06 июня 2013 г. |
Дело N А66-9905/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Серовой В.К., Старченковой В.В.,
при участии прокурора Кузнецовой Я.В., от Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области Волченко В.С. (доверенность от 09.01.2013),
рассмотрев 03.06.2013 в открытом судебном заседании кассационные жалобы прокуратуры Тверской области и общества с ограниченной ответственностью "Тверьхлебпром" на решение Арбитражного суда Тверской области от 06.03.2013 по делу N А66-9905/2012 (судьи Перкина В.В., Голубева Л.Ю., Пугачев А.А.),
установил:
Прокуратура Тверской области, место нахождения: 170000, г. Тверь, Симеоновская ул., д. 27, ОГРН 1026900569662 (далее - Прокуратура), обратилась с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению приказа Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области, место нахождения: 170000, г. Тверь, Советская ул., д. 33, ОГРН 1026900585942 (далее - РЭК), от 29.12.2011 N 964-нп (далее - приказ N 964-нп).
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены общество с ограниченной ответственностью "Тверьхлебпром", муниципальное унитарное предприятие "Городская коммунальная служба" муниципального образования "Городское поселение - город Осташков" (далее - Предприятие), Федеральная служба по тарифам.
Решением от 06.03.2013 в удовлетворении заявления отказано.
Прокуратура просит решение от 06.03.2013 отменить и дело направить на новое рассмотрение, считая, что решение не соответствует нормам материального и процессуального права и является необоснованным.
В кассационной жалобе Общество просит решение от 06.03.2013 отменить и дело направить на новое рассмотрение, полагая, что приказ N 964-нп издан в нарушение действующего федерального законодательства о тарифном регулировании на 2012 год, указывает, что фактический рост тарифа не должен превышать 11,9 %.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежаще извещены, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения проверена в кассационном порядке.
Согласно приложению к приказу N 964-нп тарифы на услуги систем водоотведения, оказываемые Предприятием для потребителей муниципального образования "Городское поселение - город Осташков" установлены в размере:
- для населения: с 01.01.2012 - 6,61 руб./куб.м., с 01.07.2012 - 7,40 руб./куб.м., с 01.09.2012 - 8,51 руб./куб.м.;
- для бюджетных и прочих потребителей: с 01.01.2012 - 53,65 руб./куб.м., с 01.07.2012 - 54,65 руб./куб.м., с 01.09.2012 - 54,65 руб./куб.м.
Считая приказ N 964-нп незаконным, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, пришел к следующему.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с частью 2 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных названным Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемым приказом утверждены тарифы на услуги систем водотведения, оказываемые Предприятием, без указания конкретных потребителей; они рассчитаны на неоднократное применение и действуют независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.
Учитывая изложенное, суд правомерно рассмотрел настоящий спор по правилам, установленным главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 30.12.2004 N 210 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - Основы ценообразования).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Закона N 210-ФЗ к общим принципам регулирования тарифов и надбавок относится достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 3 Закона N 210-ФЗ предусмотрено полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
В силу пункта 20 статьи 2 Закона N 210-ФЗ предельные индексы - это устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) в среднем по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, если иной срок не установлен федеральным законом или решением Правительства Российской Федерации, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования.
В соответствии с пунктом 51 Основ ценообразования предельные индексы, устанавливаемые в отношении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, формируются с учетом предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации изменения цен в отраслях экономики на период действия тарифов, а также финансовых потребностей организаций коммунального комплекса для реализации производственной и инвестиционной программ.
Согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, подготовленному Минэкономразвития России и одобренному на заседании Правительства Российской Федерации 21.09.2011, повышение тарифов на услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в 2012 году будет осуществляться в два этапа и в среднем по Российской Федерации составит: с 01.07.2012 - на 6%, с 01.09.2012 - 6%.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 18.10.2011 N 248-э/1 "Об установлении предельных индексов максимального возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2012 год" установлены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в среднем по Тверской области на 2012 год: с 01.01.2012 по 30.06.2012 - 100 %, с 01.07.2012 по 31.08.2012 - 106 %, с 01.09.2012 по 31.12.2012 - 111,9%.
Приказом РЭК от 29.04.2011 N 0303-00004-нп "Об утверждении метода регулирования тарифов на тепловую энергию (мощность) и услуги, оказываемые организациями коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения, утилизации твердых бытовых отходов на 2012" определено, что при установлении тарифов на коммунальные услуги, в том числе водоотведение на 2012 год, следует применять метод индексации тарифов к уровню утвержденных тарифов на 2011 год.
Приказом РЭК от 24.10.2011 N 550-нп установлены предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по городским округам, городским и сельским поселениям Тверской области на 2012 год, в том числе по г. Осташкову, которые составили: с 01.01.2012 по 30.06.2012 - 100%, с 01.07.2012 по 31.12.2012 - 112% (для граждан, проживающих в полностью благоустроенном жилищном фонде).
Как следует из материалов дела, приказом РЭК от 26.08.2011 N 435-нп "О тарифе на услуги системы водоотведения, оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Городская коммунальная служба", опубликованном 27.08.2011, для потребителей муниципального образования "Городское поселение - город Осташков" установлены и введены в действие тарифы на услуги системы водоотведения, оказываемые Предприятием:
- для населения в размере 6,61 руб. куб.м.,
- для прочих потребителей - 41,25 руб./куб.м.
Суд, оценив и исследовав в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений документы и доказательства, установил, что тариф на тепловую энергию для населения, установленный приказом N 964-нп, утвержден в пределах установленной Федеральной службой по тарифам максимальной величины роста тарифов на тепловую энергию, рассчитанной исходя из тарифов, действовавших для организаций области на 31.12.2011.
Возражения кассационных жалоб относительно превышения оспариваемым приказом максимальной величины роста тарифа не принимаются, поскольку направлены на иную оценку доказательств и установленных по делу обстоятельств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 06.03.2013 по делу N А66-9905/ 2012 оставить без изменения, а кассационные жалобы прокуратуры Тверской области и общества с ограниченной ответственностью "Тверьхлебпром" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Судьи |
В.К. Серова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.