Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Блиновой Л.В.,
при участии от администрации Гурьевского муниципального района Фроловой Т.Г. (доверенность от 16.05.2013 N 04/3275), от Управления финансов и бюджета администрации Гурьевского муниципального района Михайловой А.И. (доверенность от 07.08.2012 N ИС-239),
рассмотрев 21.05.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Гурьевского муниципального района на решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.05.2012 (судья Емельянова Н.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013 (судьи Кашина Т.А., Несмиян С.И., Шестакова М.А.) по делу N А21-398/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Имбирь", место нахождения: 236022, г. Калининград, Советский пр., д. 14-16, 308, ОГРН 1103925018075 (далее - Общество, ООО "Имбирь"), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании незаконным бездействия администрации Гурьевского муниципального района (далее - Администрация) по исполнению исполнительного листа N 009561, выданного Арбитражным судом Калининградской области 20.12.2006 по делу N А21-4461/2006, обязании Администрации возвратить оригинал исполнительного листа, а в случае установления факта утраты исполнительного листа - об обязании выдать дубликат исполнительного листа.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Золотая карета" (далее - ООО "Золотая карета") и Управление финансов и бюджета администрации Гурьевского муниципального района (далее - Управление).
Решением от 12.05.2012 суд признал незаконным бездействие Администрации по исполнению исполнительного листа N 009561, выданного Арбитражным судом Калининградской области 20.12.2006 по делу N А21-4461/2006. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Постановлением от 16.08.2012 апелляционная инстанция отменила решение суда от 12.05.2012 и отказала в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением от 12.11.2012 кассационная инстанция отменила постановление апелляционного суда от 16.08.2012 и направила дело на новое рассмотрение в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановлением от 29.01.2013 апелляционная инстанция оставила решение от 12.05.2012 без изменения.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты и вынести новое решение.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 21.05.2013 до 11 час. 15 мин.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Управления не представил возражений.
Представители иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Калининградской области от 09.11.2006 по делу N А21-4461/2006 с Финансового управления МО "Гурьевский район" в пользу ООО "Золотая карета" взыскана задолженность по мировому соглашению в размере 905 300 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 86 689 руб., в возмещение расходов по оплате государственной пошлины - 16 420 руб. На основании решения 20.12.2006 выдан исполнительный лист N 009561.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2011 произведена замена взыскателя по исполнительному листу: ООО "Золотая карета" заменено на ООО "Имбирь".
Общество направило Администрации исполнительный лист для исполнения, однако письмом от 09.12.2011 N 04/8677 Администрация сообщила, что исполнить исполнительный лист не представляется возможным, так как такой организации как Финансовое управление МО "Гурьевский район" не существует.
Общество, полагая, что бездействие Администрации по исполнению исполнительного листа является незаконным и нарушает его права, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции признал незаконным бездействие Администрации по исполнению исполнительного листа.
Суд апелляционной инстанции при новом рассмотрении оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы, приведенные в жалобе, пришла к следующим выводам.
Как установлено частью 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенного следует, что ненормативный правовой акт или действие (бездействие) государственных органов могут быть признаны арбитражным судом незаконными при наличии в совокупности следующих условий: несоответствия такого действия (бездействия) или акта требованиям действующего законодательства и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 названного Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что именно на финансовом органе лежит обязанность по исполнению исполнительных документов, должником по которым является муниципальное образование.
Финансовым органом муниципального образования "Гурьевский муниципальный район" является Управление, что соответствует статье 6 БК РФ.
Вместе с тем суды первой и апелляционной инстанций, учитывая пункт 1.1 Положения об Управлении финансов и бюджета администрации Гурьевского городского округа, согласно которому Управление является отраслевым (функциональным) органом Администрации, правопреемником комитета финансов и бюджета администрации Гурьевского городского округа и обладает исполнительно-распорядительными и контрольными функциями по вопросам своего ведения, исходили из того, что именно Администрация в силу положений пункта 5 статьи 242.2 БК РФ и статьи 198 АПК РФ должна доказать, что приняла все предусмотренные законом действия, направленные на исполнение вступивших в законную силу судебных актов, что ею не сделано.
Кассационная инстанция считает данный вывод ошибочным в связи со следующим.
Из пункта 4 статьи 242.2 БК РФ следует, что исполнять исполнительный документ должен финансовый орган муниципального образования. В данном случае таким органом выступает Управление, а не Администрация, которые являются разными юридическими лицами, в связи с чем именно на Управлении лежит обязанность по исполнению исполнительных документов.
Кроме того, в соответствии с исполнительным документом - исполнительным листом N 009561, выданным 20.12.2006 Арбитражным судом Калининградской области по делу N А21-4461/2006, должником выступает финансовое управление МО "Гурьевский район" (правопредшественник Управления).
В силу статьи 7 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу акты арбитражных судов обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 318 АПК РФ принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Из приведенного следует, что исполнительный документ взыскателю следовало предъявить для исполнения надлежащему должнику - Управлению.
На Администрацию не возлагалось обязанности по исполнению исполнительного листа.
В связи с указанными выше обстоятельствами суды первой и апелляционной инстанций неправомерно признали незаконным бездействие Администрации по исполнению исполнительного листа N 009561.
При этом суды правомерно отказали в удовлетворении требования заявителя в части возврата подлинника исполнительного листа N 009561, в связи с тем, что в рамках рассмотрения данного дела судом установлен факт утраты подлинника исполнительного листа.
В связи с указанными обстоятельствами решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене в части признания незаконным бездействия Администрации по исполнению исполнительного листа N 009561 по делу N А21-4461/2006, а в части обязания Администрации возвратить оригинал исполнительного листа, а в случае установления факта утраты исполнительного листа - об обязании выдать дубликат исполнительного листа, оставлению без изменения.
Поскольку суды в полном объеме установили все значимые для дела обстоятельства, но ими дана неверная правовая оценка, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным бездействия Администрации по исполнению исполнительного листа N 009561 по делу N А21-4461/2006.
В остальной части обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.05.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013 по делу N А21-398/2012 отменить в части признания незаконным бездействия Администрации Гурьевского муниципального района Калининградской области по исполнению исполнительного листа N 009561 по делу N А21-4461/2006.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Имбирь" в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Администрации Гурьевского муниципального района Калининградской области по исполнению исполнительного листа N 009561 по делу N А21-4461/2006.
В остальной части решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.05.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013 по делу N А21-398/2012 оставить без изменения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.