05 июня 2013 г. |
Дело N А21-6350/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Константинова П.Ю., Сапоткиной Т.И.,
рассмотрев 29.05.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Светлогорский район" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2013 по делу N А21-6350/2012 (судьи Шульга Л.А., Есипова О.И., Фокина Е.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Гран-При", место нахождения: 238563, Калининградская обл., г. Светлогорск, Калининградский пр., д. 5а, ОГРН 1023902054967 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными действий администрации муниципального образования "Светлогорский район", место нахождения: 238560, Калининградская обл., г. Светлогорск, Калининградский пр., д. 77а, ОГРН 1023902054967 (далее - Администрация), по проверке сохранности и использования по назначению муниципального имущества, а также о признании недействительными результатов проверки, оформленных актом от 09.07.2012 N 6 "проверки по контролю за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества" (далее - Акт проверки).
Решением от 22.10.2012 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционного суда от 04.02.2013 решение от 22.10.2012 отменено, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального права, просит постановление от 04.02.2013 отменить, оставить в силе решение от 22.10.2012.
По мнению подателя жалобы, проверка по контролю за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества не является видом муниципального контроля, поскольку направлена на реализацию законного права собственника имущества на выявление нарушений его права в части неиспользования имущества, находящегося в пользовании третьих лиц; порядок направления извещения Администрацией не нарушен; Положением о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования "Светлогорский район", утвержденным решением районного Совета депутатов Светлогорского района от 31.08.2010 N 85 (далее - Положение), не предусмотрено обязательное получение проверяемым лицом уведомления о проведении проверки.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить постановление от 04.02.2013 без изменения, считая его законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Администрация (арендодатель) и Общество (арендатор) 21.11.2001 заключили договор N 02-0034/2001 аренды земельного участка площадью 0,2750 га с кадастровым номером 39:17:010019:11, расположенного по адресу: Калининградская обл., г. Светлогорск, ул. Карла Маркса, д. 8-а, сроком с 02.11.2001 по 02.11.2050 для строительства гостиницы.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 04.01.2002.
На основании распоряжения от 05.07.2012 N 144 Администрация провела проверку сохранности и использования по назначению названного земельного участка.
По результатам проверки установлено, что на участке находится объект незавершенного строительства; использование земельного участка осуществляется не в соответствии с установленным видом разрешенного использования, о чем составлен Акт проверки.
Полагая, что действия Администрации по проведению проверки являются незаконными и нарушают его права, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения заявления.
Апелляционный суд, указав на грубые нарушения Администрацией требований к организации и проведению проверок, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), и незаконность ее действий, удовлетворил заявление Общества.
Кассационная инстанция считает обжалуемое постановление подлежащим отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе в связи со следующим.
Закон N 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля (пункт 1 статьи 1 Закона N 294-ФЗ).
Положения указанного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями; а на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (пункт 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ).
С учетом изложенного кассационная инстанция считает правильными выводы суда первой инстанции о том, что в данном случае положения Закона N 294-ФЗ не применимы ввиду того, что для проведения проверки взаимодействия Администрации и Общества не требовалось; на Общество не возлагались обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора). В ходе проверки Администрация выступала не в роли органа государственного контроля (надзора), а в качестве собственника имущества, переданного Обществу в аренду, который проверял его сохранность и использование по назначению в рамках гражданско-правовых отношений.
Кассационная инстанция также обращает внимание, что согласно пункту 20 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения отнесено к вопросам местного значения поселения.
Решением городского Совета депутатов муниципального образования "Город Светлогорск" от 19.05.2009 N 50 утверждено Положение о муниципальном земельном контроле за использованием земель на территории муниципального образования "Городское поселение "Город Светлогорск", которым установлен порядок осуществления муниципального контроля за использованием земель поселения.
В рамках настоящего спора Общество также не обосновало, каким образом его права и законные интересы нарушены оспариваемыми действиями Администрации.
При отсутствии предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимых для признания действий Администрации незаконными, а акта проверки недействительным, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что постановление апелляционного суда подлежит отмене, а решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления должно быть оставлено в силе.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2013 по делу N А21-6350/2012 отменить.
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.10.2012 по тому же делу оставить в силе.
Председательствующий |
Т.С. Гафиатуллина |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.