Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Блиновой Л.В.,
при участии от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям Новожиловой С.Р. (доверенность от 26.12.2012 N 10-22-130),
рассмотрев 23.04.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013 (судьи Докшина А.Ю., Виноградова Т.В., Тарасова О.А.) по делу N А66-8302/2012,
установил:
Общественная организация "Калязинское районное общество охотников и рыболовов", место нахождения: 171573, Тверская область, город Калязин, Красноармейская улица, дом 1А, ОГРН 1026900003888 (далее - ОО "КРООиР", Организация), обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям, место нахождения: 170008, город Тверь, Озерная улица, дом 9, ОГРН 1086952003247 (далее - Управление, Россельхознадзор), о признании незаконным предписания от 12.07.2012 N 02-13/23-07 (далее - Предписание).
Решением суда первой инстанции от 19.10.2012 (судья Белова А.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.01.2013 указанное решение отменено, предписание Управления признано незаконным и несоответствующим Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ); с Россельхознадзора в пользу ОО "КРООиР" взысканы расходы заявителя по уплате государственной пошлины в сумме 1000 руб.
В кассационной жалобе Управление просит отменить постановление апелляционной инстанции от 29.01.2013 и оставить в силе решение суда первой инстанции от 19.10.2012, ссылаясь на неправильное применение второй инстанцией норм материального права. Податель жалобы полагает также, что вывод о превышении Россельхознадзором своих полномочий сделан апелляцией без учета того обстоятельства, что проверка Организации проводилась на предмет соблюдения ею ветеринарного законодательства Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу ОО "КРООиР", ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного постановления, просит отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Представитель Организации, извещенной о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явился, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Заслушав пояснения представителя Управления, изучив доводы кассационной жалобы и возражения в отношении нее, проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции считает, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Как следует из материалов дела, во исполнение требования Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 15.05.2012 N 30/1-355-2012 и пункта 7 протокола совещания у первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубкова от 16.03.2012 N ВЗ-П11-25 пр, заместителем руководителя Управления был издан приказ от 25.05.2012 N 1104-ПР (с изменениями от 18.06.2012 N 1418-ПР), о проведении внеплановой выездной проверки ОО "КРООиР" по вопросу соблюдения требований Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон N 4979-1), также иных подзаконных нормативных актов в области ветеринарии.
По результатам проведенной на основании данного приказа внеплановой выездной проверки деятельности Организации на предмет соблюдения требований ветеринарного законодательства Российской Федерации Управлением составлен акт от 12.07.2012 N 02-14/43-07.
В связи с выявленными нарушениями, зафиксированными в названном акте, Организации выдано Предписание об устранении следующих нарушений:
- Организовать и обеспечить производственный контроль по учету и оценке состояния объектов животного мира в соответствии с программой охотопользователя: (пункт 4.2 Санитарных правил СП 3.1 084-96 и Ветеринарных правил ВП 13.3.4 1100-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных", утвержденных Госкомсанэпиднадзором России от 31.05.1996 N 11 и Минсельхозпродом России от 18.06.1996 N 23) (далее - ВП 13.3.4 1100-96).
- В целях своевременной организации оздоровительных мероприятий провести дезинвазию подкормочных площадок дезинфицирующими средствами с целью уничтожения яиц и личинок гельминтов в окружающей среде, а также механическую очистку подкормочных площадок от навоза и остатков корма: пункты 1.3, 5.1 и 5.5 "Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации заболеваний животными", утвержденной Минсельхозпродом России в 1999 году (далее - Инструкция).
- Организовать проведение дезинфекции мест нахождения биологических отходов, транспортных средств после каждой доставки таких отходов к месту их уничтожения: пункты 2.6 и 2.7 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утвержденных Минсельхозпродом России от 04.12.1995 N 13-7-2/469 (далее - Правила N 13-7-2/469).
Организация оспорила данное предписание в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что нарушения прав заявителя указанным Предписанием не допущено, а сама проверка проведена Управлением с соблюдением норм действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции на основании анализа: статей 1 и 2, части 2 статьи 5, части 4 статьи 3.1, частей 1 и 2 статьи 8 Закона N 4979-1; а также абзаца 8 статьи 13 указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"; пунктов 1, 3, 4, 5.1.1, 5.2(1).14 и 5.13 "Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327 (далее - Положение N 327); пунктов 1 и 4, подпунктов "г" и "д" пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" (далее - Постановление N 201); постановлений Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 N 445 и от 27.01.2010 N 31; статей 6 и 33, пунктов 17 и 21 статьи 32 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ); "Порядка организации внутрихозяйственного охотоустройства", установленный приказом Минприроды России от 23.12.2010 N 559; приказа Минприроды России от 24.12.2010 N 560, - сделал вывод о том, что контроль и надзор в сфере объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, исключен из компетенции Россельхознадзора. При этом федеральный государственный охотничий надзор на территории субъекта Российской Федерации включает в себя также мероприятия по защите охотничьих ресурсов от болезней, контроль за соблюдением внутрихозяйственного охотустройства и проведением биотехнических мероприятий по предотвращению болезней охотничьих ресурсов; осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
На данном основании суд апелляционной инстанции заключил, что в рассматриваемом случае оспариваемое предписание вынесено Управлением с превышением предоставленных ему полномочий. Установив нарушение оспариваемым предписанием прав Организации в сфере предпринимательской деятельности, суд удовлетворил заявленные ею требования.
Между тем апелляционной инстанцией не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона N 209-ФЗ защита охотничьих ресурсов от болезней осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о ветеринарии.
В силу статьи 2 Закона N 4979-1 ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Одной из основных задач ветеринарии в Российской Федерации согласно статье 1 Закона N 4979-1 является осуществление государственного ветеринарного надзора.
Под государственным ветеринарным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области ветеринарии, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных государственных органов по систематическому наблюдению за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (часть 1 статьи 8 Закона N 4979-1).
Государственный ветеринарный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный ветеринарный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный ветеринарный надзор) (далее - органы государственного ветеринарного надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 8 Закона N 4979-1).
Основным содержанием государственного ветеринарного надзора является профилактика заразных и массовых незаразных болезней животных и обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарном отношении путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений ветеринарного законодательства (пункт 5 Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.1994 N 706).
В силу пункта 1 Положения N 327 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, а также функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных, является Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).
В соответствии с пунктом 4 Положения N 327 и пунктом 4 Постановления N 201 Россельхознадзор осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы и подведомственные организации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Управление является территориальным органом Россельхознадзора и создано для осуществления функций по контролю и надзору в Тверской и Псковской областях.
Полномочия Управления определены "Положением об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям", утвержденным приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 09.04.2008 N 100.
Основанием для проведения Управлением внеплановой проверки послужили требования Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 15.05.2012 N 30/1-355-2012 и пункт 7 протокола совещания у первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубкова от 16.03.2012 N ВЗ-П11-25 пр, что соответствует пункту 3 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ.
Предметом проверки обозначен вопрос соблюдения ОО "КРООиР" требований Закона N 4979-1, а также иных подзаконных нормативных актов в области ветеринарии.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, выездная внеплановая проверка в отношении заявителя была назначена и проведена с соблюдением положений Закона N 294-ФЗ и в пределах предоставленных Управлению полномочий. Вывод апелляционной инстанции о превышении уполномоченным проверяющим органом своих полномочий в данном случае является ошибочным.
Ссылка апелляционного суда на то, что постановлениями Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 N 445 и от 27.01.2010 N 31 из Постановления N 201 и Положения N 327 фактически исключены полномочия Россельхознадзора по контролю и надзору в сфере охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, а также по надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в отношении объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, с учетом предмета проведенной Управлением проверки, не имеет правового значения.
Как следует из акта проверки от 12.07.2012 N 02-14/43-07 и установлено судом первой инстанции, в ходе мероприятия было выявлено, что площадка для разделки и обработки туш обустроена в одноэтажном кирпичном не отапливаемом здании; пол выложен железобетонными плитами без уклона; стационарного водопровода нет; вода используется приносная, а для хранения запасов воды используются пластиковые бочки; устройства для подвешивания туш добытых животных нет; туши разделываются непосредственно на железобетонном полу.
После разделки туш добытых в сезон охоты 2011 - 2012 годов 16-ти лосей и 50-ти кабанов дезинфекция разделочного помещения не проводилась. Документы подтверждающие факты проведения дезинфекции после окончания каждой разделки туш добытых копытных диких животных отсутствуют. Для сбора и транспортировки биологических отходов Организацией используются пластиковая бочка; транспортировка биологических отходов осуществляется на автомобиле "УАЗ 31512 N 302". Представлены лишь акты на утилизацию биологических отходов, полученных после разделки и обработки 16-ти туш лосей и 25-ти кабанов. Документов, подтверждающих утилизацию биологических отходов, полученных в результате разделки и обработки 25-ти туш кабанов, добытых в сезон зимней охоты 2012 года нет. Отсутствуют акты на дезинфекцию разделочной площадки по разделке туш добытых животных. Нет актов на дезинфекцию транспортного средства после каждой доставки биологических отходов к месту их утилизации.
У Организации нет программы производственного контроля охотопользователя по учету и оценке состояния объектов животного мира и среды их обитания (производственного контроля охотопользователя).
ОО "КРООиР" не обеспечила проведение лабораторных исследований объектов животного мира и среды их обитания в 2010, 2011 и 2012 годах. Документы, подтверждающие проведение лабораторных исследований объектов животного мира и среды их обитания, отсутствуют. В охотхозяйстве имеются 10 подкормочных площадок, 16 кормовых полей, 10 смотровых вышек.
Организация имела план ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий на 2012 год, но не обеспечила и не проводила копрологические диагностические исследования кабанов на гельминтозы.
Дезинвазия 10 подкормочных площадок дезинфицирующими средствами с целью уничтожения яиц и личинок гельминтов в окружающей среде Организацией не проводилась, и акты на дезинвазию подкормочных площадок не представлены. Не проводится механическая очистка подкормочных площадок от навоза и остатков корма.
В соответствии с пунктом 4.2 ВП 13.3.4 1100-96 предприятия и организации обязаны, в том числе: обеспечить соблюдение настоящих Правил и осуществлять производственный контроль за их выполнением; разрабатывать и проводить гигиенические, профилактические, противоэпизоотические и противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию загрязнения патогенными микроорганизмами окружающей природной среды, предупреждение возникновения и распространения заразных болезней, общих для человека и животных; выполнять постановления, распоряжения и предписания должностных лиц органов и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ и Государственной ветеринарной службы РФ.
Пунктами 1.3, 5.1 и 5.5 Инструкции предусмотрено, что в целях определения гельминтозной ситуации и своевременной организации оздоровительных мероприятий не реже двух раз в год выборочно обследуют гельминтокопроскопическими методами не менее 30-ти животных в каждой группе с одинаковыми условиями содержания (при меньшем поголовье обследуют всех животных); обращают также внимание на наличие гельминтов при вскрытиях животных и послеубойном осмотре туш и органов. Сроки диагностических обследований устанавливают с учетом биологии возбудителя, особенностей эпизоотологии гельминтоза и технологии содержания животных в местных условиях (пункт 1.3 Инструкции). Дезинвазию помещений и других объектов проводят с целью уничтожения яиц и личинок гельминтов в окружающей среде (пункт 5.1). Дезинвазии, как и дезинфекции, должны предшествовать механическая очистка помещений, уборка навоза, остатков корма и т.д. После дезинвазии помещения проветривают, кормушки, поилки, инвентарь и предметы ухода за животными промывают водой (пункт 5.5 Инструкции).
Пунктом 2.6 Правил N 13-7-2/469 установлено, что после погрузки биологических отходов на транспортное средство обязательно дезинфицируют место, где они лежали, а также использованный при этом инвентарь и оборудование.
Почву (место), где лежал труп или другие биологические отходы, дезинфицируют сухой хлорной известью из расчета 5 кг/кв.м, затем ее перекапывают на глубину 25 см.
Пунктом 2.7 указанных Правил установлено, что транспортные средства, инвентарь, инструменты, оборудование дезинфицируют после каждого случая доставки биологических отходов для утилизации, обеззараживания или уничтожения.
Для дезинфекции используют одно из следующих химических средств: 4-процентный горячий раствор едкого натра, 3-процентный раствор формальдегида, раствор препаратов, содержащих не менее 3 процентов активного хлора, при норме расхода жидкости 0,5 л на 1 кв.м площади или другие дезсредства, указанные в действующих правилах по проведению ветеринарной дезинфекции объектов животноводства.
Спецодежду дезинфицируют путем замачивания в 2-процентном растворе формальдегида в течение 2 часов.
Оспариваемым предписанием заявителю предложено устранить нарушения, установленные в акте проверки от 12.07.2012 N 02-14/43-07, со ссылкой на указанные нормативные положения подзаконных нормативных актов в области ветеринарии.
Суд первой инстанции, всесторонне рассмотрев материалы дела, обосновано не установил законных оснований для удовлетворения заявления ОО "КРООиР".
У апелляционного суда не имелось правовых оснований для отмены решения от 19.10.2012.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013 по делу N А66-8302/2012 отменить.
Решение Арбитражного суда Тверской области от 19.10.2012 по делу N А66-8302/2012 оставить в силе.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.