Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Бурматовой Г.Е., Подвального И.О.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Фомина А.С. (доверенность от 11.03.2013 N 78 АА 4151022), Кожевникова С.В. (доверенность от 21.06.2012 N 77 АА 6682192), Васильева А.В. (доверенность от 08.11.2012 N 77 АА 8221339), Драгуна С.Ф. (доверенность от 13.02.2013 N 78 АА 3920653), Гордеева Э.В. (доверенность от 17.10.2012 N 78 АА 314782); от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области Трифоновой А.В. (доверенность от 14.11.2012 N 96), Коннова Г.Н. (доверенность от 15.01.2013 N 105); от общества с ограниченной ответственностью "Петротранс-Приморск" Абрамова Н.Ф. (доверенность от 04.06.2012), Афанасова Д.А. (доверенность от 12.03.2013 N 1-АН), Яцковского В.В. (доверенность от 12.03.2013 N 2-АН),
рассмотрев 02.04.2013 в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Петротранс-Приморск" и Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012 по делу N А56-28132/2012 (судьи Абакумова И.Д., Лопато И.Б., Савицкая И.Г.),
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", ОГРН 1037739877295, юридический адрес: 107174, г. Москва, ул. Н. Басманная, 2 (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области ОГРН 1089847323026, юридический адрес: 191124, Санкт-Петербург, улица Смольного, дом 3 (далее УФАС, антимонопольный орган) от 28.04.2012 года N Р/05/130 и предписания от 28.04.2012 N П/05/1134-63.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Петротранс-Приморск", ОГРН 1024701420248, юридический адрес: 188910, Ленинградская область, Выборгский район, город Приморск, спецморнефтепорт, здание ООО "Транс-Флот" (далее - ООО "Петротранс-Приморск").
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.08.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012 решение суда первой инстанции отменено, заявленные ОАО "РЖД" требования удовлетворены.
В кассационных жалобах ООО "Петротранс-Приморск" и Управление, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просят отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В судебном заседании представители ООО "Петротранс-Приморск" и Управления поддержали доводы, изложенные в их кассационных жалобах, а представители ОАО "РЖД" просили оставить без изменения обжалуемое постановление, считая его законными и обоснованным.
12.03.2013 судебное разбирательство по делу N А56-28132/2012 было отложено до 11 час. 30 мин. 02.04.2013 в порядке части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
02.04.2013 судебное разбирательство по делу N А56-28132/2012 продолжено тем же составом суда.
В судебном заседании представители сторон, третьего лица поддержали свои правовые позиции, ответили на вопросы суда.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании жалобы ООО "Петротранс-Приморск" антимонопольный орган возбудил дело N 26-05-4621-А/12 по признакам нарушения ОАО "РЖД" пунктов 3, 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и создал комиссию по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия УФАС).
По результатам рассмотрения дела N 26-05-4621-А/12 Комиссия УФАС вынесла решение от 28.04.2012 N Р/05/130, которым признала ОАО "РЖД" нарушившим пункты 3, 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в навязывании ООО "Петротранс-Приморск" невыгодных технических условий на примыкание путей необщего пользования и непредусмотренных действующим законодательством обязательств по развитию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также в препятствовании использования инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и в препятствовании в доступе на рынок оказания услуг по перевалке нефти и нефтепродуктов.
На основании указанного решения ОАО "РЖД" выдано предписание от 28.04.2012 N П/05/1134-63 об устранении нарушения.
Не согласившись с ненормативными актами, вынесенными антимонопольным органом, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции сделал вывод о правомерности вынесенных УФАС решения и предписания.
Суд апелляционной инстанции посчитал решение суда недостаточно обоснованным и пришел к выводу о том, что технические условия 2010 года не противоречат положениям Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.06.2008 N 877-р (далее - Стратегия).
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалоб, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующему.
В силу пунктов 3 и 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещается навязывание контрагенту необоснованных условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора; создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пунктах 4, 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Оценивая действия хозяйствующего субъекта в качестве злоупотребления доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона N 135-ФЗ, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав, либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Для целей применения положений части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ подлежат установлению следующие обстоятельства: занятие хозяйствующим субъектом доминирующего положения на товарном рынке; осуществление действий, влекущих наступление (или угрозу наступления) недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц в виде последствий, прямо установленных этой нормой (включая навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора), а также иных последствий, поскольку приведенный этой нормой перечень таких последствий не является исчерпывающим.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона N 135-ФЗ к признакам ограничения конкуренции относятся: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке; рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке; отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке; определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (части 1, 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" железнодорожные перевозки относятся к естественной монополии.
В данном случае нарушением указанных выше норм, по мнению антимонопольного органа, явилось включение в технические условия от 29.07.2010 на примыкание путей необщего пользования ООО "Петротранс-Приморск" мероприятий по развитию инфраструктуры ОАО "РЖД" общего пользования (станции Ермилово, других железнодорожных путей, не относящихся к точке примыкания), что препятствует доступу ООО "Петротранс-Приморск" на рынок железнодорожных перевозок.
Как видно из материалов дела, ОАО "РЖД" 21.04.2006 выдало ООО "Петротранс-Приморск" технические условия на обеспечение доставки нефтеналивных грузов в объеме 3,3 млн. тонн в Специализированный морской нефтеналивной порт "Приморск" (далее - технические условия 2006 года).
По заданию ООО "Петротранс-Приморск" был разработан технический проект "Строительство терминала по перегрузке нефти и нефтепродуктов и объектов инженерной инфраструктуры в специализированном морском нефтеналивном порту "Приморск", станция примыкания Ермилово Октябрьской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (далее - технический проект), который согласован Октябрьской железной дороги - филиалом ОАО "РЖД" 17.02.2010 и старшим вице-президентом ОАО "РЖД" 18.12.2009.
ООО "Петротранс-Приморск" 17.03.2010 обратилось в Северо-Западное территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта по вопросу выдачи разрешения на примыкание к существующему пути общего пользования на станции Ермилово.
На основании технических условий 2006 года и технического проекта, Северо-Западное территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта подготовило заключение от 17.06.2010 о соответствии в месте примыкания нового железнодорожного пути необщего пользования ООО "Петротранс-Приморск" к существующему железнодорожному пути общего пользования на станции Ермилово Октябрьской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" требованиям нормативных правовых актов, стандартов, технических норм и правил, предъявляемых к строительству и модернизации железнодорожных путей необщего пользования.
Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) издало приказ от 17.06.2010 N 238, которым разрешило примыкание железнодорожного пути необщего пользования ООО "Петротранс-Приморск" к существующему железнодорожному пути общего пользования N 2 на железнодорожной станции Ермилово Октябрьской железной дороги - филиала ОАО "РЖД".
Северо-Западное территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта письмом от 16.02.2012 разъяснило, что положительное заключение от 17.06.2010 N 238 является согласованием на строительство железнодорожного пути необщего пользования ООО "Петротранс-Приморск".
Вместе с тем, 29.07.2010 исх. N 13326 ОАО "РЖД" выдает ООО "Петротранс-Приморск" новые технические условия. Как следует из раздела пятого, указанных технических условий, работы по развитию станции примыкания Ермилово, значительно отличаются от технических условий от 21.04.2006 N 479. На ООО "Петротранс-Приморск" возложена, в том числе обязанность развития инфраструктуры железнодорожных путей общего пользования по маршрутам приема и участков приближения с перегонов Приморск - Ермилово, Ермилово - Куолемоярви.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон о железнодорожном транспорте) владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также осуществляет совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега.
Согласно части 3 статьи 16 Закона о железнодорожном транспорте примыкание к железнодорожным путям общего пользования строящихся железнодорожных путей необщего пользования осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта совместно с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Частью 5 Порядка примыкания к железнодорожным путям общего пользования, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 06.08.2008 N 125 (далее - Порядок N 125), установлено, что до истечения срока рассмотрения обращения о возможности примыкания к существующему железнодорожному пути владелец существующего железнодорожного пути представляет в письменной форме владельцу строящегося железнодорожного пути согласие и проект условий на примыкание к железнодорожному пути необщего пользования или мотивированный отказ, содержащий указания на технические и технологические причины невозможности примыкания к железнодорожному пути необщего пользования, который может быть обжалован в судебном порядке.
В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил рассмотрения и согласования в ОАО "РЖД" проектов строительства, реконструкции и примыкания железнодорожных путей необщего пользования от 22.08.2005 N 1328р (далее - Правила N 1328р) технические условия выдаются на основании заявок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, владельцев строящихся, новых или восстановленных путей необщего пользования.
Согласно пункту 6 Правил N 1328р в технических условиях, как правило, указываются, в том числе:
рекомендуемое расположение дополнительных станционных путей на железнодорожной станции примыкания (или на ближайшей участковой или сортировочной железнодорожной станции), необходимых для обработки вагонопотоков владельца путей;
возможность использования существующего оборудования СЦБ или рекомендуемая новая система СЦБ;
целесообразное расположение новых служебно-технических зданий; условия присоединения инженерных сетей подъездного железнодорожного пути к существующим инженерным сетям ОАО "РЖД";
требования к оснащению подъездного железнодорожного пути погрузочно-выгрузочными механизмами и устройствами, а также другая необходимая информация;
требования о согласовании проекта (в объеме, указанном в приложении к настоящим Правилам) с ОАО "РЖД" и заключении на его основе соглашения об условиях технологического присоединения.
Стратегией N 877-р предусмотрено, что технические условия на примыкание железнодорожных путей необщего пользования (путей промышленных предприятий, грузовых терминалов и других) к железнодорожным путям общего пользования осуществляются с учетом развития инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в районе примыкания железнодорожного пути необщего пользования, которое производится за счет владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Петротранс-Приморск" в соответствии с частью 5 Порядка N 125, получило разрешение на примыкание, разработало и согласовало с ОАО "РЖД" проект условий на примыкание.
Вместе с тем ОАО "РЖД" выдает новые технические условия от 29.07.2010 исх. N 13326 в которых предусмотрено обременение, противоречащее положениям частей 1, 2, 3 статьи 16 Закон о железнодорожном транспорте, Стратегии N 877-р. При этом заявку на получение указанных техусловий ООО "Петротранс-Приморск" не подавало.
Навязывание ОАО "РЖД" технических условий от 29.07.2010 N 13326 ООО "Петротранс-Приморск" ущемляет его интересы, препятствует использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и доступу на рынок оказания услуг по перевалке нефти и нефтепродуктов.
Следовательно, выводы апелляционного суда об отсутствии в действиях ОАО "РЖД" злоупотребления доминирующим положением были сделаны в результате ненадлежащей переоценки доказательств. Вопреки требованиям подпункта 13 пункта 2 статьи 271 АПК РФ апелляционный суд не опроверг выводы суда первой инстанции сделанных относительно доказательств имеющихся в деле.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции правомерно сделал вывод, что действия ОАО "РЖД" могут привести к ограничению конкуренции и нарушают права и законные интересы, охраняемые Законом о защите конкуренции. Таким образом, УФАС правомерно пришло к выводу о наличии в действиях заявителя нарушений пунктов 3, 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и выдал обязательное для исполнения предписание.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражными судами на основании полного и всестороннего исследования всех доказательств с соблюдением требований статей 67, 68, 71 АПК РФ, суд кассационной инстанции счел возможным, отменить постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012, а решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.08.2012 на основании пункта 5 части 1 статьи 287 АПК РФ оставить в силе, как принятое в соответствии с установленными обстоятельствами дела и без нарушения норм материального права.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 5 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012 по делу N А56-28132/2012 отменить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.08.2012 по делу N А56-28132/2012 оставить в силе.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги", ОГРН 1037739877295, место нахождения: 107174, г. Москва, ул. Н. Басманная, 2, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Петротранс-Приморск", ОГРН 1024701420248, место нахождения: 188910, Ленинградская область, Выборгский район, город Приморск, спецморнефтепорт, здание ООО "Транс-Флот", 1 000 руб. судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.