Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А. и Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 19.03.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вельское лесоперевалочное предприятие" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.09.2012 (судья Тюпин А.Н.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2012 (судьи Виноградов О.Н., Чередина Н.В., Писарева О.Г.) по делу N А05-9640/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вельское лесоперевалочное предприятие", место нахождения: 165151, Архангельская область, город Вельск, Заводская улица, дом 116, строение 1, ОГРН 1112907000711 (далее - ООО "Вельское ЛПП", Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском (с учетом принятого судом уточнения) к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, место нахождения: 163000, город Архангельск, Троицкий проспект, дом 49, ОГРН 1102901001356 (далее - Министерство), об обязании заключить соглашения о внесении изменений и дополнений N 5 в договоры аренды лесных участков от 15.07.2008 N 376, от 30.09.2008 N 413 и 414, изложив пункты 3.4.10 договоров в следующей редакции: "3.4.10 Соблюдать на предоставленном ему в аренду лесном участке Правила пожарной безопасности. В случае обнаружения лесного пожара на лесном участке немедленно сообщать об этом в специализированную диспетчерскую службу и принимать все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара. Осуществлять меры противопожарного обустройства лесов".
Решением суда первой инстанции от 06.09.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.12.2012, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Общество просит суд отменить принятые судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили. Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон в соответствии со статьями 123, 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, между Департаментом лесного комплекса Архангельской области (арендодатель, правопредшественник ответчика) и открытым акционерным обществом "Вельское лесоперевалочное предприятие" (арендатор, правопредшественник истца) заключены договоры от 15.07.2008 N 376, от 30.09.2008 N 413 и 414 аренды лесных участков, в соответствии с условиями которых Арендатору переданы лесные участки для использования в целях заготовки древесины. Сторонами также заключены соглашения о внесении изменений и дополнений в указанные договоры аренды лесных участков от 12.10.2009 N 1, от 15.04.2010 N 2 и дополнительных соглашений от 28.01.2011 N 3.
Арендованное имущество передано арендатору по актам приема-передачи от 15.07.2008, от 30.09.2008.
Указанные выше договоры аренды, а также соглашения и дополнительные соглашения к ним зарегистрированы в установленном законом порядке.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 06.02.2012 по делу N А05-13499/2011, урегулированы разногласия, возникшие между Обществом и Министерством при заключении дополнительных соглашений от 07.09.2011 N 4 о внесении изменений в договоры аренды лесных участков от 15.07.2008 N 376, от 30.09.2008 N 413 и 414.
Пункт 3.4.10 спорных договоров принят в следующей редакции: "Соблюдать на предоставленном ему в аренду лесном участке Правила пожарной безопасности. В случае возникновения лесного пожара обеспечивать его тушение. Проводить противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов. Прокладывать просеки, противопожарные разрывы, обеспечивать создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, в соответствии с проектом освоения лесов".
Общество 05.04.2012 направило в адрес Министерства письмо N 628 с предложением о внесении изменений в договоры аренды лесных участков от 15.07.2008 N 376, от 30.09.2008 N 413, 414 в целях приведения договоров в соответствие с действующим законодательством. В проекте соглашения о внесении изменений и дополнений N 5 в договоры аренды лесных участков пункт 3.4.10 изложен в следующей редакции: "Соблюдать на предоставленном ему в аренду лесном участке Правила пожарной безопасности. В случае обнаружения лесного пожара на лесном участке немедленно сообщать об этом в специализированную диспетчерскую службу и принимать все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара. Осуществлять меры противопожарной обустройства лесов".
Письмом от 15.06.2012 Министерство пояснило истцу, что считает внесение запрашиваемых изменений нецелесообразным, что послужило основанием для обращения последнего в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды, отказывая в удовлетворении иска, правомерно исходили из следующего.
Статьей 52 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) (в редакции, действующей на момент заключения спорных договоров) установлено, что охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) и настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 2 статьи 51 ЛК РФ охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Привлечение граждан, юридических лиц для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (часть 2 статьи 53 ЛК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 53 ЛК РФ предусмотрены меры пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с частью 3 статьи 53 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения спорных договоров) арендаторами лесных участков осуществляются, на основании проекта освоения лесов, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 названной статьи меры пожарной безопасности: противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов, создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности.
Аналогичные положения содержатся в пунктах 3, 4, 5, 7 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417.
Арбитражный суд в решении от 06.02.2012 по делу N А05-13499/2011 установил, что арендатор не является специализированной организацией, осуществляющей деятельность по тушению лесных пожаров, в связи с чем, он не имеет возможности осуществить обеспечение ликвидации лесного пожара только лишь своими силами, что не исключает в установленном законом порядке его привлечение к тушению возникшего лесного пожара. Пункт 3.4.10 спорных договоров был принят в редакции истца (ООО "Вельское ЛПП"), которая соответствовала, как верно установил суд первой инстанции в настоящем деле, его первоначальной редакции.
Спорное условие договоров - "в случае возникновения лесного пожара обеспечивать его тушение", которое по мнению истца не соответствовало закону, буквально не исключает участия арендатора в тушении пожара, но и не содержит обязанности по его тушению непосредственно им.
В связи с этим вывод суда первой инстанции о том, что пункт 3.4.10 спорных договоров на момент их заключения соответствовал положениям законодательства, является верным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В силу пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Статьей 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Судами не установлена норма закона, предусматривающая возможность изменения спорных договоров по требованию одной из сторон в связи с изменениями в законодательстве, а также условие самих договоров, предусматривающее такую возможность.
Поскольку правовые основания для изменения спорных условий договоров аренды лесных участков в судебном порядке отсутствуют, суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении иска.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, исследовались судами, и им дана надлежащая оценка.
Суды правильно применили нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам.
При таком положении оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.09.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2012 по делу N А05-9640/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вельское лесоперевалочное предприятие" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.