15 мая 2013 г. |
Дело N А42-2452/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Асмыковича А.В. и Бурматовой Г.Е.,
при участии от открытого акционерного общества "ХЛЕБОПЕК" Овдиенко А.Н. (доверенность от 02.04.2013 N 06-07/12),
рассмотрев 13.05.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "ХЛЕБОПЕК" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.10.2012 (судья Беляева Л.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2013 (судьи Шульга Л.А., Есипова О.И., Фокина Е.А.) по делу N А42-2452/2012,
установил:
Открытое акционерное общество "ХЛЕБОПЕК" (место нахождения: 183038, город Мурманск, улица Пищевиков, дом 2, ОГРН 1025100831788; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением (с учетом изменения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (место нахождения: 183038, город Мурманск, улица Книповича, дом 9а, ОГРН 1025100848630; далее - Управление), Комитету имущественных отношений администрации ЗАТО город Североморск (место нахождения: 184604, Мурманская область, город Североморск, улица Ломоносова, дом 4; далее - Комитет) и Администрации муниципального образования ЗАТО город Североморск (место нахождения: 184604, Мурманская область, город Североморск, улица Ломоносова, дом 4; далее - Администрация):
- о признании недействительным решения Управления от 30.12.2011 N 05-07-7385 об отказе в предоставлении муниципальной преференции и об обязании Управления принять решение о даче согласия на предоставление Обществу муниципальной преференции в форме заключения договора аренды нежилого помещения, расположенного по адресу город Североморск, улица Сафонова, дом 13 (комнаты N 1-8 на первом этаже общей площадью 100,5 кв.м);
- о признании незаконным бездействия Комитета и Администрации, выразившегося в отказе принять решение о предоставлении Обществу муниципальной преференции, а также об обязании Комитета и Администрации принять решение о предоставлении Обществу муниципальной преференции и заключить договор аренды спорного нежилого помещения.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 24.10.2012, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2013, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество просит судебные акты отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, Общество является субъектом системы социальной защиты населения, проживающего в ЗАТО город Североморск, а потому имеет законодательно предусмотренное право на получение муниципальных преференций.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Управление, Комитет и Администрация о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что между Комитетом (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды помещения муниципального нежилого фонда ЗАТО город Североморск от 13.12.2006 N 130, по условиям которого Обществу для размещения магазина "Хлеб" передано в аренду муниципальное нежилое помещение VIII (комнаты N 1-8) на первом этаже жилого дома, общей площадью 100,5 кв. м, расположенное по адресу: город Североморск, улица Сафонова, дом 13. Одновременно с передачей права пользования нежилым помещением арендатору предоставлено право пользования частью земельного участка, площадь которого пропорциональна площади арендуемого помещения в здании и необходима для его использования. Срок действия договора определен сторонами с 02.01.2007 по 01.01.2012.
Общество в соответствии с пунктом 1.6.3 названного договора аренды, статьями 19 и 20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) обратилось в Комитет с заявлением от 26.09.2011 N 08-1502а о предоставлении с целью социальной защиты населения преференции в форме заключения договора аренды объекта недвижимости и части земельного участка по адресу: город Североморск, улица Сафонова, дом 13 на новый (максимально возможный) срок.
Письмом от 28.10.2011 N 1511/1 Комитет сообщил заявителю, что вопрос о предоставлении муниципальной преференции может быть рассмотрен только в случае предоставления Обществом полного пакета документов, предусмотренного статьей 20 Закона N 135-ФЗ, перечислив непредставленные документы.
Администрация, после представления Обществом дополнительных документов, 14.12.2011 направила в адрес Управления заявление N 2074 о даче согласия на предоставление Обществу муниципальной преференции в целях обеспечения социальной защиты населения путем передачи в аренду помещения VIII (комнаты N 1-7) на первом этаже, общей площадью 101,1 кв. м, расположенного по адресу: город Североморск, улица Сафонова, дом 13 для размещения магазина на срок до 01.07.2015.
Управление, рассмотрев названное заявление, приняло решение от 30.12.2011 N 05-07-7385 об отказе в предоставлении Обществу муниципальной преференции в связи с тем, что ее предоставление не соответствует целям части 1 статьи 19 Закона N 135-ФЗ.
Письмом от 23.03.2012 N 0617 Комитет уведомил Общество о принятом Управлением решении об отказе в предоставлении муниципальной преференции, а также о необходимости в десятидневный срок сдать арендуемое нежилое помещение по акту - приема передачи в удовлетворительном состоянии.
Полагая незаконными решение Управления, а также бездействие Комитета и Администрации, выразившееся в отказе принять решение о предоставлении муниципальной преференции, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеназванными требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанции отказали в удовлетворении заявленных требований, сделав вывод о том, что оспариваемые решение Управления и действия (бездействие) Комитета и Администрации соответствуют Закону N 135-ФЗ и не нарушают права и законные интересы Общества.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В силу части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ договоры аренды, договоры безвозмездного пользования, договоры доверительного управления имуществом, иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, могут быть заключены только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в порядке, предусмотренном главой 5 Закона N 135-ФЗ, устанавливающей основания и условия предоставления государственных или муниципальных преференций.
Под государственными или муниципальными преференциями понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот (пункт 20 статьи 4 Закона N 135-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период).
В статье 19 названного Закона перечислены цели, для достижения которых могут быть предоставлены указанные преференции, а также условия их предоставления. К таким целям в соответствии с пунктом 10 части 1 названной статьи до 06.01.2012 (дата вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") была отнесена социальная защита населения, с 06.01.2012 заменена на социальное обеспечение населения.
Порядок предоставления государственной или муниципальной преференции установлен статьей 20 Закона N 135-ФЗ, согласно пункту 1 которой федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом. К указанному заявлению прилагаются перечисленные в этом пункте документы.
В силу пункта 3 части 3 статьи 20 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган по результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, принимает решение об отказе в предоставлении государственной или муниципальной преференции, если государственная или муниципальная преференция не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 Закона N 135-ФЗ, или если ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции.
Из поданного Администрацией в антимонопольный орган заявления о даче согласия на предоставление Обществу муниципальной преференции путем передачи в аренду помещения VIII (комнаты N 1-7) на первом этаже, общей площадью 101,1 кв. м, расположенного по адресу: город Североморск, улица Сафонова, дом 13 для размещения магазина на срок до 01.07.2015, следует, что муниципальная преференция предоставляется в целях обеспечения социальной защиты населения.
По результатам рассмотрения названного заявления антимонопольный орган в соответствии с пунктом 3 части статьи 20 Закона N 135-ФЗ принял решение об отказе в предоставлении Обществу муниципальной преференции в связи с тем, что ее предоставление не соответствует целям части 1 статьи 19 Закона N 135-ФЗ.
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, с учетом анализа условий Программы "Дешевый хлеб" по обеспечению населения ЗАТО город Североморск хлебобулочными изделиями, участником которой является Общество, исходя из положений Федеральных законов от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", суды первой и апелляционной инстанции сделали вывод о том, что деятельность Общества по розничной торговле хлебом и хлебобулочными изделиями, в том числе по фиксированным оптово-отпускным ценам, не может быть отнесена к формам социальной защиты (социального обеспечения) населения. При этом суды обоснованно указали на то, что в системе государственного социального обеспечения населения одним из основополагающих принципов социальной поддержки является адресность, в то время как деятельность Общества охватывает все население ЗАТО город Североморск.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно согласились с выводом Управления о несоответствии испрашиваемой муниципальной преференции пункту 10 части 1 статьи 19 Закона N 135-ФЗ в заявленных Обществом целях - социальной защиты (социального обеспечения) населения.
Доводы подателя жалобы о том, что Общество осуществляет деятельность по обеспечению жизнедеятельности населения в районе Крайнего Севера, а потому в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 19 Закона N 135-ФЗ имеет право на получение муниципальных преференций обоснованно отклонены судебными инстанциями, поскольку Закон N 135-ФЗ не предусматривает обязанность антимонопольного органа в рамках рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление муниципальной преференции проверять возможность ее предоставления применительно к иным целям, определенным частью 1 статьи 19 Закона N 135-ФЗ, отличным от той цели, которая указана в заявлении.
Доказательства того, что Общество обращалось в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении муниципальной преференции в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в материалах дела отсутствуют.
Исходя из положений статей 198 (часть 1) и 201 (часть 3) АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Из материалов дела не усматривается, что Общество в ходе судебного разбирательства по делу в судах двух инстанций представляло какие-либо доказательства нарушения своих законных прав и интересов в связи отказом антимонопольного органа в предоставлении спорной муниципальной преференции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ). При этом арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что нет оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.10.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2013 по делу N А42-2452/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "ХЛЕБОПЕК" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.