18 сентября 2014 г. |
Дело N А21-4839/2013 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Корабухиной Л.И., Пастуховой М.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по городу Калининграду Базановой О.В. (доверенность от 23.05.2014 N 02-03/2), Козлова А.И. (доверенность от 23.05.2014 N 02-03/3),
рассмотрев 15.09.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по городу Калининграду на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2014 по делу N А21-4839/2013 (судьи Загараева Л.П., Горбачева О.В., Семиглазов В.А.),
установил:
Индивидуальный предприниматель Маркелов Алексей Игоревич, ОГРНИП 304390607500017, обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по городу Калининграду, место нахождения: 236010, Калининград, проспект Победы, дом 38а, ОГРН 1043902500080, ИНН 3905051102 (далее - Инспекция), от 05.02.2013 N 456.
Решением суда первой инстанции от 05.12.2013 (судья Кузнецова О.Д.) признано недействительным оспариваемое решение Инспекции в части доначисления 5 473 340 руб. единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), начисления соответствующих пеней и привлечения к ответственности, предусмотренной статьей 119 и пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 1 543 634 руб. 50 коп. штрафа. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 02.06.2014 решение от 05.12.2013 изменено; признано недействительным оспариваемое решение Инспекции в части доначисления 9 780 427 руб. единого налога по УСН, начисления соответствующих пеней и штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, а также в части доначисления 170 686 руб. единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД), начисления соответствующих пеней и привлечения к ответственности на основании статьи 119 НК РФ в виде взыскания 926 180 руб. 70 коп. штрафа.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, а также на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить постановление от 02.06.2014 и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу Маркелов А.И. просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель предпринимателя, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (удержания и перечисления) предпринимателем в бюджет налогов и сборов за период с 01.01.2009 по 31.12.2010. По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 06.11.2012 N 144 и с учетом возражений налогоплательщика принято решение от 05.02.2013 N 456 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением предпринимателю доначислено 9 780 427 руб. единого налога по УСН за 2009 - 2010 годы и 170 686 руб. ЕНВД за 2009 год, начислено 3 107 307 руб. 40 коп. пеней за нарушение срока уплаты этих налогов. Налогоплательщик также привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неуплату единого налога по УСН за 2010 год в виде взыскания 717 453 руб. 80 коп. штрафа и на основании статьи 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по единому налогу за 2010 год в виде взыскания 1 076 180 руб. 70 коп. штрафа. Размер доначисленного единого налога по УСН определен Инспекцией расчетным путем на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ. Основанием для доначисления ЕНВД явился вывод налогового органа о том, что налогоплательщик при исчислении суммы ЕНВД в отношении розничной торговли, осуществляемой через 3 объекта организации торговли, неправильно указал величину физических показателей "площадь торгового зала" и "площадь торгового места". Кроме того, заявитель неправильно определил значения корректирующего коэффициента К2 для розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, площадь которых превышает 5 кв.м.
Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области решением от 09.04.2013 N ЗС-06-14/04862 оставило без изменения решение налогового органа.
Предприниматель оспорил решение Инспекции от 05.02.2013 N 456 в арбитражном суде. В обоснование заявленных требований налогоплательщик сослался на то, что расчет доначисленных налогов произведен налоговым органом неверно, с нарушением норм действующего законодательства, основан на фрагментарной информации, собранной в ходе проверки, без учета данных об аналогичных налогоплательщиках, при этом Инспекцией не приняты все зависящие от нее меры по сбору необходимой информации.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования частично.
Апелляционный суд изменил решение суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемое постановление подлежит отмене.
Из материалов дела усматривается, что предприниматель в 2009 году осуществлял розничную торговлю телефонными аппаратами, роутерами и аксессуарами к оборудованию связи; доход от указанного вида деятельности облагается ЕНВД.
По итогам проверки Инспекция пришла к выводу о неуплате налогоплательщиком в бюджет 170 686 руб. ЕНВД за 2009 год ввиду следующего.
Инспекция установила, что предприниматель в 2009 году осуществлял розничную торговлю в арендованном у индивидуального предпринимателя Чабаненко С.Н. помещении по адресу: Калининград, улица Черняховского, дом 74. По условиям договора аренды недвижимого имущества от 01.01.2009 N 1/2009 с дополнительным соглашением от 28.02.2009 во временное владение и пользование для размещения магазина промышленных товаров предпринимателю передано помещение общей площадью 60 кв.м, в том числе торговая площадь в размере 40 кв.м. Кроме того, предприниматель осуществлял розничную торговлю в арендованном у индивидуального предпринимателя Чабаненко Ю.В. помещении по адресу: Калининград, улица Черняховского, дом 1-3-5. В соответствии с договором аренды недвижимого имущества от 01.01.2009 N 1/2009 с дополнительным соглашением от 28.02.2009 в целях размещения магазина промышленных товаров налогоплательщику в аренду передано помещение площадью 16 кв.м. Согласно экспликациям и показаниям свидетелей площадь торгового зала в помещении, расположенном по адресу: Калининград, улица Черняховского, дом 74, составляет 40 кв.м, площадь торгового места в помещении по адресу: Калининград, улица Черняховского, дом 1-3-5, - 12 кв.м. Однако за 2009 год предприниматель представлял налоговые декларации по ЕНВД и уплачивал этот налог исходя из физических показателей "площадь торгового зала" и "площадь торгового места" в размере 5 и 6 кв.м соответственно по указанным объектам торговли.
Инспекция также пришла к выводу о том, что в налоговых декларациях за 2009 год по объекту организации торговли, расположенному в магазине "Макс" по адресу: Калининградская область, город Черняховск, улица Калинина, дом 6, предпринимателем занижен физический показатель "площадь торгового места". Основанием для данного вывода Инспекции послужил договор аренды от 01.01.2009 N 15, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Черняховский", согласно которому в аренду передана часть помещения площадью 8 кв.м, в то время как в декларациях налогоплательщик указал физический показатель "площадь торгового места" в размере 5 кв.м.
Суд первой инстанции, подтверждая законность и обоснованность оспариваемого решения налогового органа в части доначисления 170 686 руб. ЕНВД за 2009 год и начисления 55 325 руб. 52 коп. пеней, исходил из доказанности налоговым органом размера фактически использованной налогоплательщиком для осуществления розничной торговли площади помещений. Суд также указал, что расчет ЕНВД, составленный налоговым органом, основан на нормах статей 346.27 и 346.29 НК РФ, выводы Инспекции предпринимателем не опровергнуты.
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции в этой части и удовлетворяя заявление предпринимателя, указал, что размер вмененного налогоплательщику дохода по ЕНВД не был определен Инспекцией установленными Налоговым кодексом Российской Федерации методами, соответственно, оснований для доначисления 170 686 руб. ЕНВД и начисления соответствующих пеней у налогового органа не имелось.
Кассационная инстанция считает, что постановление от 02.06.2014 в части признания недействительным оспариваемого решения Инспекции о доначислении 170 686 руб. ЕНВД за 2009 год и начислении 55 325 руб. 52 коп. пеней подлежит отмене с оставлением в силе в этой части решения от 05.12.2013.
В соответствии со статьей 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности, установленных указанной статьей, в том числе в отношении розничной торговли.
На основании подпунктов 6, 7 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД применяется в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли и в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.
Согласно статье 346.27 и пункту 1 статьи 346.29 НК РФ объектом обложения ЕНВД признается вмененный доход, под которым понимается потенциально возможный доход налогоплательщика, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины ЕНВД по установленной ставке.
Налоговой базой для исчисления суммы ЕНВД признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности (пункт 2 статьи 346.29 НК РФ).
При осуществлении хозяйствующим субъектом такого вида предпринимательской деятельности, как розничная торговля через объект стационарной торговой сети, имеющий торговый зал, ЕНВД исчисляется с использованием физического показателя "площадь торгового зала в квадратных метрах".
Физическим показателем для розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых превышает 5 квадратных метров, является площадь торгового места (в квадратных метрах).
Инспекция пришла к выводу о том, что величина физических показателей "площадь торгового зала" и "площадь торгового места" на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов (договоры аренды, экспликации и т.д.) по трем объектам организации торговли, в которых предприниматель осуществлял розничную торговлю, составила 40,12 и 8 кв.м, что не соответствует данным представленных заявителем деклараций по ЕНВД (5,6 и 5 кв.м). Указанные обстоятельства явились основанием для доначисления 170 686 руб. ЕНВД за 2009 год и начисления 55 325 руб. 52 коп. пеней.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении настоящего спора на налоговом органе лежит бремя доказывания обоснованности доначисления налогов.
Произведенный Инспекцией расчет физического показателя базовой доходности соответствует установленному в статье 346.27 НК РФ требованию об определении площади торгового зала на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов, к числу которых данной статьей отнесены документы, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений объекта торговли, а также информацию, подтверждающую право пользования этим объектом (технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор купли-продажи, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей) и другие документы).
В ходе судебного разбирательства предприниматель не заявлял о том, что арендованные помещения фактически не использовались для целей предпринимательской деятельности, в них не осуществлялась розничная торговля.
Утверждая в дополнении к апелляционной жалобе о том, что для решения вопроса о правомерности применения системы налогообложения в виде ЕНВД необходимо исходить из фактически занимаемой предпринимателем площади помещений в соответствии с договорами аренды и субаренды, предприниматель не ссылался на то, что составленный Инспекцией расчет не основан на сведениях, указанных в заключенных им договорах аренды.
Ссылка предпринимателя на то, что Инспекция в ходе проверки не опросила свидетелей, которые могли бы подтвердить фактический размер занимаемой налогоплательщиком площади, в связи с чем действительный размер площади для целей исчисления ЕНВД Инспекцией не установлен, не основана на нормах главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Не опровергнут налогоплательщиком и вывод Инспекции о том, что предприниматель при расчете ЕНВД неправильно определил значение корректирующего коэффициента.
На основании приведенных правовых норм и установленных фактических обстоятельств суд первой инстанции правомерно отказал в признании недействительным оспариваемого решения Инспекции о доначислении 170 686 руб. ЕНВД за 2009 год и начислении 55 325 руб. 52 коп. пеней.
Поскольку решение от 05.12.2013 в этой части вынесено в соответствии с правильно установленными обстоятельствами дела, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, и с учетом подлежащих применению норм материального и процессуального права, оснований для его отмены у апелляционного суда не имелось.
Суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда первой инстанции и признавая недействительным оспариваемое решение налогового органа в части доначисления 9 780 427 руб. единого налога по УСН, начисления соответствующих пеней и штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, исходил из того, Инспекция в ходе выездной проверки не получила сведения о наличии аналогичных налогоплательщиков по Северо-Западному региону, к которому относится Калининградская область, что повлекло необоснованное исчисление Инспекцией налогов в сумме, не соответствующей размеру фактических обязательств предпринимателя. По мнению апелляционного суда, суд первой инстанции неправомерно принял в качестве доказательств сведения, в том числе об аналогичных налогоплательщиках, полученные и представленные налоговым органом непосредственно при рассмотрении дела в арбитражном суде. Такие сведения получены за рамками выездной налоговой проверки, решение по которой оспаривается налогоплательщиком, в связи с чем они не могут быть приняты арбитражным судом при проверке решения налогового органа на предмет соответствия действующему законодательству и на предмет нарушения таким решением прав и законных интересов налогоплательщика в сфере предпринимательской деятельности.
Кассационная инстанция считает, что постановление от 02.06.2014 в этой части подлежит отмене с оставлением в силе решения от 05.12.2013.
В ходе выездной проверки Инспекция по результатам анализа выписок по расчетному счету налогоплательщика установила, что предприниматель в проверенном периоде оказывал услуги оператору связи и оператору по приему платежей за вознаграждение, услуги по разработке автоматизированной системы управления участком программного обеспечения юридических лиц, а также осуществлял оптовую торговлю запасными частями к автомобилям. В отношении указанных видов деятельности предприниматель, как указал налоговый орган, должен был применять УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", поскольку 15.03.2004 представил соответствующее заявление о переходе на указанный режим налогообложения.
Объектом налогообложения по УСН признаются доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов (пункт 1 статьи 346.14 НК РФ).
В пункте 2 статьи 346.18 НК РФ указано, что в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Перечень расходов в целях налогообложения установлен статьей 346.16 названного Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 54 НК РФ индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.
Налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов (подпункты 3 и 8 пункта 1 статьи 23 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 346.24 НК РФ установлено, что плательщики налога по УСН обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно материалам дела на момент проведения выездной налоговой проверки предпринимателем не были представлены первичные бухгалтерские и иные документы, позволяющие Инспекции произвести соответствующие действия по осуществлению мероприятий налогового контроля и определению размера полученного заявителем дохода и произведенного расхода.
Непредставление предпринимателем в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для проверки документов и отсутствие надлежащего учета доходов и расходов, объектов налогообложения послужили основанием для применения Инспекцией в ходе проверки расчетного метода исчисления налогов за проверяемый период, предусмотренного подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ.
Наделение налоговых органов правом исчисления налогов расчетным путем направлено как на реализацию целей и задач налогового контроля, осуществление которых не должно иметь произвольных оснований, так и на создание дополнительных гарантий прав налогоплательщиков и обеспечение баланса публичных и частных интересов.
Как установлено судом первой инстанции, с целью применения расчетного метода Инспекция направила запросы в Межрайонные инспекции Федеральной налоговой службы N 2 и 10 по Калининградской области в отношении аналогичных налогоплательщиков, в том числе в целях поиска налогоплательщиков с наиболее подходящими показателями, а также в Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области для получения информации по аналогичным налогоплательщикам в Северо-Западном регионе и других регионах России.
На основании полученных из Новгородской и Архангельской областей, Ненецкого автономного округа, Санкт-Петербурга и Архангельска и других регионов ответов Инспекция сделала вывод, что налогоплательщики с аналогичными видами деятельности и указанными критериями отсутствуют. Из базы системы электронной обработки данных Инспекцией было отобрано несколько налогоплательщиков с аналогичными видами деятельности, однако показатели их деятельности не смогли быть использованы, поскольку не установлено совпадений по ряду критериев.
В связи с тем что аналогичных предпринимателю налогоплательщиков не установлено, Инспекция определила размер налоговых обязательств предпринимателя исходя из особенностей деятельности проверяемого налогоплательщика и сведений, полученных от его контрагентов и уполномоченных государственных органов, а также с учетом представленных банками по запросу выписок по расчетным счетам заявителя.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 8 постановления от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 57), применяя подпункт 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ, судам необходимо учитывать, что при определении налоговым органом на ее основании сумм налогов, подлежащих уплате налогоплательщиком в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем должны быть определены не только доходы налогоплательщика, но и его расходы.
При этом бремя доказывания того, что размер доходов и (или) расходов, определенный налоговым органом по правилам подпункта 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ, не соответствует фактическим условиям экономической деятельности налогоплательщика, возлагается на последнего, поскольку именно он несет риски, связанные с возникновением оснований для применения налоговым органом расчетного метода определения сумм налогов.
Изложенным подходом необходимо руководствоваться как в случае отсутствия у налогоплательщика соответствующих документов, так и при признании их ненадлежащими.
Согласно пункту 78 Постановления N 57 по общему правилу сбор и раскрытие доказательств осуществляются как налоговым органом, так и налогоплательщиком на стадии осуществления мероприятий налогового контроля и в ходе досудебного разрешения налогового спора.
В случае представления дополнительных доказательств суд по ходатайству лица, участвующего в деле, вправе в целях предоставления другой стороне возможности ознакомления с ними и представления опровергающих их доказательств объявить перерыв в судебном заседании или отложить судебное разбирательство. При этом в целях получения доказательств, опровергающих дополнительные доказательства, лицо, участвующее в деле, вправе заявлять ходатайство об истребовании судом необходимых доказательств с обоснованием причин невозможности самостоятельного получения этих доказательств.
Как следует из материалов дела, при рассмотрении дела в суде первой инстанции предприниматель обратился с ходатайством о повторном направлении запросов с целью поиска аналогичных налогоплательщиков с указанием дополнительных критериев, сформулированных им самим, а также представил информацию о ценах сдаваемого налогоплательщиком в субаренду объекта недвижимости.
Суд первой инстанции с учетом доводов предпринимателя принял меры по получению сведений об аналогичных налогоплательщиках и получил сведения об аналогичных налогоплательщиках по виду деятельности, связанному с автоматизированной системой управления.
Исследовав и оценив указанные данные, дополнительно представленные налогоплательщиком доказательства по расходам, учитываемым при налогообложении, представленные Инспекцией сведения органов статистики о наценке, проверив расчеты, составленные налоговым органом и предпринимателем, суд пришел к выводу о правомерном доначислении заявителю по итогам проверки 4 307 087 руб. единого налога по УСН за 2009 - 2010 годы.
При этом судом первой инстанции учтено, что Инспекция в ходе проверки не допустила нарушения положений статей 346.18 и 252 НК РФ при определении размера налоговых обязательств предпринимателя расчетным путем. Налоговым органом определены суммы доходов и расходов для целей налогообложения с учетом информации, полученной в ходе мероприятий налогового контроля, в том числе от контрагентов заявителя. Расходы в виде заработной платы сотрудников и арендных платежей с учетом осуществления предпринимателем видов деятельности, доход от которых облагается по УСН и ЕНВД, распределены пропорционально доле доходов.
Выводы суда первой инстанции соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22.06.2010 N 5/10, согласно которой допустимость применения расчетного метода исчисления налогов непосредственно связана с обязанностью правильной, полной и своевременной их уплаты и обусловливается неправомерными действиями (бездействием) налогоплательщика. Поэтому сам по себе данный метод исчисления налогов, при обоснованном его применении, не может рассматриваться как ущемление прав налогоплательщиков.
При расчетном методе начисления налогов достоверное исчисление налогов невозможно по объективным причинам.
Налоги могут быть исчислены достоверно только при надлежащем оформлении учета доходов и расходов, в то время как применение расчетного метода предполагает исчисление налогов с той или иной степенью вероятности.
Решение суда первой инстанции относительно эпизода, касающегося доначисления единого налога по УСН, начисления пеней и штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, вынесено в соответствии с правильно установленными обстоятельствами дела, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, и с учетом подлежащих применению норм материального и процессуального права, поэтому у апелляционного суда не имелось правовых оснований для его отмены в этой части.
На основании изложенного суд кассационной инстанции, проверив законность принятых по делу судебных актов и исходя из полномочий, установленных пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ, считает, что постановление от 02.06.2014 подлежит отмене с оставлением в силе решения от 05.12.2013.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2014 по делу N А21-4839/2013 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.12.2013 по данному делу.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.