Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Морозовой Н.А., Пастуховой М.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ВЕГА" директора Лепететиной Т.А. (протокол общего собрания от 02.06.2011 N 7), от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Кировском районе Ленинградской области Телицыной Ю.В. (доверенность от 25.03.2013 N 3),
рассмотрев 22.05.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Кировском районе Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2013 по делу N А56-25338/2012 (судьи Абакумова И.Д., Дмитриева И.А., Сомова Е.А.),
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кировском районе Ленинградской области, место нахождения: 187342, Ленинградская обл., г. Кировск, ул. Новая, д. 30, ОГРН 1024701332260 (далее - Фонд), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ВЕГА", место нахождения: 187320, Ленинградская обл., Кировский р-н, г. Шлиссельбург, ул. Кирова, д. 4, кв. 4, ОГРН 1037835002182 (далее - ООО "ВЕГА", Общество), о взыскании с Общества 3 294 руб. штрафных санкций за представление неполных (недостоверных) сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда первой инстанции от 27.06.2012 (судья Глумов Д.А.) заявленные Фондом требования удовлетворены: с Общества в пользу государственного учреждения взыскано 3 294 руб. штрафных санкций, а также в доход федерального бюджета взыскано 2 000 руб. государственной пошлины.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2013 решение суда первой инстанции от 27.06.2012 отменено. В удовлетворении заявленных требований Фонду отказано. Названным постановлением суд апелляционной инстанции возвратил ООО "ВЕГА" из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины, а также взыскал с Фонда 1000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить принятое по делу постановление от 21.02.2013 и оставить в силе решение суда от 27.06.2012. Как указывает податель жалобы, Фонд, руководствуясь статьей 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), по факту нарушения Обществом законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в части представления страхователем неполных (недостоверных) сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования составил акт камеральной проверки от 30.11.2011 N 8 и направил его в адрес ООО "ВЕГА" заказным письмом. Факт получения указанного акта Обществом подтверждается ответом Филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" Кировского почтамта (далее - ФГУП "Почта России") от 18.10.2012 N 54.7.1.0/1355. Таким образом, по мнению Фонда, им соблюден порядок привлечения страхователя к ответственности, поскольку страхователь был своевременно и надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения акта и других материалов проверки.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы кассационной жалобы, а руководитель Общества просил оставить ее без удовлетворения, считая постановление суда апелляционной инстанции законным и обоснованным.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена проверка представленных Обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета за I квартал 2011 года, которая выявила нарушения статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) - представление неполных (недостоверных) сведений, о чем составлен акт от 30.11.2011 N 8.
Акт камеральной проверки от 30.11.2011 N 8 и уведомления от 30.11.2011 N 8 и от 02.12.2011 N 8/1 о вызове страхователя на 12.01.2011 в 11 час. 00 мин. для рассмотрения указанного акта и других материалов дела о привлечении к ответственности направлены Фондом в адрес ООО "ВЕГА" заказными письмами от 01.12.2011 и от 09.12.2011.
Возражения по акту камеральной проверки страхователем в Фонд не представлены.
По результатам рассмотрения акта проверки Фондом принято решение от 12.01.2012 N 3 о привлечении общества к ответственности за представление неполных (недостоверных) сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде взыскания 3 294 руб. штрафа.
Расчет суммы штрафа произведен заявителем в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ на основании имеющихся данных о причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании указанного решения в адрес ООО "ВЕГА" направлено требование от 09.02.2012 N 6 об уплате 3 294 руб. штрафа в срок до 08.03.2012.
Неуплата Обществом в добровольном порядке штрафа в указанном размере послужила основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ООО "ВЕГА" указанной финансовой санкции.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Фонда, признал его требования обоснованными по праву и по размеру, указав на соблюдение заявителем положений статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), а также на то, что заинтересованное лицо по существу заявленных Фондом требований своих возражений не представило, равно как и доказательств уплаты взыскиваемой суммы штрафа.
Суд апелляционной инстанции, установив, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм процессуального права, влекущим за собой его безусловную отмену, определением от 03.10.2012, со ссылкой на статьи 270 и 137 АПК РФ, перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции. Постановлением от 21.02.2013 по настоящему делу апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции от 27.06.2012 и отказал Фонду в удовлетворении его требований.
При этом суд апелляционной инстанции признал, что Фондом нарушена установленная Законом N 212-ФЗ процедура привлечения Общества к ответственности в части порядка вручения страхователю акта камеральной проверки и уведомления о месте и времени рассмотрения материалов проверки, что не позволило ему представить свои возражения и принять участие в рассмотрении этого акта.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Страхователь представляет поименованные в пункте 2 статьи 11 данного Закона сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) ежеквартально, не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Данная норма действует с 01.01.2011, в связи с вступлением в силу изменений в пункт 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, внесенных Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Применяя данное правило, страхователи представляют сведения за I квартал 2011 года в органы Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее 15.05.2011.
Факт своевременности представления ответчиком соответствующих сведений индивидуального персонифицированного учета Фонд не оспаривает.
Согласно статье 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, к страхователя, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Как видно из акта от 30.11.2011 N 8, в ходе камеральной проверки сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, представленных страхователем, было выявлено несоответствие сумм начисленных и уплаченных страховых взносов по формам АДВ-6 и СЗВ-6-2, что и послужило основанием для привлечения Общества к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ.
С 01.01.2010 порядок проведения проверок плательщиков страховых взносов, оформление результатов проверки, и порядок привлечения к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах регулируется Законом N 212-ФЗ.
Как предусмотрено статьей 34 этого Закона (в редакции, действующей в 2011 году), камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
Частью 5 статьи 34 Закона N 212-ФЗ установлено, что лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона N 212-ФЗ акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его уполномоченным представителем). В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), уклоняется от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки и указанный акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма (часть 4 статьи 38 Закона N 212-ФЗ).
Акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 данного Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя (части 1 и 2 статьи 39 Закона N 212-ФЗ).
Частью 3 статьи 39 Закона N 212-ФЗ установлено, что лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.
Как следует из материалов дела, согласно списку заказных писем от 01.12.2011 N 2311 (лист дела 28) акт камеральной проверки от 30.11.2011 N 8 и уведомление от 30.11.2011 N 8 изначально были направлены в адрес ООО "ВЕГА" по почте заказным письмом 01.12.2011 без уведомления о вручении, то есть способом, не свидетельствующим о дате его получения страхователем (его уполномоченным представителем). Аналогичным способом направлено в адрес заинтересованного лица и уведомление от 02.12.2011 N 8/1 о времени и месте рассмотрения материалов проверки (список внутренних почтовых отправлений от 09.12.2011 N 2378, лист дела 30).
Исходя из нормы, закрепленной в части 4 статьи 38 Закона N 212-ФЗ, направление акта проверки по почте заказным письмом допускается только в случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), уклоняется от получения акта проверки и этот факт отражен в акте проверки. Во всех других случаях акт должен быть вручен проверяемому лицу под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом.
В акте камеральной проверки от 30.11.2011 N 8 отсутствует отметка об уклонении страхователя от получения акта. Доказательства направления акта камеральной проверки, а также уведомления о вызове на рассмотрение акта проверки на 12.01.2011 ответчику заказным письмом с уведомлением о вручении, а также само почтовое уведомление о вручении отправления адресату Фондом в суд первой и апелляционной инстанций не представлены.
Поэтому не может быть принята во внимание ссылка подателя жалобы на письмо ФГУП "Почта России" от 18.10.2012 N 54.7.1.0/1355 о вручении страхователю заказных отправлений Фонда, поскольку данное письмо не подтверждает, что заявитель располагал сведениями о дате вручения Обществу акта проверки и соответствующих уведомлений на момент принятия решения о привлечении страхователя к ответственности.
С учетом данных обстоятельств, следует признать обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о нарушении Фондом установленной Законом процедуры привлечения страхователя к ответственности, влекущей за собой незаконность принятого по результатам проверки решения и отказ заявителю в удовлетворении требований о взыскании с Общества начисленных финансовых санкций.
Поскольку дело рассмотрено судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены постановления апелляционного суда от 21.02.2013 и удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа,
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2013 по делу N А56-25338/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Кировском районе Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.