Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Блиновой Л.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" Буровенкова А.В. (доверенность от 09.01.2013 N 2013) и Лисавцова Е.Б. (доверенность от 09.01.2013 N 04Д), от Комитета финансов Ленинградской области Новиковой Т.А. (доверенность от 09.01.2013 N 17-01/10), от Министерства финансов Российской Федерации Степанова С.Г. (доверенность от 15.01.2013),
рассмотрев 23.04.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013 по делу N А56-29404/2011 (судьи Тимухина И.А., Барканова Я.В., Жиляева Е.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Северо-Западная пригородная пассажирская компания", место нахождения: Санкт-Петербург, 6-я линия, дом 23; ОГРН 1067847492888 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с Комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области (далее - Комитет по транспорту) 13 213 265 руб. 83 коп. убытков, понесенных в результате оказания в 2010 году услуг по перевозке обучающихся на льготных условиях.
Решением суда первой инстанции от 29.06.2011 (судья Маркин С.Ф.) в иске отказано.
Определением от 19.10.2011 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, и привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), Комитет финансов Ленинградской области (далее - Комитет финансов) и Управление Федерального казначейства по Ленинградской области (далее - УФК по ЛО).
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции истец уточнил свои требования и просил взыскать указанную сумму убытков с Ленинградской области в лице Комитета по транспорту и Комитета финансов.
Определениями апелляционного суда от 02.02.2012 и от 22.03.2012 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Комитет финансов и Ленинградская область в лице Комитета по транспорту и Комитета финансов.
Постановлением от 02.05.2012 суд апелляционной инстанции удовлетворил исковые требования к Ленинградской области в лице Комитета финансов, взыскав сумму убытков в полном объеме за счет казны Ленинградской области.
Постановлением от 25.09.2012 суд кассационной инстанции отменил указанное постановление и направил дело в апелляционный суд на новое рассмотрение.
Постановлением от 29.01.2013 апелляционная инстанция решение от 29.06.2011 отменила, взыскала с Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации 13 213 265 руб. 83 коп. убытков и 91 066 руб. расходов по госпошлине по иску и апелляционной жалобе, в иске к Комитету по транспорту, Комитету финансов и к Ленинградской области в лице Комитета по транспорту и Комитета финансов отказала.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит постановление от 29.01.2013 отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что обжалуемый судебный акт вынесен с нарушением норм материального и процессуального права, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет финансов просит постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, так как позиция Минфина РФ в жалобе необоснованна и не соответствует положениям действующего законодательства.
В судебном заседании представитель Минфина РФ поддержал доводы жалобы, а представители Комитет финансов и Общества возражали против ее удовлетворения.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Комитета по транспорту и УФК по ЛО, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, что соответствует части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Комитетом по транспорту (заказчиком) и Обществом (исполнителем) заключен договор от 07.07.2010 N К7207/07/100011 на возмещение потерь в доходах, возникающих при оказании услуг по перевозке обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования (далее - обучающиеся) железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (за исключением скорых пригородных поездов).
В рамках указанного договора Общество обязалось осуществить с 01.01.2010 по 15.06.2010 включительно и с 01.09.2010 по 31.12.2010 включительно перевозку обучающихся железнодорожным транспортом пригородного сообщения с предоставлением льготы в виде 50-процентной скидки от действующего тарифа, а Комитет по транспорту - возместить исполнителю часть потерь в доходах.
Договором предусмотрена обязанность Общества ежемесячно представлять заказчику отчет о перевозке обучающихся (пункт 2.1.4) и обязанность заказчика возмещать потери исполнителя в течение 5 рабочих дней после подписания акта оказанных услуг в размере 5 процентов от общего объема потерь в доходах, указанных в отчете (пункт 2.2.2), а также перечислять исполнителю оставшуюся часть в размере 95 процентов от общего объема потерь в доходах в течение 3 рабочих дней со дня поступления средств федерального бюджета на указанные цели в доход бюджета Ленинградской области (пункт 2.2.3).
Согласно отчетам исполнителя и актам оказанных услуг по итогам 2010 года сумма недополученных доходов Общества составила 66 219 133 руб. 10 коп.
В соответствии с пунктом 2.2.2 договора Комитет по транспорту перечислил Обществу 3 341 800 руб. за счет средств областного бюджета и в соответствии с пунктом 2.2.3 договора - 49 664 100 руб. за счет средств, поступивших из федерального бюджета, что составило 75 процентов от фактических потерь исполнителя.
Общество обратилось в Комитет по транспорту с претензионным письмом от 25.03.2011 N 863 об уплате 13 213 265 руб. 83 коп. задолженности.
Письмом Комитета по транспорту от 11.04.2011 N КТ-10-93/11-0-2 претензия отклонена со ссылкой на то, что указанная задолженность должна быть погашена за счет средств федерального бюджета.
Посчитав свои права нарушенными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрел дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, признал за Обществом право на компенсацию понесенных убытков за счет средств областного бюджета и взыскал в пользу истца указанную сумму в полном объеме.
Кассационная инстанция отменила постановление апелляции, поскольку суд не проверил, достаточно ли средств, выделенных из федерального бюджета бюджету Ленинградской области, для компенсации части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в 2010 году в связи с принятием решения об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся.
Апелляционная инстанция при повторном исследовании материалов дела пришла к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению за счет Российской Федерации в лице Минфина РФ.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает жалобу Минфина РФ не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем данным Федеральным законом предписано субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Пунктом 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (далее - Федеральный закон N 308-ФЗ) межбюджетные субсидии, предусмотренные данным Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Этим Федеральным законом предусмотрено выделение межбюджетных субсидий на компенсацию части потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом N 308-ФЗ постановлением от 31.12.2009 N 1208 утверждены Правила предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (далее - Правила предоставления субсидий).
Согласно пункту 2 указанных Правил условиями предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации являются: наличие законодательного и (или) иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предоставляющего льготу обучающимся. Право на льготу устанавливается независимо от места проживания обучающихся и нахождения образовательного учреждения, а также от прохождения маршрута поездки по территориям других субъектов Российской Федерации (подпункт "а"); заключение договора с организациями железнодорожного транспорта о предоставлении субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации на компенсацию потерь в доходах (подпункт "б"); наличие средств в бюджете субъекта Российской Федерации на исполнение расходного обязательства, источником финансового обеспечения которого является субсидия (подпункт "в").
Правилами предоставления субсидий утверждено распределение субсидий в 2010 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся, согласно которому Ленинградской области выделены субсидии в размере 42 108 500 руб.
Правительство Ленинградской области постановлением от 07.05.2010 N 111 (далее - постановление N 111) установило в 2010 году льготу на проезд обучающихся. Данным постановлением Комитету по транспорту поручено заключить с Обществом, как организацией железнодорожного транспорта, осуществляющей перевозки пассажиров в пригородном сообщении по территории Ленинградской области и являющейся субъектом естественной монополии, договор об оказании услуг по перевозке на льготных условиях обучающихся, а также обеспечить включение в областной бюджет Ленинградской области на 2010 год ассигнований на предоставление субсидии Обществу в части компенсации потерь в доходах в связи с принятием решения об установлении льготы по тарифам на проезд обучающихся.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2002 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 следует читать как "22.06.2006 г."
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В силу пункта 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской федерации расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции установил, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, перечисленным в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", реализация льгот, установленных постановлением N 111, не относится.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что 28.07.2010 между Северо-западным территориальным управлением Федерального агентства железнодорожного транспорта (плательщиком) и Комитетом по транспорту (получателем) заключено соглашение N 4 "О предоставлении в 2010 году субсидии из федерального бюджета бюджету Ленинградской области на компенсацию части потерь в доходах организации железнодорожного транспорта, осуществляющей перевозки по льготным тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении" (далее - Соглашение N 4). Предметом данного Соглашения является предоставление плательщиком в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджету Ленинградской области на компенсацию части потерь в доходах организации железнодорожного транспорта в связи с принятием постановления N 111.
Согласно пунктам 2.1.3 и 2.2.2 Соглашения N 4 получатель обязуется обеспечить наличие средств в областном бюджете на исполнение расходного обязательства, источником финансового обеспечения которого является субсидия. Уровень софинансирования расходного обязательства Ленинградской области за счет областного бюджета установлен в размере 5% расходного обязательства. Плательщик обязуется ежемесячно в течение 3 рабочих дней после предоставления получателем копии платежного поручения о перечислении открытому акционерному обществу "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" денежных средств из бюджета Ленинградской области в размере 5% от общего объема потерь в доходах за отчетный месяц, предоставлять субсидию областному бюджету Ленинградской области посредством перечисления в установленном порядке средств федерального бюджета (в размере 95% от общего объема потерь в доходах за отчетный месяц).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в соответствии с соглашением N 4 и договором от 07.07.2010 Ленинградская область уплатила за счет средств бюджета 3 341 800 руб., что составило 5% от общего объема потерь в доходах, а Российская Федерация - за счет средств федерального бюджета 49 664 100 руб., что составило 75% от фактических потерь исполнителя вместо 95%.
При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, апелляционная инстанция правомерно сделала вывод, что дополнительные потери в размере 13 213 265 руб. 83 коп., возникшие при оказании услуг по перевозке обучающихся в 2010 году, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.
Учитывая, что настоящее дело рассмотрено судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, а нормы материального и процессуального права применены им правильно, суд кассационной инстанции считает, что нет оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013 по делу N А56-29404/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.