15 мая 2013 г. |
Дело N А56-35417/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Самсоновой Л.А.,
судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Онегин-Консалтинг" Юрковой Т.С. (доверенность от 11.10.2011, б/н), от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Санкт-Петербургу Лотошковой В.Л. (доверенность от 21.12.2012 N 72-07-08/4001), Котовой Ю.А. (доверенность от 21.12.2012 N 72-07-08/4002),
рассмотрев 13.05.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Онегин-Консалтинг" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.08.2012 (судья Галкина Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2012 (судьи Фокина Е.А., Борисова Г.В., Есипова О.И.) по делу N А56-35417/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Онегин-Консалтинг", место нахождения: 194064, Санкт-Петербург, Тихорецкий пр., д. 10 корп. 2, ОГРН 1077847651530 (далее - Общество, ООО "Онегин-Консалтинг", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге, место нахождения: 191180, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 76 "А", ОГРН 1047855032807 (далее - Управление) от 24.02.2012 N 72-07-09/550 об отказе в предоставлении запрошенной информации, а также о признании незаконным бездействия Управления по непредоставлению и нераскрытию информации о своей текущей деятельности, в том числе информации об актах проверок (плановых и внеплановых), о составляемых протоколах в отношении юридических лиц, информации о результатах рассмотрения и вынесенных постановлениях в отношении юридических лиц.
Заявитель также просил обязать Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем размещения в установленные сроки на его официальном сайте актуальной на дату размещения информации об актах проверок (плановых и внеплановых), составляемых протоколах в отношении юридических лиц, информации о результатах рассмотрения и вынесенных постановлениях в отношении юридических лиц, содержащей наименование, ИНН организации, статьи Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), по которой организация привлекается к административной ответственности, даты рассмотрения протокола и вынесения постановления.
Решением от 31.08.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.12.2012 решение от 31.08.2012 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить заявление.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представители Управления возражали против ее удовлетворения по основаниям, приведенным в отзыве на кассационную жалобу.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество в 2010 - 2011 годах обращалось в Управление с заявлениями о предоставлении доступа к информации о текущей деятельности управления, касающейся планов и показателей деятельности, планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, информации о результатах проведенных управлением проверок, в ответах на которые Управление сообщало, что необходимая информация о деятельности государственного органа размещена на его официальном сайте - http://r78.rosfinnadzor.ru.
В письме Общества, поступившем в Управление 25.01.2012, указано на отсутствие на сайте в сети "Интернет" информации о составляемых и рассматриваемых протоколах в отношении юридических лиц, о графике и результатах рассмотрений и вынесенных постановлениях в отношении юридических лиц.
В ответе от 24.02.2012 (исх. N 72-07-09/550) Управление сослалось на неоднократные письменные ответы на ранее направленные Обществом идентичные обращения, сообщив о прекращении переписки с ООО "Онегин-Консалтинг" по данному вопросу.
Не согласившись с решением Управления об отказе в предоставлении запрошенной информации, а также с бездействием, выразившемся в непредоставлении и нераскрытии информации о текущей деятельности государственного органа, и считая их незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды отказали в удовлетворении заявления, указав на отсутствие в действиях Управления нарушений законодательства, а также прав Общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд, по мнению истца, явилось нарушение его законных прав в сфере предпринимательской деятельности, выразившееся в непредставлении Управлением необходимой Обществу информации, связанной с осуществление деятельности по оказанию консалтинговых и иных услуг юридическим лицам.
Как указали суды, запрашиваемая Обществом информация о рассмотренных в отношении юридических лиц протоколах об административных правонарушениях и вынесенных постановлениях с указанием наименования, ИНН юридического лица, статьи КоАП РФ, по которой юридическое лицо привлекается к административной ответственности, даты рассмотрения протокола и вынесения постановления, необходима Обществу для получения информации о компаниях, потенциально нуждающихся в юридической помощи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Закон N 8-ФЗ) действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона N 8-ФЗ информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
Статьей 13 Закона N 8-ФЗ установлен объем информации, которая может быть размещена на официальных сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления в сети "Интернет".
Согласно пункту 5 названной статьи размещению подлежит информация о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях.
В силу пункта 2 статьи 14 Закона N 8-ФЗ перечень информации о деятельности федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и подведомственных им федеральных государственных органов утверждается Правительством Российской Федерации.
Названный Перечень информации о деятельности федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и подведомственных им федеральных государственных органов исполнительной власти, размещаемой в сети "Интернет", утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2009 N 953 (далее - Перечень).
Как указано в пункте 26 Перечня, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня подписания актов проверок, подлежит размещению информация о результатах плановых и внеплановых проверок, проведенных федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в территориальном органе исполнительной власти, его территориальных органах и подведомственных организациях.
Как установлено судами, размещенная на сайте Управления информация соответствует требованиям пункта 26 Перечня.
Данный вывод не опровергает и представленное Обществом в материалы дела заключение специалиста от 03.08.2012 N 201-т/12, которому дана надлежащая правовая оценка судом апелляционной инстанции.
Как указано в данном заключении, при исследовании сайта ТУ Росфиннадзора в Санкт-Петербурге установлено наличие информации об объектах контрольных мероприятий (наименование), виды контрольных мероприятий (описание проводимых мероприятий), краткая характеристика выявленных нарушений, дата окончания проверки (конечная дата окончания).
Суды правомерно исходили из того, что действующее законодательство не предусматривает обязанности федерального органа исполнительной власти размещать в сети "Интернет" изложенные в определенном порядке сведения о наименовании, ИНН/ОГРН проверяемого юридического лица, статей КоАП РФ и других, указанных в заявлении ООО "Онегин-Консалтинг" сведений в отношении проверяемых организаций.
Как указано в статье 8 Закона N 8-ФЗ пользователь информацией вправе не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ (в редакции от 21.07.2011) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ) правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на принципе открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободного доступа к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Вместе с тем, как установлено частью 3 статьи 8 Закона N 149-ФЗ, организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.
Как следует из материалов дела, испрашиваемая информация не касается непосредственно прав и обязанностей заявителя. Кроме того, при осуществлении организацией своей уставной деятельности непосредственное взаимодействие Общества с Управлением по смыслу части 3 статьи 8 Закона N 149-ФЗ отсутствует.
Из содержания части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности следует, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
Как правомерно указали суды, в рассматриваемом случае оспариваемое бездействие Управления не противоречит требованиям вышеприведенных нормативных актов, а также отсутствуют доказательства того, что бездействие Управления затрагивает права и законные интересы Общества.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Закона N 8-ФЗ информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если запрашиваемая информация опубликовывалась в средствах массовой информации или размещена в сети "Интернет".
Доказательств, свидетельствующих о нарушении сроков размещения названной информации, в материалах дела не имеется.
Отсутствие возможности использования ООО "Онегин-Консалтинг" при осуществлении своей предпринимательской деятельности, размещенной в соответствии с требованиями нормативных актов на официальном сайте в сети "Интернет" информации о деятельности органа исполнительной власти, не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов Общества.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и поэтому не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов жалобы, а также соответствия выводов судов о применении нормы права установленными ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Нормы материального и процессуального права применены судами правильно, оснований, влекущих безусловную отмену судебных актов, не имеется.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.08.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2012 по делу N А56-35417/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Онегин-Консалтинг" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.