Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 18.03.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Вологдагаз" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 03.10.2012 (судья Парфенюк А.В.), дополнительное решение Арбитражного суда Вологодской области от 25.10.2012 (судья Парфенюк А.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2012 (судьи Чельцова Н.С., Мурахина Н.В., Осокина Н.Н.) по делу N А13-3879/2012,
установил:
Открытое акционерное общество "Вологдагаз", место нахождения: 160014, г. Вологда, ул. Саммера, д. 4а, ОГРН 1023500873110 (далее - ОАО "Вологдагаз", Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным пункта 12 предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области, место нахождения: 160009, г. Вологда, ул. Мальцева, д. 41, ОГРН 1043500086112 (далее - Управление), от 17.02.2012 N 85/3/85-12 по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны.
К участию в деле привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области (далее - ТУ Росимущества), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление Росреестра), Департамент имущественных отношений Вологодской области (далее - Департамент).
Решением от 03.10.2012 суд отказал в удовлетворении заявления Общества.
Дополнительным решением от 25.10.2012 суд взыскал с Общества в Федеральный бюджет 2000 руб. государственной пошлины
Постановлением от 07.12.2012 апелляционная инстанция оставила решение и дополнительное решение суда первой инстанции без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Вологдагаз", ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты и вынести судебные акты.
Податель жалобы отмечает, что у него отсутствует право собственности и иные права на спорное защитное сооружение и на земельный участок, на котором оно расположено, оно не числится на балансе Общества.
Общество считает, что спорный объект недвижимости не связан по своим техническим характеристикам, месту нахождения, назначению с приватизированными объектами недвижимости Общества.
Заявитель считает, что паспорт убежища подтверждает отнесение спорного объекта к убежищам только по состоянию на 1986 год и в настоящее время объект фактически утратил признаки убежища.
Общество отмечает, что спорный объект нуждается в восстановлении и в настоящее время непригоден для использования по назначению.
Заявитель отмечает, что в паспорте убежища приводятся только его технические характеристики, учетная карточка защитного сооружения гражданской обороны N 30 доказывает только то обстоятельство, что данное укрытие учтено в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны.
Податель жалобы считает, что пункт 12 предписания нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку возлагает на Общество обязанности по содержанию непринадлежащего ему имущества, что повлечет возникновение у Общества затрат на его содержание и ремонт.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент просит оставить принятые судебные акты без изменения.
Представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба с учетом ходатайства Департамента рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 31.01.2012 N 85 должностными лицами Управления в период с 10.12.2012 по 17.02.2012 проведена плановая выездная проверка соблюдения ОАО "Вологдагаз" обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при осуществлении деятельности по адресу: город Вологда, улица Саммера, 4 "а", по результатам которой оформлены акт проверки содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны (далее - ЗС ГО) от 14.02.2012 N 36/30, акт проверки органом государственного контроля юридического лица от 17.02.2012 N 85.
В ходе проверки Управлением установлено, что защитное сооружение, расположенное по вышеуказанному адресу, принято в эксплуатацию в 1986 году и находится на балансе ОАО "Вологдагаз"; Обществом нарушаются в числе прочих пункты 1.3, 1.5, подпункты 3.2.4, 3.2.6, 3.2.8, 3.2.10, 3.2.11, 3.2.14, 3.2.19, 3.2.23 пункта 3.2, пункты 3.6, 4.1, 5, подпункты 6.2.1, 6.2.2 пункта 6.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) от 15.12.2002 N 583 (далее - Правила N 583), пункт 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687 (далее - Положение N 687).
Управление направило Обществу предписание от 17.02.2012 N 85/3/85-12, в пункте 12 которого в целях устранения выявленных нарушений установленных требований в области гражданской обороны заявителю предложено поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению ЗС ГО, и для этого в срок до 31.08.2012 выполнить следующие действия:
назначить ответственных должностных лиц, в обязанности которых входит организация мероприятий по содержанию помещений ЗС ГО, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования;
разработать необходимую проектно-сметную документацию, необходимую для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО, в том числе по обеспечению запасами питьевой и не питьевой воды, приборами отопления, сантехническим оборудованием;
обеспечить звено по обслуживанию ЗС ГО средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно нормам оснащения (табелизации), приведенным в приложении N 2 к Правилам N 583;
согласовать застройку участка вблизи входа в ЗС ГО с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
защитить вход в ЗС ГО от атмосферных осадков и поверхностных вод;
запретить оштукатуривание потолков и стен помещений;
окрасить металлические двери и ставни синтетическим красками (глифталиевыми, алкидно-стирольными и др.), обеспечить наличие табличек с наименованием завода-изготовителя и техническими данными инженерно-технического оборудования;
содержать в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению инженерно-техническое оборудование ЗС ГО;
очищать от грязи и снега воздухозаборные и вытяжные каналы системы вентиляции, противовзрывное устройство;
поддерживать температуру воздуха в помещении ЗС ГО в зимнее время не ниже +10 градусов Цельсия;
обеспечить помещение ЗС ГО аварийными резервуарами для сбора фекалий;
обеспечить наличие в ЗС ГО документации (журнала проверки состояния убежища, плана перевода ЗС ГО на режим убежища, планов внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств и др.);
проводить ежегодные, специальные осмотры и инвентаризации ЗС ГО, вести документацию по их проведению;
проводить техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем ЗС ГО;
обозначить ЗС ГО соответствующими знаками;
пронумеровать защитные и защитно-герметические двери, нанести маркировку на внутреннее оборудование защитного сооружения.
ОАО "Вологдагаз" оспорило пункт 12 предписания в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления, отметив, что поскольку спорный объект ЗС ГО не снят с учета, то Общество обязано обеспечивать содержание названного объекта.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
Как установлено частью 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенного следует, что ненормативный правовой акт или действие (бездействие) государственных органов могут быть признаны арбитражным судом незаконными при наличии в совокупности следующих условий: несоответствия такого действия (бездействия) или акта требованиям действующего законодательства и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложены обязанности по созданию и поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления гражданской обороны, систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитных сооружений и других объектов гражданской обороны. Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 (далее - Порядок N 1309).
Пунктом 2 Порядка N 1309 предусмотрено, что к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Организации в числе прочего обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны (пункт 10 Порядка N 1309).
В мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению (пункт 13 Порядка N 1309).
Согласно пункту 3 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 (далее - Положение N 804) организации, наряду с иными субъектами, в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
В силу пункта 10 Положения N 804 указано, что одним из основных мероприятий по гражданской обороне, осуществляемым в целях предоставления населению убежищ является поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание ЗС ГО и их технических систем.
Пунктом 16.4 Положения N 687 предусмотрено, что организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют мероприятия по предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты, а именно:
поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание ЗС ГО находящихся в ведении организаций;
строительство убежищ гражданской обороны для укрытия наибольшей работающей смены организаций, продолжающих производственную деятельность в городах и населенных пунктах, отнесенных к группам по гражданской обороне, в населенных пунктах, имеющих организации, отнесенные к категории особой важности по гражданской обороне, и железнодорожные станции первой категории, и населенных пунктах, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления в пределах 4-часового добегания волны прорыва при разрушении гидротехнических сооружений.
Согласно пункту 1.2 Правил N 583 требования данных Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны.
Статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации.
В соответствии с пунктом 2.1 Правил N 583 учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО.
В силу пункта 2.2 Правил N 583 документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО.
Из материалов дела следует, что спорный объект, расположенный по адресу: город Вологда, улица Саммера, 4 "а", имеет паспорт убежища и обладает статусом ЗС ГО.
Суды выявили, что названный объект гражданской обороны находится в ведении ОАО "Вологдагаз".
В ходе судебного разбирательства суды первой и апелляционной инстанций установили и Обществом не оспаривается, что ЗС ГО, расположенное по данному адресу, не соответствует обязательным требованиям пунктов 1.3, 1.5, подпункты 3.2.4, 3.2.6, 3.2.8, 3.2.10, 3.2.11, 3.2.14, 3.2.19, 3.2.23 пункта 3.2, пункты 3.6, 4.1, 5, подпункты 6.2.1, 6.2.2 пункта 6.2 Правил N 583, а также пункта 16.4 Положения N 687.
Данные сведения отражены в акте проверки от 17.02.2012 N 85. При этом в предписании от 17.02.2012 N 85/3/85-12 указаны конкретные мероприятия, которые Общество должно осуществить для его выполнения.
Согласно паспорту убежища названное ЗС ГО принадлежало и эксплуатировалось производственным трестом "Вологдагоргаз" (впоследствии - государственным предприятием "Вологдагоргаз") (том 2, листы 145 - 149).
Указом Президента Российской Федерации от 08.12.1992 N 1559 "О преобразовании в акционерные общества и приватизации государственных предприятий, объединений и организаций газового хозяйства Российской Федерации" государственное предприятие "Вологдагоргаз" преобразовано в акционерное общество.
В соответствии с пунктами 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, ЗС ГО относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 31 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" при отчуждении государственного или муниципального имущества в порядке приватизации соответствующее имущество может быть обременено ограничениями, предусмотренными названным Законом или иными федеральными законами.
К числу ограничений относится обязанность содержать имущество, не включенное в состав приватизированного имущественного комплекса унитарного предприятия и связанное по своим техническим характеристикам, месту нахождения (для объектов недвижимости), назначению с приватизированным имуществом.
Одним их видов такого имущества являются объекты гражданской обороны.
В силу пункта 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 N 359, объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование.
К указанным объектам и имуществу относятся в числе прочих отдельно стоящие убежища гражданской обороны; встроенные убежища гражданской обороны; специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны; имущество гражданской обороны.
С правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны по форме установленной в приложении N 2 к настоящему Положению.
В пункте 13.1 Устава ОАО "Вологдагаз", утвержденного Комитетом по управлению имуществом Вологодской области 31.05.1994 N 114, указано, что акционерное общество обязано использовать объекты гражданской обороны мобилизационного назначения, мобилизационные запасы, не подлежащие приватизации на условиях договоров, заключаемых обществом с соответствующими региональными органами государственного управления, в порядке, определяемом Госкомимуществом России (том 1, лист 74).
Согласно пункту 9 решения Комитета по управлению имуществом Вологодской области от 31.05.1994 N 114, акционерному обществу в месячный срок следует заключить договоры с администрацией области по мобилизационной подготовке и по гражданской обороне, предварительно согласовав их с соответствующими органами управления области (том 1, лист 59).
Суды установили, что в данном случае доказательства заключения такого договора между Обществом и Госкомимуществом России либо соответствующим федеральным органом исполнительной власти в материалах дела отсутствует.
Суды обоснованно отметили, что обязанность заключить такой договор возложена именно на Общество, на сегодняшний день убежище, расположенное по вышеуказанному адресу, эксплуатируется ОАО "Вологдагаз", что подтверждается учетной карточкой ЗС ГО от 31.07.2006 N 30, подписанной руководителем общества Чучиным В.Н., письмами Департамента имущественных отношений Вологодской области от 31.07.2006 N 3232, Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Вологодской области от 04.08.2006 N 2808, актом рабочей комиссии о проверке защитного сооружения от 04.09.2001 N 128, подписанным генеральным директором ОАО "Вологдагаз" Кайзер А.И., актом состояния готовности фильтровентиляционного оборудования и инженерно-технического состояния оборудования для ЗС ГО, утвержденного генеральным директором общества Соколовым А.М. 01.07.2012 (том 2, листы 89 - 112).
Порядок снятия убежища гражданской обороны с учета регламентирован пунктами 2.5 - 2.12 Правил N 583.
Как установили суды, спорный объект ЗС ГО не снят с учета в порядке, предусмотренном данными правилами. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу, что Общество обязано обеспечивать содержание названного объекта, состояние его готовности к использованию в соответствии с действующим законодательством.
В связи с указанными обстоятельствами суды обоснованно отметили, что факт отсутствия договора о правах и обязанностях в отношении объекта гражданской обороны, названного в пункте 2 Положения N 359, заключаемого в целях сохранности спорного защитного сооружения и обеспечения готовности его для нужд гражданской обороны, не свидетельствует об отсутствии у ОАО "Вологдагаз" оспариваемых им обязанностей.
Как правильно указали суды, ссылка подателя жалобы на то, что спорный объект утратил признаки убежища и в силу ветхости подлежал снятию с учета, не подтвержден соответствующей доказательственной базой.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказал Обществу в признании недействительным пункта 12 спорного предписания.
Доводы кассационной жалобы фактически повторяют доводы, заявленные в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку.
Кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела правильно применили нормы материального и процессуального права, в связи с чем основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 03.10.2012, дополнительное решение Арбитражного суда Вологодской области от 25.10.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2012 по делу N А13-3879/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Вологдагаз" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.