Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Сергеевой И.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ЛТНТ-Групп" Ярош М.В. (доверенность от 01.03.2013),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 29.10.2012 (судья Бажан О.М.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2013 (судьи Пестерева О.Ю., Виноградова Т.В., Докшина А.Ю.) по делу N А66-6330/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛТНТ-Групп", место нахождения: 170000, Тверская область, Калининский район, г. Тверь, пл. Гагарина, д. 1, ОГРН 1086952012058 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 33, ОГРН 1026900561071 (далее - Министерство), оформленного письмом от 23.07.2012 N 10584-09, в принятии решения о формировании и выкупе земельного участка площадью 5331 кв.м с кадастровым номером 69:40:0200011:192, расположенного по адресу: г. Тверь, пл. Гагарина, д. 1, необходимого для эксплуатации нежилого здания машинного зала N 1, принадлежащего заявителю на праве собственности, а также об обязании Министерства устранить допущенное нарушение прав Общества.
Суд первой инстанции решением от 29.10.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.01.2013, признал недействительным оспариваемый отказ и обязал Министерство принять решение о формировании названного земельного участка, его приватизации и направить Обществу проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, просит отменить решение от 29.10.2012 и постановление от 17.01.2013 и отказать в удовлетворении требований Общества.
Податель жалобы указывает следующее: суды не учли, что образование нового земельного участка невозможно без письменного согласия собственника участка, из которого производится выдел, а также без письменного заявления собственников всех объектов недвижимого имущества, расположенных на таком участке; Общество не представило доказательств того, что для эксплуатации принадлежащего ему здания необходим весь испрашиваемый в собственность земельный участок, площадь которого значительно превышает площадь здания.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Министерство извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направило, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником нежилого здания машинного зала N 1 общей площадью 1922,3 кв.м с кадастровым номером 69:40:0200011:0096:1/019487/37:1000/А(56), находящегося по адресу: г. Тверь, пл. Гагарина, д. 1. Данный объект ранее находился в государственной собственности и был приватизирован в1994 году акционерным обществом открытого типа "Тверское химволокно".
Названный объект расположен на земельном участке площадью 32 636 кв.м с кадастровым номером 69:40:0200011:129, право государственной собственности на который не разграничено. На данном участке помимо здания Общества расположены объекты недвижимости, принадлежащие другим лицам. Земельный участок находится у Общества в аренде на основании договора от 17.12.2009 N 372-зу/09 аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора.
На основании заявления Общества о формировании земельного участка, занятого принадлежащим ему зданием, с целью выкупа этого участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также с учетом соглашения от 29.06.2011 всех собственников объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 69:40:0200011:129, о разделе этого участка глава администрации города Твери постановлением от 16.11.2011 N 2070 утвердил схему расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью 5331 кв.м из земель населенных пунктов, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200011:129 (с сохранением исходного земельного участка в измененных границах), под производственное здание машинного зала, принадлежащее Обществу.
Согласно кадастровому паспорту от 29.12.2001 N 02-69/11-2-155407 земельный участок площадью 5331 кв.м поставлен на кадастровый учет 28.12.2011, ему присвоен кадастровый номер 69:40:0200011:192.
Общество 26.03.2012 обратилось в Министерство, осуществляющее полномочия по распоряжению в г. Твери земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, с заявлениями N 6416 и 6417, в которых просило принять решение о разделе земельного участка площадью 32 636 кв.м с целью формирования земельного участка, занятого принадлежащим заявителем зданием и необходимым для его использования, а также предоставить сформированный земельный участок ему в собственность, приложив документы, предусмотренные в Перечне документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
В целях соблюдения требований пункта 3 статьи 33 ЗК РФ Общество в письме от 16.05.2012 направило в Министерство расчет площади земельного участка, необходимого для обслуживания и эксплуатации принадлежащего заявителю производственного здания.
В письме от 23.07.2012 N 10584-09 Министерство отказало Обществу в выкупе испрашиваемого участка, указав, что площадь участка существенно превышает площадь расположенного на нем здания и что заявитель не представил документального обоснования необходимости земельного участка такой площади для обслуживания и эксплуатации названного здания.
Общество, считая, что отказ Министерства в формировании и выкупе испрашиваемого земельного участка не соответствует статьям 11.2, 11.3, 29, пункту 3 статьи 33, статям 35 и 36 ЗК РФ, а также нарушает его право на приватизацию земельного участка, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав представленные в дело доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что у Министерства не было законных оснований для отказа в формировании испрашиваемого земельного участка и в предоставлении этого участка в собственность Общества.
Суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
Пунктом 1 статьи 11.3, пунктом 4 статьи 11.2 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по общему правилу осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 названного Кодекса, и допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Согласно пунктам 1 и 6 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.
В силу пункта 5 той же статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно пункту 7 статьи 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
При этом в силу пункта 2 статьи 35 ЗК РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 того же Кодекса, согласно которому предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Согласно материалам дела испрашиваемый Обществом земельный участок сформирован на основании схемы расположения участка, утвержденной постановлением главы администрации города Твери от 16.11.2011 N 2070, путем раздела участка с кадастровым номером 69:40:0200011:129 с учетом соглашения всех пользователей этого участка о его разделе с целью формирования участка под зданием Общества.
В обоснование размера испрашиваемого земельного участка, занятого объектом недвижимости и необходимого для его использования, Общество представило расчет, произведенный на основании СНиП 11-89-80* "Генеральные планы промышленных предприятий", СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", СНиП 21-02-99* "Стоянки автомобилей" с учетом минимального коэффициента застройки, нормативной площади озеленения, площадок для отдыха персонала, количества проездов для пожарной техники, необходимого для безопасного обслуживания здания.
Министерство в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представило возражений относительно расчета Общества, не указало, какая площадь участка является достаточной для эксплуатации производственного здания заявителя.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права суды пришли к обоснованным выводам о том, что Общество как собственник объекта недвижимости выполнило требования пункта 5 статьи 36 ЗК РФ, а Министерство незаконно отказало в принятии решения о формировании испрашиваемого Обществом земельного участка и предоставлении его в собственность заявителя.
Довод жалобы об отсутствии письменного согласия других собственников объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке площадью 32 636 кв.м с кадастровым номером 69:40:0200011:129, на раздел данного участка, противоречит имеющемуся в материалах дела соглашению от 29.06.2011 о разделе этого земельного участка путем выдела для эксплуатации здания машинного зала N 1 земельного участка ориентировочной площадью 5331 кв.м.
Несостоятелен довод Министерства о том, что у суда не было оснований для обязания его принять решение о формировании испрашиваемого участка путем раздела другого участка ввиду отсутствия согласия на раздел собственника этого участка, поскольку именно Министерство является в г. Твери уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, по решению вопросов о разделе таких участков и предоставлению их в собственность.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 29.10.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2013 по делу N А66-6330/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.