Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Блиновой Л.В., Самсоновой Л.А.,
при участии от Балтийского управления Министерства культуры Российской Федерации Сибилева П.В. (доверенность от 07.03.2013),
рассмотрев 09.04.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Балтийского управления Министерства культуры Российской Федерации на решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.09.2012 (судья Зинченко С.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012 (судьи Лопато И.Б., Зотеева Л.В., Семенова А.Б.) по делу N А21-6104/2012,
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Куршская коса" (место нахождения: Калининградская обл., Зеленоградский р-н, п.г.т. Рыбачий, ул. Лесная, д. 7; ОГРН 1023902052624; далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании предписания Балтийского управления Министерства культуры Российской Федерации (далее - Управление) от 03.07.2012 N 07.
Решением суда первой инстанции от 19.09.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.12.2012, предписание Управления признано недействительным.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, предписание выдано правомерно, поскольку на Визит-центр Учреждения, в котором хранятся музейные ценности, распространяется определение понятия "музей".
В судебном заседании представитель Управления доводы жалобы поддержал.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Учреждения, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Управлением на основании распоряжения от 01.06.2012 N 18 в период с 05.06.2012 по 03.07.2012 проведена плановая выездная проверка Учреждения с целью предупреждения и устранения нарушений нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере музейного дела.
По итогам проверки составлен акт от 03.07.2012 N 10-Ф, в котором отражены нарушения в работе Визит-центра "Музейный комплекс", расположенного по адресу: Калининградская обл., п. Лесное, 14-й км (информационный центр для посетителей) - нарушен порядок включения музейных предметов и музейных коллекций в состав Музейного фонда Российской Федерации (далее - Фонд); отсутствует регистрация музейных предметов и музейных коллекций в Государственном каталоге Фонда; нарушен порядок приема-сдачи дел при назначении или освобождении главного хранителя (зав. фондами); не выделен научно-вспомогательный фонд; нарушен порядок переучета музейных предметов; отсутствуют приборы контроля для регистрации температуры и влажности в экспозиционном зале, а также записи показателей температуры и влажности в специальной книге; не соблюдаются требования к световому режиму.
Об устранении выявленных нарушений в срок до 01.03.2013 Учреждению выдано предписание от 03.07.2012 N 07.
Не согласившись в предписанием, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исходя из того, что проверкой выявлены нарушения нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность музеев, к каковым не относятся ни Учреждение, ни Визит-центр, заявление удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) включение музейных предметов и музейных коллекций в состав Фонда производится федеральным органом исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры, в порядке, устанавливаемом положением о Фонде, после проведения соответствующей экспертизы.
Положение о Фонде утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Музейные предметы и музейные коллекции считаются включенными в состав Фонда со дня регистрации соответствующего факта в Государственном каталоге Фонда.
Собственнику музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Фонда, выдается соответствующее свидетельство.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1998 N 179 утверждено Положение о Фонде (далее - Положение), согласно пункту 2 которого в состав государственной части Фонда входят музейные предметы и музейные коллекции: находящиеся в федеральной собственности или в собственности субъектов Российской Федерации, независимо от того, в чьем владении они находятся; приобретаемые после вступления в силу Федерального закона государственными музеями, иными государственными учреждениями независимо от формы приобретения.
Как предусмотрено пунктом 8 Положения, музейные предметы и музейные коллекции, приобретенные государственными музеями, иными государственными учреждениями независимо от источника и формы приобретения, должны быть заявлены для включения в состав государственной части Фонда в 2-месячный срок с момента их приобретения.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что в соответствии с договором от 10.04.2012 государственное бюджетное учреждение культуры "Калининградский областной историко-художественный музей" передало Учреждению 76 музейных предметов из государственного собрания во временное пользование для экспонирования на срок до 01.01.2013.
В силу пункта 13 Положения о Фонде музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Фонда, подлежат учету и хранению в соответствии с едиными правилами и условиями, определяемыми Министерством культуры Российской Федерации, независимо от того, в чьей собственности или владении они находятся.
Учет музейных предметов и музейных коллекций осуществляется их собственниками или музеями и иными организациями, в оперативном управлении или пользовании которых они находятся.
Следовательно, на Учреждение возлагается обязанность по учету и хранению указанных 76 музейных предметов в период действия договора от 10.04.2012 лишь в случае их включения в состав Фонда.
Между тем, доказательств того, что спорные музейные предметы включены в установленном порядке в состав Фонда в материалах дела не имеется.
Получение Учреждением музейных предметов во временное пользование для экспонирования исключает вывод о приобретении им данных предметов, а также свидетельствует об отсутствии у него обязанности заявлять эти предметы для включения в состав государственной части Фонда, что и установлено судами двух инстанций.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суды пришли к выводам о несоответствии предписания Управления Федеральному закону и Положению, а также о нарушении данным предписанием прав и законных интересов заявителя.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.09.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012 по делу N А21-6104/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Балтийского управления Министерства культуры Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
Л.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.