г. Санкт-Петербург |
|
30 января 2013 г. |
Дело N А56-34494/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Поповой Н.М.
судей Горшелева В.В., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Пампу Н.Б.
при участии:
от истца: до и после перерыва: Жердева В.Г. по доверенности от 03.04.2012 N 7
от ответчика: до и после перерыва: Саенко Е.Б. по доверенности от 18.01.2013,
после перерыва: Афанасьева С.В. по доверенности от 05.03.2012
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22683/2012) Некоммерческого партнерства строителей "СтройРегион" (ОГРН 1097800006248, место нахождения: 188309, Ленинградская Область, Гатчина Город, Генерала Кныша Улица, 8а)
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.09.2012 по делу N А56-34494/2012 (судья Сайфуллина А.Г.), принятое
по иску Общероссийской негосударственной некоммерческой организации "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство"
к НП строителей "СтройРегион"
о взыскании задолженности
установил:
Общероссийская негосударственная некоммерческая организация "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство" (далее - истец, ОННО "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство"; ОГРН 1097799041482, место нахождения: 123242, Москва, Грузинская М. Улица, 3) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с Некоммерческого партнерства строителей "СтройРегион" (далее - ответчик, НПО "СтройРегион"; ОГРН 1097800006248, место нахождения: 188309, Ленинградская Область, Гатчина Город, Генерала Кныша Улица, 8а) задолженности по уплате членских взносов за 4 квартал 2011 года и за 1 квартал 2012 года на общую сумму 6520000,00 рублей, судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 55600,00 рублей.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.09.2012 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судом не были полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
14.01.2013 в канцелярию апелляционного суда поступил отзыв истца на апелляционную жалобу.
В судебном заседании от 21.01.2013 представитель ответчика представил письменные пояснения по апелляционной жалобе и просил суд приобщить их к материалам дела.
Представитель истца возражал против приобщения письменной позиции ответчика.
Апелляционным судом 21.01.2013 г. был объявлен перерыв на 28.01.2013 в 14 час. 40 мин. для ознакомления с представленными ответчиком письменными пояснениями и подготовки истцом возражений на указанные пояснения.
24.01.2013 в канцелярию апелляционного суда поступили письменные возражения истца.
После перерыва судебное заседание продолжено.
В настоящем судебном заседании суд апелляционной инстанции приобщил письменные пояснения ответчика, возражения и отзыв истца приобщены к материалам дела.
Представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме.
Представитель истца против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела ответчик - НПО "СтройРегион" с 01.10.2010 г. является членом ОННО "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство" (Национальное объединение строителей).
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, для приведения отношений в области градостроительной деятельности в соответствие с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22.07.2008 N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", и дополнением указанного Кодекса главой 6.1. "Саморегулирование в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства", предусматривающей приобретение некоммерческими организациями статуса саморегулируемых организаций следующих видов:
1) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;
2) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;
3) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство;
а также объединение саморегулируемых организаций в национальные объединения соответствующих видов, образуемых Всероссийским съездом саморегулируемых организаций, 10.11.2009 состоялся Всероссийский съезд саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства.
В указанном съезде приняли участие 54 саморегулируемых организации из 57, зарегистрированных в государственном реестре на момент проведения Всероссийского съезда.
Согласно протоколу от 10.11.2009 Всероссийского съезда в повестку дня съезда были внесены вопросы, в том числе, о создании ОННО НОСТРОЙ, о принятии устава ОННО НОСТРОЙ и о размере отчислений саморегулируемых организаций на нужды ОННО НОСТРОЙ.
Решением Всероссийского съезда от 10 ноября 2009 года зафиксированным в протоколе N 1, было утверждено Положение о формах, размерах и порядке уплаты отчислений саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, на нужды Национального объединения строителей (далее по тексту - Положение).
В соответствии с пунктами 4, 5 Положения вступительный взнос уплачивается саорегулируемой организацией в срок не позднее одного месяца с даты ее вступления в члены Национального объединения строителей. Члены Национального объединения строителей, выступившие его учредителями, уплачивают вступительный взнос в течение десяти дней после открытия счета Национального объединения строителей. Ежегодный членский взнос уплачивается четырьмя частями с разбивкой поквартально в срок не позднее 20 числа первого месяца каждого квартала (не позднее 20-х чисел января, апреля, июля, октября). Квартальный размер ежегодного членского взноса рассчитывается по формуле: 1 250 (одна тысяча двести пятьдесят) рублей умножить на количество членов саморегулируемой организации на первое число первого месяца соответствующего квартала.
Истцом в адрес ответчика был направлен счет N 1359 от 01.10.2011 года на уплату членского взноса за 4 квартал 2011 года в размере 6 126 250, 00 рублей, подлежащий оплате в срок до 20.10.2011 г. Ответчик платежным поручением от 06.12.2012 N 399 на сумму 12 000 000,00 рублей добровольно произвел оплату задолженности по уплате членского взноса за 3 квартал 2011 г. в размере 6 267 500,00 рублей и частичную оплату задолженности по уплате членского взноса за 4 квартал 2011 в размере 5 732 500, 00 рублей. Оплата задолженности по уплате членских взносов за 4 квартал 2011 г. в размере 393 750,00 рублей ответчиком не производилась.
Также истцом в адрес ответчика был направлен счет от 01.01.2012 г. N 225 на уплату членского взноса за 1 квартал 2012 г. в размере 6 126 250,00 рублей, подлежащей оплате в срок до 20.01.2012 г. ответчик оплату указанного счета на уплату членского взноса за 1 квартал 2012 г. не производил.
Общий размер задолженности составляет 6 520 000 рублей.
Отказ ответчика от оплаты долга послужил основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Градостроительный кодекс РФ (далее - ГрК РФ) внесены изменения, указанный кодекс дополнен главой 6.1. "Саморегулирование в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства".
В числе прочих изменений, вносимых в ГрК РФ, установлено, что допускается приобретение некоммерческими организациями статуса саморегулируемых организаций следующих видов: саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания; саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации; саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство; а также указано, что саморегулируемые организации должны быть объединены в национальные объединения соответствующих видов, образуемых Всероссийским съездом саморегулируемых организаций.
Как усматривается из материалов дела, 10.11.2009 г. состоялся Всероссийский съезд саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства (далее - Всероссийский съезд), в котором, согласно протоколу N 1 (л.д. 114-117) приняли участие 54 саморегулируемых организации из 57, зарегистрированных в государственном реестре на момент проведения Всероссийского съезда.
Согласно положений ст. 55.21 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент проведения Всероссийского съезда) высшим органом Национального объединения саморегулируемых организаций является Всероссийский съезд саморегулируемых организаций соответствующего вида, такой съезд созывается не реже чем один раз в два года и считается правомочным, если в его работе принимают участие представители не менее двух третей саморегулируемых организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации.
Саморегулируемые организации имеют равные права и равное представительство на съезде. Каждая саморегулируемая организация независимо от количества ее представителей при принятии решений имеет один голос.
Всероссийский съезд саморегулируемых организаций: принимает устав Национального объединения саморегулируемых организаций и утверждает внесение в него изменений; формирует состав совета Национального объединения саморегулируемых организаций, в том числе избирает новых членов и прекращает полномочия членов совета, подлежащих замене, в соответствии с процедурой обновления (ротации) совета, принимает решения о досрочном прекращении полномочий членов совета; определяет размер отчислений саморегулируемых организаций на нужды Национального объединения саморегулируемых организаций исходя из численности и вида саморегулируемых организаций; утверждает смету расходов на содержание Национального объединения саморегулируемых организаций; утверждает отчеты совета Национального объединения саморегулируемых организаций, в том числе об исполнении сметы расходов на содержание Национального объединения саморегулируемых организаций; избирает членов ревизионной комиссии Национального объединения саморегулируемых организаций сроком на два года и утверждает отчет этой ревизионной комиссии о результатах финансово-хозяйственной деятельности Национального объединения саморегулируемых организаций; утверждает регламент съезда; определяет место нахождения совета Национального объединения саморегулируемых организаций; осуществляет иные предусмотренные уставом Национального объединения саморегулируемых организаций функции.
Из материалов дела следует, что по вопросам повестки дня Всероссийского съезда 10.11.2009 г. были, в том числе, приняты следующие решения: о создании Национального объединения строителей, о принятии устава Национального объединения строителей и об утверждении Положения о формах, размерах и порядке уплаты отчислений саморегулируемых организаций на нужды Национального объединения строителей.
Согласно Положению, отчисления саморегулируемых организаций на нужды Национального объединения строителей осуществляются в форме вступительного и членского взносов. При этом вступительный взнос утвержден в размере 500 000 рублей, ежегодный членский взнос установлен из расчета 5 000 рублей на одного члена саморегулируемой организации.
Согласно статьи 55.21 ГрК РФ Всероссийский съезд вправе определить размер отчислений саморегулируемых организаций на нужды Национального объединения саморегулируемых организаций исходя из численности и вида саморегулируемых организаций. При этом закон не содержит четких критериев определения этого размера и при отсутствии таких критериев буквальное толкование условия пункта 3 части 3 статьи 55.21 ГК РФ о том, что такой размер должен определяться исходя из численности и вида саморегулируемых организаций, должно коррелировать с определением размера сметы расходов на содержание Национального объединения саморегулируемых организаций, как это предусмотрено пунктом 4 части 3 статьи 55.21 ГрК РФ.
Исходя из этого принцип расчета размера отчислений саморегулируемых организаций Национального объединения строителей и включает вступительный и членские взносы, является единым для всех саморегулируемых организаций и соотносится с численностью последних.
Суд первой инстанции при принятии решения руководствовался принципом добровольности вступления в Национальное объединение и добровольным принятием на себя всех прав и обязательств, предусмотренных Уставом и иными документами Национального объединения. При этом суд не учел, что Федеральным законом от 27.07.2010 года N 240-ФЗ в Градостроительный кодекс были внесены изменения (в частности статья 55.21. дополнена пунктами 2.1. и 5.1.), которыми установлено обязательное (автоматическое) членство саморегулируемых организаций в Национальных объединениях саморегулируемых организаций соответствующего вида, установлено, что такое Национальное объединение саморегулируемых организаций соответствующего вида в Российской Федерации может быть только одно.
Законодателем с 01.10.2010 года, с даты вступления в силу изменений, исключен принцип добровольности, а также возможность выбора принятия саморегулируемой организацией решения о вступлении в члены Национального объединения (в данном случае НОСТРОЙ) или выхода из него.
В спорный период - IV квартал 2011 года и I квартал 2012 года, у ответчика отсутствовала возможность выбора участия в НОСТРОЙ и соответственно, ссылка суда в Решении на добровольное принятие НП "СтройРегион" обязательств, вытекающих из членства в НОСТРОЙ, не соответствует Градостроительному кодексу и обстоятельствам дела.
Более того, согласно ст. 55.20 (пункты 2 и 2.1.) Градостроительного кодекса может быть создано только одно Национальное объединение саморегулируемых организаций соответствующего вида. Так, в настоящее время существует одно Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, (НОСТРОЙ), одно Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, (НОП) и одно Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания (НОИЗ).
Членами одного Национального объединения могут быть только саморегулируемые организации определенного вида: членами НОСТРОЙ - только СРО осуществляющие строительство.
Исковые требования НОСТРОЙ о взыскании членских взносов основаны на общих положениях Устава НОСТРОЙ (п. 5.2. Устава об обязанности членов осуществлять отчисления на нужны НОСТРОЙ, уплачивать вступительный и членские взносы), Положении о формах, размерах и порядке уплаты отчислений саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, на нужды Национального объединения строителей, утвержденном Всероссийский съездом (протокол N 1 от 10.11.2009 г.).
Положение о формах, размерах и порядке уплаты отчислений саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, на нужды Национального объединения строителей противоречит нормам п. 3 ч. 3 ст. 55.21 Градостроительного кодекса, согласно которому Всероссийский съезд саморегулируемых организаций определяет размер отчислений саморегулируемых организаций на нужды Национального объединения саморегулируемых организаций исходя из численности и вида саморегулируемых организаций.
В силу пункта 5 статьи 55.3 ГрК РФ у Всероссийского съезда саморегулируемых организаций,основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства отсутствуют возможности по определению размера отчислений на нужды Национального объединения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, исходя из численности и вида саморегулируемых организаций, поскольку в состав данного Национального объединения могут входить саморегулируемые организации только лишь одного вида, а именно - саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.
Согласно буквальному толкованию пп. 3 п. 3 ст. 55.21 Градостроительного кодекса в качестве критерия определения размера отчислений устанавливает численность и вид саморегулируемых организаций, но не численность членов каждой саморегулируемой организаций.
Принимая во внимание принцип равенства прав и обязанностей каждого члена Национального объединения (НОСТРОЙ) имея равные права и равное количество голосов на Всероссийском съезде при принятии отнесенных к его компетенции решений, обязанности и бремя обязательных отчислений также должны быть одинаковыми для всех членов. НОСТРОИ, установив равный для всех размер вступительного взноса, необоснованно накладывает на более многочисленные СРО (в частности на НП "СтройРегион") большие финансовые обязательства по обеспечению нужд НОСТРОЯ. что с учетом установленного обязательного членства ставит НП "СтройРегион" в неравные, обременительные финансовые условия.
Порядок определения размера ежегодного членского взноса в размере из расчета 5 000 (пять тысяч) рублей на одного члена саморегулируемой организации, установленный Положением НОСТРОЯ (п. 3), является незаконным, поскольку не соответствует попункту 3 пункта 3 статьи 55.21 Градостроительного кодекса.
Норма п. 3 ч. 3 ст. 55.21 Градостроительного кодекса в качестве основного критерия установления размера отчислений определяет нужды НОСТРОЯ на определенный период времени. Исходя из определенной сметы запланированных расходов. Всероссийским съездом должен определяться размер членских взносов одинаковый для каждого члена по методике деления суммы запланированных расходов на количество членов Национального объединения.
НОСТРОИ после принятия изменений в 240-ФЗ, вступивших в законную силу 02.08.2010 г. не предпринял меры по определению размера и порядка по взысканию членских взносов с НП СРО "СтройРегион", в связи с чем истцом была применена методика начисления членских взносов, которая не соответствует законодательству РФ.
Методика по начислению членских взносов, исходящая из количества членов, состоящих в СРО, которая была принята 10.11.2009 г. Всероссийским съездом СРО, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство и реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства могла применяться лишь до вступления изменений в 240-ФЗ, вступивших в законную силу 02.08.2010 г.
НОСТРОИ за рассматриваемый период применяет принцип расчета членских взносов по формуле: 5000 т.р. в год за одного члена х 1470 членов НП СРО "СтройРегион" согласно реестра членов НП СРО "СтройРегион", что составляет 7 350 000 руб.
В соответствии со вступившими в законную силу изменениями в 240-ФЗ расчет членских взносов необходимо производить по формуле исходящей из сметы расходов НОСТРОИ на 2012 г. 500 млн. руб. (пятьсот миллионов рублей) и количества СРО входящих в НОСТРОИ, на 1 января 2012 г. их количество составило 250 СРО (500 млн. руб. : 250 = 2 млн. руб). Каждое СРО, входящее в состав НОСТРОИ, обязано уплачивать членские взносы в размере 2 млн. руб. в год.
Истец требует уплаты членских взносов только за 1 квартал в сумме 6 267 500 рублей.
В исковом заявлении истец указал на перечисление ответчиком взноса в размере 12 млн. рублей.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не доказал своего права требовать уплаты взносов в большом размере.
Апелляционный суд исследовал в совокупности представленные в материалы дела документы, и в связи с отсутствием достаточных, относимых и допустимых доказательств доводов истца, считает его требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Решение от 21.09.2012 следует отменить, в иске отказать.
Госпошлина по апелляционной жалобе относится на истца на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.09.2012 по делу N А56-34494/2012 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с Общероссийской негосударственной некоммерческой организации "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство" (ОГРН 1097799041482, место нахождения: 123242, Москва, Грузинская М. Улица, 3) в пользу некоммерческого партнерства строителей "СтройРегион" (ОГРН 1097800006248, место нахождения: 188309, Ленинградская Область, Гатчина Город, Генерала Кныша Улица, 8а) 2 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Председательствующий |
Н.М. Попова |
Судьи |
В.В. Горшелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-34494/2012
Истец: Общероссийская негосударственная некоммерческая организация "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство"
Ответчик: Некоммерческое партнерство строителей "СтройРегион"
Хронология рассмотрения дела:
13.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1439/13
30.01.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22683/12
21.09.2012 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-34494/12