12.01.2012 N ЛВ-283/13 Департаментом в период с 18.01.2012 по 01.02.2012 была проведена проверка возможности выполнения Обществом лицензионных требований и условий.
По результатам проверки составлен акт от 01.02.2012 N ЛВ-283/13.
В адрес Общества Департаментом направлено уведомление от 14.02.2012 N 283, в котором указано, что Департаментом принято решение о предоставлении Обществу лицензии от 14.02.2012 N 78-00023 на осуществление вида деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности (в части сбора и использования отходов IV класса опасности).
Завод КПО, полагая, что выданная лицензия не позволяет ему осуществлять основной вид экономической деятельности - размещение (захоронение) отходов на принадлежащем ему объекте размещения отходов, внесенном в государственный реестр объектов размещение отходов за N 2583 - Полигоне твердых отходов, расположенного по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, Волхонское шоссе, дом 20, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд первой инстанции, признав, что Департамент нарушил право Завода КПО на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности, в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ обязал Департамент выдать Обществу лицензию на право осуществления работ (услуг) по размещению отходов IV класса опасности для целей рекультивации полигона твердых отходов.
Апелляционной суд отменил решение, указав, что суд первой инстанции не признал незаконным оспариваемое бездействие Департамента, однако обязал лицензирующий орган выдать Заводу КПО лицензию, что противоречит части 4 статьи 200 и части 5 статьи 201 АПК РФ.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает жалобу Общества не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно пункту 30 статьи 12 Закона N 99-ФЗ в соответствии с указанным Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
В соответствии с пунктом 5 Положения о лицензировании деятельности по сбросу, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 N 524 (далее - Положение N 524), для получения лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (далее - лицензия) соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о предоставлении лицензии и документы (копии документов), указанные в пункте 1 статьи 9 Закона N 99-ФЗ;
б) перечень отходов I - IV класса опасности, с которыми предполагается осуществлять деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению (с указанием наименования отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов, вида и класса опасности, а также сведений о составе отходов);
в) копия положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - IV класса опасности, в случае, если соискатель лицензии предполагает использовать такие объекты для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса опасности, за исключением тех объектов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до вступления в силу названного Постановления;
г) копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I - IV класса опасности, подтверждающих профессиональную подготовку индивидуального предпринимателя или работников юридического лица, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности;
д) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения отходов I - IV класса опасности, специализированных установок по обезвреживанию отходов I - IV класса опасности, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соответствующих установленным требованиям;
е) копия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса опасности.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 99-ФЗ в срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, в порядке, установленном статьей 19 настоящего Федерального закона, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.
Пунктом 2 статьи 14 Закона N 99-ФЗ предусмотрено, что решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа.
В силу части 8 указанной статьи решение лицензирующего органа об отказе в предоставлении лицензии или бездействие лицензирующего органа может быть обжаловано соискателем лицензии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции установил, что Департаментом не принято решение по заявлению Общества о предоставлении заявителю лицензии на право осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности в части размещения отходов IV класса опасности.
Кроме того, апелляционной инстанцией также установлено, что в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 255, которым утверждено новое положение о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности (далее - Положение N 255), Положение N 524 утратило силу. Лицензирующим органом, представленные заявителем документы в соответствии с новым Положением не проверялись. Апелляционная инстанция сделала правильный вывод о том, что основания для обязания Департамента выдать Заводу КПО лицензию без учета действующего Положения N 524 отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции, всесторонне и в полном объеме исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ, пришел к обоснованному выводу о том, что бездействие Департамента является незаконным, и правомерно обязал лицензирующий орган принять решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении в части размещения отходов IV класса опасности.
Ввиду изложенного кассационная инстанция не усматривает нарушений апелляционным судом норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию необоснованного судебного акта.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы Завода КПО отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2012 по делу N А56-11928/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Завод комплексной переработки отходов" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.