Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Асмыковича А.В. и Подвального И.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "АНКО" Мошниковой Т.В. (доверенность от 01.04.2013), Середы О.А. (доверенность от 09.11.2012), от Выборгской таможни Заркова М.Н. (доверенность от 09.01.2013 N 05/00046),
рассмотрев 03.06.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Выборгской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.10.2012 (судья Саргин А.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2013 (судьи Лопато И.Б., Зотеева Л.В., Семенова А.Б.) по делу N А56-55106/2011,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АНКО" (место нахождения: 197374, Санкт-Петербург, улица Савушкина, дом 141, литера А, ОГРН 1077847018204; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом изменения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) о признании недействительным решения Выборгской таможни (место нахождения: 188800, Ленинградская область, город Выборг, Железнодорожная улица, дом 9/15, ОГРН 1034700881522; далее - Таможня) о классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее - ТН ВЭД) от 16.09.2011 N 10206000-11-04-25/000069 и обязании таможенного органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата 317 870 руб. 35 коп. излишне уплаченных таможенных платежей.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.02.2012, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2012, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.08.2012 названные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением суда первой инстанции от 23.10.2012, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.04.2013, требования Общества удовлетворены, оспариваемое решение Таможни признано недействительным, суд обязал Таможню возвратить Обществу 317 870 руб. 35 коп. излишне уплаченных таможенных платежей.
В кассационной жалобе Таможня просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций Основных правил интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее - ОПИ ТН ВЭД), а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. По мнению подателя жалобы, ввезенный заявителем товар правомерно отнесен Таможней к группе 9306 ТН ВЭД, поскольку "капсула с красящим составом, единственным предназначением которой является метание при помощи маркера для игры в пейнтбол, - это снаряд для маркера, конструктивно сходного с оружием изделия".
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Общества возражали против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что Общество в целях таможенного оформления ввезенного товара - "аксессуары для игры в пейнтбол; желатиновые шарики разных цветов, диаметр 17 мм" подало в Таможню декларацию на товары N 10206100/140911/0008590, в графе 33 которой указало код 9506 99 900 0 ТН ВЭД ("инвентарь и оборудование для занятий общей физкультурой, гимнастикой, легкой атлетикой, прочими видами спорта (включая настольный теннис) или для игр на открытом воздухе, в другом месте данной группы не поименованные или не включенные; -- прочие: -- прочие"). Ставка ввозной таможенной пошлины 5%.
В ходе мероприятий таможенного контроля Таможня пришла к выводу о необходимости классификации ввезенного товара в соответствии с кодом 9306 90 900 0 ТН ВЭД ("бомбы, гранаты, торпеды, мины, ракеты и аналогичные средства для ведения боевых действий, части; патроны, прочие боеприпасы, снаряды и их части, включая дробь и пыжи для патронов: - патроны для гладкоствольного оружия и их части; пульки для пневматического оружия: - прочие: -- прочие"), в связи с чем приняла решение о классификации товара от 16.09.2011 N 10206000-11-04-25/000069.
В связи с изменением классификационного кода товара Общество подало в таможенный орган новую декларацию на товары N 10206100/260911/0009038, в графе 33 которой указало код в соответствии с решением Таможни, а также уплатило таможенные платежи исходя из ставки ввозной таможенной пошлины в размере 20%.
Полагая, что решение таможенного органа о классификации товара является незаконным, Общество оспорило его в судебном порядке, одновременно заявив требование о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования и сделали вывод о том, что таможенный орган не доказал правомерность классификации спорного товара в соответствии с позицией 9306 ТН ВЭД, а потому у него отсутствовали законные основания для вынесения оспариваемого решения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 52 Таможенного кодекса таможенного союза товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза. Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со статьей 9 названного Кодекса.
Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 N 18 утвержден и введен в действие с 01.01.2010 Единый таможенный тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (действовал в спорный период) - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза, который содержит основные правила интерпретации.
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам (правило 1 ОПИ ТН ВЭД).
Правилом 3 ОПИ ТН ВЭД установлено, что в случае, если в силу правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется, prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом: а) предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием. Однако когда каждая из двух или более товарных позиций имеет отношение лишь к части материалов или веществ, входящих в состав смеси или многокомпонентного изделия, или только к части товаров, представленных в наборе для розничной продажи, то данные товарные позиции должны рассматриваться равнозначными по отношению к данному товару, даже если одна из них дает более полное или точное описание товара.
В силу правила 6 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Согласно пояснениям к разделу XIX группе 93 ТН ВЭД "Оружие и боеприпасы, их части и принадлежности" в товарную позицию 9306 включаются, в частности, боеприпасы, например снаряды (осколочные, шрапнельные, бронебойные, осветительные, сигнальные, трассирующие, зажигательные, дымовые и т.д.) и все прочие виды боеприпасов для пушек и мортир; патроны всех видов: холостые (включая холостые патроны для клепочного инструмента или для пуска поршневых двигателей внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия), с пулями, трассирующие, зажигательные, бронебойные, патроны со сферическими пулями и дробью для спортивных ружей и т.д.; пули, дробинки (полые, сферические, с проточкой и т.д.) и стрелы для пневматических, газовых или пружинных ружей, карабинов или пистолетов, кроме тех, которые применяются в игрушках товарной позиции 9503 ТН ВЭД.
В силу пояснений к разделу XX группе 95 ТН ВЭД "Игрушки, игры и спортивный инвентарь; их части и принадлежности" в данную группу включаются игрушки всех типов, предназначенные для развлечения детей и взрослых. В нее также входит оборудование для комнатных игр или игр на открытом воздухе, снаряды и приспособления для спорта, гимнастики или атлетики, некоторые принадлежности для рыбной ловли, охоты или стрельбы, карусели и прочие предметы для ярмарочных развлечений.
В товарную позицию 9506 ТН ВЭД включаются инвентарь и оборудование для занятий общей физкультурой, гимнастикой или легкой атлетикой, и инвентарь для прочих видов спорта и игр на открытом воздухе (кроме игрушек, представленных в наборах или отдельно, товарной позиции 9503), например прочие снаряды и инвентарь, такой как предметы для палубного тенниса, кольца для метания, шары для игр; роликовые доски; устройства для натяжения струн ракеток; молотки для поло или для крокета; бумеранги; ледовые топоры альпинистов; тарелочки для стрельбы и их метатели; сани для бобслея, тобогганы и аналогичные средства без двигателя для передвижения по снегу или льду.
Из материалов дела усматривается, что Общество классифицировало спорный товар (аксессуары для игры в пейнтбол, желатиновые шарики разных цветов) в подсубпозиции 9506 99 900 0 ТН ВЭД, поскольку приказом Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту от 14.04.2003 N 225 и приказом Федерального агентства по физической культуре и спорту от 25.08.2005 N 524 пейнтбол официально признан видом спорта, а потому шары к нему предназначены для занятий этим видом спорта.
Доводы подателя жалобы основаны на том, что спорный товар представляет собой снаряд для маркера, конструктивно сходного с оружием изделия, в связи с чем считает правомерным решение Таможни от 16.09.2011 N 10206000-11-04025/000069 о классификации товара в подсубпозиции 9306 90 900 0 ТН ВЭД как снаряды прочие.
Согласно статье 1 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон "Об оружии") под оружием понимаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов, а под боеприпасами - предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание.
В силу статьи 2 Закона "Об оружии" оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам подразделяется на гражданское, служебное, боевое ручное стрелковое и холодное.
Гражданское оружие подразделяется на оружие самообороны; спортивное оружие, в том числе пневматическое с дульной энергией свыше 3 Дж; охотничье оружие; сигнальное оружие; холодное клинковое и оружие, используемое в культурных и образовательных целях (статья 3 Закона "Об оружии").
Согласно ГОСТ Р 51890-2002 "Маркеры для игры в пейнтбол. Технические требования, требования безопасности. Методы испытаний" маркером для игры в пейнтбол является конструктивно сходное с оружием изделие, предназначенное для метания капсул с красящим составом, используемое для тренировок и спортивных игр, с удельной дульной энергией не более 0,06 Дж/мм кв.
Из положений ГОСТ Р 51612-2000 "Оружие пневматическое" следует, что маркер для игры в пейнтбол не признается пневматическим оружием (пункт 1), при этом принадлежность оружия к пневматическому ставится в зависимости от размера дульной энергии, а именно свыше 3 Дж (пункт 2.1 ГОСТ Р 51612-2000).
При этом маркер для игры в пейнтбол по своим техническим характеристикам не относится к категории какого-либо оружия применительно к статьям 1-3 Закона "Об оружии", а из понятия "оружие" следует, что квалифицирующим признаком отнесения к оружию является то, что оно используется для поражения цели, в то время как маркеры, применяемые при спортивной игре пейнтбол, не используются для поражения цели.
В соответствии с ГОСТ Р 51714-2001 "Капсулы маркирующие для пейнтбола. Общие технические требования. Методы испытаний" маркирующая капсула для пейнтбола - оболочка, снабженная красящим составом (пункт 2.1), красящий состав - вязкая однородная жидкость различных цветов (пункт 2.2). При этом в разделе 3 названного ГОСТ для маркирующих капсул для пейнтбола установлены следующие технические требования: диаметр капсулы не более 18 мм, масса капсулы не более 0,0033 кг, капсула должна разрушаться при падении с высоты 6 м, при разрушении капсулы не допускается образование твердых фрагментов массой более 0,0004 кг, красящий состав удаляют с поверхности тела и одежды водой без применения специальных растворителей.
Исходя из вышеназванных нормативных положений судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что по конструктивным признакам спорный товар невозможно отнести к боеприпасам (патронам), поскольку, он представляет собой капсулы из желатина цветного наполнения (краска), предназначен для условного маркирования участников противоположных команд в ходе спортивной игры пейнтбол, а не для поражения цели, а также не содержит каких-либо разрывных, вышибных, пиротехнических зарядов или их сочетание.
Кроме того, спорный товар не подпадает ни под одно из описаний товара, указанных в позиции 9306 ТН ВЭД, не используется ни в боевых действиях, ни для самозащиты, охоты, или стрельбы по мишеням, по своим техническим характеристикам и сфере использования не является боеприпасом, в том числе с собственным двигателем, патроном, предметом вооружения, баллистической ракетой, гарпуном, частью боеприпаса или прочего средства для ведения боевых действий, а также не представляет собой какое-либо приспособление, действующее посредством использования заряда взрывчатого вещества, не содержит признаков, позволяющих отнести его к боеприпасам.
В соответствии с приложением N 2 к приказу Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту от 14.04.2003 N 225 пейнтбол является видом спорта, а ГОСТ Р 51714-2001 прямо указывает на то, что спорный товар согласно Общероссийскому классификатору стандартов, утвержденному постановлением Госстандарта России N 138-ст (ОКС), отнесен к коду 97.220.40 "инвентарь для спорта на открытом воздухе и для водных видов спорта", применяется при игре в пейнтбол.
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суды двух инстанций установили, что в процессе декларирования Общество выбрало именно тот классификационный код ТН ВЭД, который наиболее точно подходит под описание спорного товара. Спортивный инвентарь относится к группе 95 ТН ВЭД, исходя из пояснений к которой, снаряды и приспособления для спорта входят в названную группу. Согласно тексту товарной позиции 9506 ТН ВЭД в нее входит инвентарь и оборудование для занятий прочими видами спорта или для игр на открытом воздухе, а также в другом месте.
При таких обстоятельствах судебные инстанции исходя из положений части 5 статьи 200 АПК РФ сделали обоснованные выводы о том, что Таможня не доказала правомерность отнесения спорного товара к подсубпозиции 9306 90 900 0 ТН ВЭД и, соответственно, наличие оснований для принятия оспариваемого Обществом решения, возложив на таможенный орган обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя (статья 201 АПК РФ).
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что нет оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.10.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2013 по делу N А56-55106/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Выборгской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.