Резолютивная часть постановления объявлена 07.05.2013.
Полный текст постановления изготовлен 13.05.2013.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кравченко Т.В., судей Колесниковой С.Г. и Яковца А.В.,
при участии от общероссийской негосударственной некоммерческой организации "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство" Монаенко А.С. (доверенность от 23.04.2013 N 6) и Родионовой Ю.Х. (доверенность от 17.04.2013), от некоммерческого партнерства строителей "СтройРегион" Афанасьева С.В. (доверенность от 05.03.2013) и Филиппович С.В. (доверенность от 01.03.2013),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общероссийской негосударственной некоммерческой организации "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2013 по делу N А56-34494/2012 (судьи Попова Н.М., Горшелев В.В., Смирнова Я.Г.),
установил:
Общероссийская негосударственная некоммерческая организация "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство", место нахождения: 123242, Москва, ул. Грузинская М., 3, ОГРН 1097799041482 (далее - Национальное объединение строителей), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к некоммерческому партнерству строителей "СтройРегион", место нахождения: 188309, Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Генерала Кныша, 8а, ОГРН 1097800006248 (далее - Партнерство), о взыскании 6 520 000 руб. задолженности по уплате членских взносов.
Решением от 21.09.2012 (судья Сайфуллина А.Г.), с учетом определения от 12.10.2012 об исправлении опечатки, иск удовлетворен, с Партнерства в пользу Национального объединения строителей взыскано 6 520 000 руб.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.01.2013, решение от 21.09.2012 отменено, в иске отказано.
В кассационной жалобе Национальное объединение строителей просит отменить постановление от 30.01.2013, а решение от 21.09.2012 оставить в силе.
Податель жалобы ссылается на то, что в рамках других судебных споров арбитражные суды приходили к выводу о том, что норма пункта 3 части 3 статьи 55.21 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) не содержит четких критериев определения размеров взносов. Однако в отличие от других судов суд апелляционной инстанции по настоящему делу самостоятельно установил размер отчислений саморегулируемых организаций в Национальное объединение строителей, чем фактически подменил решение Всероссийского съезда.
Податель жалобы считает ошибочным вывод апелляционного суда о необходимости установления единого для всех саморегулируемых организаций размера членских взносов исходя из равенства голосов всех саморегулируемых организаций на Всероссийском съезде. Равенство голосов саморегулируемых организаций на Всероссийском съезде является особенностью корпоративного управления Национальным объединением строителей. Однако определение размера и порядка уплаты членских взносов не может ставиться в зависимость от степени участия того или иного лица в управлении некоммерческой организации, поскольку не влияет на получение ее участниками прибыли.
Норма пункта 3 части 3 статьи 55.21 Кодекса введена Федеральным законом от 22.07.2008 N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 148-ФЗ) и до настоящего времени никаких изменений не претерпела. Положения Федерального закона от 27.07.2010 N 240-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 240-ФЗ), на которые сослался суд апелляционной инстанции, не внесли изменений в порядок определения членских взносов, частью 6 статьи 8 названного закона на Национальные объединения были возложены обязанности только по приведению уставов в соответствие с Кодексом и переизбранию органов управления, но не по изменению размера и порядка уплаты членских взносов. В связи с этим является ошибочным вывод апелляционного суда об ином толковании нормы пункта 3 части 3 статьи 55.21 Кодекса начиная с 02.08.2010, а также об обязанности Национального объединения строителей изменить с указанной даты ранее установленный размер членских взносов и порядка их исчисления.
В отзыве Партнерство возражает против удовлетворения жалобы и просит оставить без изменения обжалуемый судебный акт.
В судебном заседании представители Партнерства ходатайствовали о приобщении к делу дополнения к отзыву. С согласия Национального объединения строителей и на основании статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд кассационной инстанции удовлетворил ходатайство.
Представители Национального объединения строителей поддержали доводы кассационной жалобы, а представители Партнерства возражали против ее удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.
Законность постановления от 30.01.2013 проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует и участвующими в деле лицами не оспаривается, что истец является Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство.
Решение о создании Национального объединения строителей и о принятии устава названного объединения приняты 10.11.2009 на Всероссийском съезде саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства (протокол N 1).
В соответствии со статьей 55.21 Кодекса (в редакции, действовавшей на момент проведения указанного Всероссийского съезда) высшим органом Национального объединения саморегулируемых организаций является Всероссийский съезд саморегулируемых организаций соответствующего вида, съезд созывается не реже чем один раз в два года и считается правомочным, если в его работе принимают участие представители не менее двух третей саморегулируемых организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Всероссийский съезд саморегулируемых организаций:
1) принимает устав Национального объединения саморегулируемых организаций и утверждает внесение в него изменений;
2) формирует состав совета Национального объединения саморегулируемых организаций, в том числе избирает новых членов и прекращает полномочия членов совета, подлежащих замене, в соответствии с процедурой обновления (ротации) совета, принимает решения о досрочном прекращении полномочий членов совета;
3) определяет размер отчислений саморегулируемых организаций на нужды Национального объединения саморегулируемых организаций исходя из численности и вида саморегулируемых организаций;
4) утверждает смету расходов на содержание Национального объединения саморегулируемых организаций;
5) утверждает отчеты совета Национального объединения саморегулируемых организаций, в том числе об исполнении сметы расходов на содержание Национального объединения саморегулируемых организаций;
6) избирает членов ревизионной комиссии Национального объединения саморегулируемых организаций сроком на два года и утверждает отчет этой ревизионной комиссии о результатах финансово-хозяйственной деятельности Национального объединения саморегулируемых организаций;
7) утверждает регламент Съезда;
8) определяет место нахождения совета Национального объединения саморегулируемых организаций;
9) осуществляет иные предусмотренные уставом Национального объединения саморегулируемых организаций функции.
В соответствии пунктом 2 статьи 9 Закона N 240-ФЗ с 01.10.2010 вступила в силу часть 5.1 статьи 55.20 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса), согласно которой саморегулируемая организация является членом Национального объединения саморегулируемых организаций соответствующего вида со дня внесения сведений о такой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций. В течение тридцати дней со дня внесения сведений о саморегулируемой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций она обязана уплатить вступительный взнос в Национальное объединение саморегулируемых организаций соответствующего вида, а также осуществлять иные отчисления на нужды Национального объединения саморегулируемых организаций соответствующего вида в порядке и в размерах, которые установлены Всероссийским съездом саморегулируемых организаций.
Согласно части 2.1 статьи 55.20 Кодекса может быть создано только одно Национальное объединение саморегулируемых организаций соответствующего вида.
Партнерство 02.03.2010 включено в государственный реестр саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.
В силу вышеуказанных положений закона ответчик, являясь саморегулируемой организацией, с 01.10.2010 стал членом Национального объединения строителей и у него, как следствие, возникла обязанность уплатить вступительный взнос и осуществлять иные отчисления на нужды Национального объединения строителей.
Пунктом 5.2 устава Национального объединения строителей установлена обязанность членов объединения соблюдать положения данного устава и иных документов объединения; своевременно и в полном объеме оплачивать отчисления на нужды объединения, в том числе вступительный и членский взносы.
На названном Всероссийском съезде было утверждено Положение о формах, размерах и порядке уплаты отчислений саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, на нужды Национального объединения строителей (протокол от 10.11.2009 N 1), именуемое в дальнейшем Положением.
Согласно Положению отчисления саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, на нужды Национального объединения строителей осуществляются в форме вступительных взносов и ежегодных членских взносов. Вступительный взнос установлен в размере 500 000 руб., который уплачивается саморегулируемой организацией в срок не позднее одного месяца с даты ее вступления в члены Национального объединения строителей.
Пунктом 3 Положения предусмотрено, что ежегодный членский взнос установлен в размере из расчета 5000 руб. на одного члена саморегулируемой организации.
Ежегодный членский взнос уплачивается четырьмя частями с разбивкой поквартально в срок не позднее 20 числа первого месяца каждого квартала (не позднее 20-х чисел января, апреля, июля, октября). Квартальный размер ежегодного членского взноса рассчитывается по формуле: 1250 руб. умножить на количество членов саморегулируемой организации на первое число первого месяца соответствующего квартала (пункт 5 Положения).
Национальное объединение строителей, ссылаясь на задолженность Партнерства по уплате членских взносов за 4 квартал 2011 года в сумме 393 750 руб. и 1 квартал 2012 года в сумме 6 126 250 руб., обратилось в суд с настоящим иском.
Суд кассационной инстанции, проверив доводы жалобы в соответствии со статьей 286 АПК РФ, пришел к следующим выводам.
Согласно объяснениям в заседании суда кассационной инстанции представителей участвующих в деле лиц на момент рассмотрения настоящего спора отсутствует вступивший в законную силу судебный акт о признании недействительным либо о прекращении действия (утраты юридической силы) после 01.10.2010 решения Всероссийского съезда об утверждении Положения.
Из приобщенных в дело материалов судебной арбитражной практики также следует, что решения указанного съезда не признавались недействительными либо недействующими в том числе по тем основаниям, что Национальное объединение строителей зарегистрировано в качестве юридического лица 10.12.2009 - после проведения 10.11.2009 Всероссийского съезда либо в связи с вступлением в силу Закона N 240-ФЗ.
При рассмотрении настоящего спора ответчик не воспользовался процессуальным правом на предъявление встречного иска об оспаривании Положения, равно как не представил доказательств обращения в суд с самостоятельным соответствующим требованием (статья 9 АПК РФ).
Принимая во внимание изложенное, содержащийся в материалах судебной арбитражной практики довод о том, что положения статьи 55.21 Кодекса не содержат четких критериев определения размера отчислений саморегулируемых организаций на нужды Национального объединения строителей, необоснованно и незаконно расценен судом апелляционной инстанции по настоящему делу в качестве достаточного основания для вывода в рамках рассматриваемого спора о том, что Положение противоречит пункту 3 части 3 статьи 55.21 Кодекса в связи с отсутствием у Всероссийского съезда "возможности по определению размера отчислений на нужды Национального объединения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, исходя из численности и вида саморегулируемых организаций поскольку в состав данного Национального объединения могут входить саморегулируемые организации только лишь одного вида, а именно - саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство".
При отсутствии соответствующего принятого к производству требования у суда апелляционной инстанции в силу статей 49 и 268 АПК РФ не имелось законных оснований для оценки Положения с точки зрения справедливости и принципа равенства, при том, что обстоятельства, свидетельствующие об утверждении Всероссийским съездом Положения вне рамок своих полномочий, судом не установлено.
Определение размера отчислений саморегулируемых организаций на нужды Национального объединения саморегулируемых организаций отнесено к компетенции Всероссийского съезда саморегулируемых организаций (часть 3 статьи 55.21 Кодекса). В связи с этим суд апелляционной инстанции был не праве устанавливать самостоятельно по своему усмотрению формулу расчета членских взносов саморегулируемой организации и определять размер членских взносов, который должен уплачивать не только ответчик по настоящему делу, но и все саморегулируемые организации - члены Национального объединения строителей.
Как верно указывает податель кассационной жалобы, в Законе N 240-ФЗ отсутствуют положения о необходимости изменения Национальными объединениями саморегулируемых организаций размера и порядка уплаты членских взносов в связи с вступлением в силу указанного нормативного правового акта.
С учетом изложенного и исходя из предмета и оснований рассматриваемого спора суд кассационной инстанции считает ошибочным вывод апелляционного суда о том, что Положение действовало только до вступления в силу Закона N 240-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Национальное объединение строителей в обоснование представленного расчета суммы иска представило в суд первой инстанции реестр членов Партнерства, выполненный Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (том 1, листы 163 и 164; том 2, листы 2 - 58, а также материальный носитель - диск с реестром членов саморегулируемой организации). Согласно сведениям, представленным истцом, в спорный период количество членов Партнерства составляло 4901.
В соответствии с частью 1 статьи 55.18 Кодекса и постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2008 N 864 "О мерах по реализации Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет ведение государственного реестра саморегулируемых организаций и осуществляет государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций.
На основании пункта 4 части 2 статьи 55.18 Кодекса в государственный реестр саморегулируемых организаций вносятся в том числе сведения о членах каждой саморегулируемой организации (идентификационный номер налогоплательщика, полное наименование юридического лица, его адрес (место нахождения), фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, дата его рождения, место жительства).
При отсутствии доказательств обратного суд первой инстанции обоснованно расценил представленный истцом реестр членов Партнерства в качестве допустимого и относимого доказательства.
Партнерство, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства в суде первой инстанции (что не оспаривалось ответчиком при рассмотрении дела в судах апелляционной и кассационной инстанциях), не явилось ни в одно из судебных заседаний суда первой инстанции и не представило доказательств, опровергающих сведения истца о количестве членов Партнерства.
При рассмотрении дела в апелляционном суде Партнерство в дополнении N 2 к апелляционной жалобе указало, что в спорный период количество его членов составляло 1470. Однако вопреки требованиям процессуального закона доказательства, подтверждающие данное утверждение, ответчик не представил.
В заседании суда кассационной инстанции представили Партнерства не отрицали отсутствие в деле доказательств того, что количество членов ответчика составляло именно 1470, пояснив, что Партнерство не обязано представлять такие доказательства в материалы дела исходя из характера спорных отношений.
С учетом изложенного и принимая во внимание установленное Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации распределение бремени доказывания, суд кассационной инстанции считает верным вывод суда первой инстанции о количестве членов Партнерства в спорный период, основанный на доказательствах, представленных истцом.
Таким образом, постановление от 30.01.2013 подлежит отмене, а решение от 21.09.2012 - оставлению в силе.
На основании части 1 статьи 110 АПК РФ расходы истца по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы подлежат возложению на ответчика.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2013 по делу N А56-34494/2012 отменить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.09.2012 по тому же делу оставить в силе.
Взыскать с некоммерческого партнерства строителей "СтройРегион", место нахождения: 188309, Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Генерала Кныша, 8а, ОГРН 1097800006248, в пользу Общероссийской негосударственной некоммерческой организации "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство", место нахождения: 123242, Москва, ул. Грузинская М., 3, ОГРН 1097799041482, 2000 руб. судебных расходов по кассационной жалобе.
Председательствующий |
Т.В. Кравченко |
Судьи |
С.Г. Колесникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.