Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кужаровой Н.И., судей Власовой М.Г. и Дмитриева В.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Лес С" Корнилова Д.Г. (доверенность от 15.06.2012), от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Леоновой Т.С. (доверенность от 17.10.2012) и Фомина И.А. (доверенность от 17.10.2012),
рассмотрев 11.04.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.08.2012 (судья Погорелов В.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2012 (судьи Серикова И.А., Аносова Н.В., Барканова Я.В.) по делу N А26-4047/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лес С", место нахождения: 186134, Республика Карелия, Пряжинский район, поселок Сяпся, Речная улица, дом 16, ОГРН 1021001150675 (далее - ООО "Лес С"), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, Москва, Новая Басманная улица, дом 2, ОГРН 1037739877295 (далее - ОАО "РЖД"), и с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) просило взыскать 276 536,8 руб. неустойки по договору от 25.11.2010 N 336.
Решением от 24.08.2012, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2012, иск удовлетворен.
ОАО "РЖД", ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить названные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, суды неправомерно применили к отношениям сторон нормы Федерального закона от 10.01.2013 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), тогда как спор надлежало рассмотреть с применением Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о российско-финляндском прямом международном сообщении.
В отзыве ООО "Лес С" просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность приведенных в ней доводов.
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.03.2013 (судьи Кужарова Н.И., Власова М.Г. и Коробов К.Ю.) рассмотрение кассационной жалобы отложено на 11.04.2013.
В связи с отпуском судьи Коробова К.Ю. произведена его замена на судью Дмитриева В.В. на основании частей 2 и 4 статьи 18 АПК РФ.
В судебном заседании представители ОАО "РЖД" поддержали доводы, приведенные в жалобе, а представитель ООО "Лес С" возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в пользовании ООО "Лес С" находится участок железнодорожного пути необщего пользования (396 м), примыкающий к пути N 2 станции Эссойла Октябрьской железной дороги стрелочным переводом N 5.
ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "Лес С" (владелец) 25.11.2010 заключили договор N 336 на эксплуатацию этого участка железнодорожного пути необщего пользования при обслуживании локомотивом перевозчика (далее - Договор).
Согласно пункту 1 Договора целью его заключения является регулирование сторонами подачи, расстановки на места погрузки и выгрузки, уборки вагонов с железнодорожного пути необщего пользования локомотивом перевозчика.
В пункте 24 Договора указано, что "по вопросам, не предусмотренным настоящим Договором, стороны руководствуются федеральными законами "О железнодорожном транспорте РФ" и "Устав железнодорожного транспорта РФ", Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и другими нормативно-правовыми актами РФ.
Пунктом 26 Договора предусмотрено, что споры и разногласия по Договору подлежат рассмотрению в Арбитражном суде Республики Карелия.
ООО "Лес С", ссылаясь на то, что ОАО "РЖД" в период с июня по ноябрь 2011 года неоднократно нарушало сроки доставки вагонов на пути, принадлежащие ООО "Лес С", обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
На основании статьи 33 Устава сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 27.
В соответствии с пунктами 12, 13 названных Правил за просрочку доставки груза, а также порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику, перевозчик несет ответственность в соответствии со статьей 97 Устава. Действие положений настоящих Правил распространяется на исчисление сроков доставки не принадлежащих перевозчику грузовых порожних вагонов, перевозка которых осуществляется по полным перевозочным документам.
Статьей 97 Устава предусмотрено, что за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава обстоятельств.
Задержка возврата порожних вагонов (платформ) и предъявление истцом претензий по каждому из вагонов подтверждаются материалами дела.
Расчет размера неустойки проверен судами и признан обоснованным.
На основании этого суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили иск в заявленном размере.
Доводы жалобы о том, что к отношениям сторон не подлежат применению нормы Устава, а также о том, что дело неподсудно Арбитражному суду Республики Карелия, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и правомерно отклонены ими как противоречащие условиям Договора.
Ввиду того, что обжалуемые решение и постановление приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.08.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2012 по делу N А26-4047/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.И. Кужарова |
Судьи |
М.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.