11 июня 2013 г. |
Дело N А56-32257/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирилловой И.И., судей Кравченко Т.В. и Тарасюка И.М.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу Погребной Е.И. (дов. от 22.01.2013), от Министерства обороны Российской Федерации Григичевой Н.Н. (дов. от 20.11.2012), от общества с ограниченной ответственностью "Монолит" Березина Н.Н. (дов. от 22.09.2012),
рассмотрев 11.06.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.10.2012 (судья Щуринова С.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2013 (судьи Масенкова И.В., Герасимова М.М., Марченко Л.Н.) по делу N А56-32257/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Монолит", место нахождения: Санкт-Петербург, Заставская ул., д. 5/1, ОГРН 1037821014516 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просило суд:
- признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу, место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, лит. О, ОГРН 1047822999861 (далее - Инспекция), от 18.02.2011 N 8820 о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - Реестр) государственного учреждения Северо-Западное квартирно-эксплуатационного управления (территориального), место нахождения: 197101, Санкт-Петербург, ул. Мира, д. 20, ОГРН 1037828014586 (далее - Управление), как недействующего юридического лица;
- признать незаконными действия Инспекции по внесению в Реестр записи от 15.06.2011 за государственным регистрационным номером 6117847923638 о прекращении деятельности Управления в связи с исключением его из Реестра на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон);
- обязать Инспекцию исключить из Реестра указанную запись.
Определением от 31.07.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлечены Министерство обороны Российской Федерации, место нахождения: 119160, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284 (далее - Министерство обороны), и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу, место нахождения: 191123, Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д. 46/48 (далее - Инспекция N 25).
Решением от 31.10.2012, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2013, заявленные требования удовлетворены: решение Инспекции от 18.02.2011 N 8820 признано недействительным; действия Инспекции по исключению Управления из Реестра путем внесения в Реестр записи от 15.06.2011 за государственным регистрационным номером 6117847923638 - незаконными. Суд обязал Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения в Реестр соответствующей записи и взыскал с Инспекции в пользу Общества 4.000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе Министерство обороны просит отменить решение и постановление, отказать в удовлетворении заявления Общества.
По мнению подателя жалобы, на момент принятия оспариваемого решения Управление имело признаки недействующего юридического лица; учитывая, что понятие "банковский счет" в статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствует, под банковским счетом в контексте статьи 21.1 Закона следует понимать счета всех видов и категорий, которые могут быть открыты у юридического лица, в том числе лицевые счета и счета Федерального казначейства.
В жалобе указано, что по смыслу статьи 21.1 Закона отсутствие открытых банковских счетов равнозначно отсутствию операций хотя бы по одному банковскому счету.
Министерство обороны ссылается на то, что действующее законодательство не устанавливает запрета на исключение некоммерческой организации, в том числе бюджетного учреждения, из Реестра по решению регистрирующего органа как недействующего юридического лица.
Податель жалобы считает необоснованными выводы суда об осуществлении Управлением деятельности как на момент принятия Инспекцией решения об исключения его из Реестра, так и после внесения соответствующей записи в Реестр.
По мнению Министерства обороны, на момент принятия Инспекцией решения от 18.02.2011 N 8820 отсутствовали вступившие в законную силу судебные акты, подтверждающие кредиторскую задолженность Общества, а потому исключение Управления из Реестра не нарушает права и законные интересы Общества, которое в связи с этим не является надлежащим заявителем.
В судебном заседании представитель Министерства обороны поддержал жалобу, представители Общества и Инспекции N 25 возразили против ее удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте его рассмотрения, но представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Закона юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из Реестра в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
Согласно пунктам 2 и 3 указанной статьи при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 названной статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из Реестра, которое должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Реестра, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
В силу пункта 4 статьи 21.1 Закона указанные заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица из Реестра. Направление заявлений препятствует принятию решения об исключении недействующего юридического лица из Реестра.
Как следует из материалов дела, Инспекция приняла решение от 18.02.2011 N 8820 о предстоящем исключении Управления из Реестра как недействующего юридического лица.
Данное решение вынесено на основании справок Инспекции N 25, согласно которым Управление с момента создания не имело открытых банковских счетов и не представляло отчетность (т.1, л.д.82-83).
Сообщение о принятом Инспекцией решении опубликовано 24.02.2011 в журнале "Вестник государственной регистрации" N 7 (314).
Поскольку возражений против исключения названного юридического лица не поступило, 15.06.2011 в Реестр была внесена запись за государственным регистрационным номером 6117847923638 об исключении Управления из Реестра.
Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, ссылаясь на то, что Управление не имело банковского счета, поскольку осуществляло платежи через лицевой счет другого подразделения Министерства обороны, открытый в территориальном органе Федерального казначейства; публикация в журнале "Вестник государственной регистрации" не содержала всех предусмотренных Законом сведений; Управление и после исключения его из Реестра продолжало осуществлять деятельность, в том числе участвовало в рассмотрении дела N А56-40748/2010; исключение юридического лица из Реестра не может применяться как санкция за нарушение обязанности по представлению документов бухгалтерской или налоговой отчетности.
При этом заявитель указал, что узнал о принятии Инспекцией оспариваемого решения и об исключении Управления из Реестра лишь 28.05.2012 в заседании Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа при рассмотрении дела N А56-40748/2010, ответчиком по которому являлось Управление.
Кассационная инстанция находит, что удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из отсутствия совокупности условий, допускающих исключение некоммерческой организации как недействующего юридического лица из Реестра без проведения процедуры ликвидации.
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается Министерством обороны, Управление являлось некоммерческой организацией, созданной в форме государственного учреждения, и финансировалось за счет бюджетных средств.
Законом предусмотрен упрощенный - внесудебный порядок исключения из Реестра юридических лиц, прекративших свою деятельность.
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.12.2011 N 26-П, такое правовое регулирование направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в Реестре, доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота. Оно рассчитано на применение в отношении тех участников гражданского оборота, деятельность которых большей частью локализована в области имущественных взаимоотношений и для которых проведение (непроведение) операций по банковским счетам, по общему правилу, может служить определяющим признаком при решении вопроса, является ли организация действующей.
Этот признак не имеет такого же определяющего значения для юридических лиц - некоммерческих организаций, для которых наличие банковского счета не является обязательным.
Податель жалобы не оспаривает тот факт, что Управление никогда не имело банковских счетов.
Вступившим в законную силу определением от 02.06.2010 по делу N А56-39315/2006 установлено, что Управлению не был открыт и лицевой счет получателя бюджетных средств в территориальном органе Федерального казначейства. Финансирование капитального строительства, осуществлявшегося правопредшественником Управления, производилось до 31.12.2002 Финансово-экономическим управлением Ленинградского военного округа, а затем, в связи с переходом Вооруженных сил Российской Федерации на территориальный принцип финансирования капитального строительства, через лицевой счет другого юридического лица - ГУ "В/ч 77909" (после переименования - ГУ "199 ОФКС").
Отсутствие у Управления лицевого счета потребовало изменения способа и порядка исполнения решения арбитражного суда по указанному делу путем взыскания долга с Управления через его финансовый орган - 199 отдел финансирования капитального строительства (территориальный).
Подлежат отклонению доводы подателя жалобы и о том, что решения по делу N А56-39315/2006 и ряду других дел вынесены в отношении иных ответчиков - правопредшественников Управления, тогда как в результате реорганизации с образованием Управления был изменен и способ финансирования, при этом каких-либо банковских счетов для финансирования деятельности Управления открыто не было.
Действительно, решение от 16.10.2007 по делу N А56-39315/2006 было вынесено в отношении правопредшественника Управления, но подлежало исполнению за счет Управления на основании определения от 02.12.2009 о проведении процессуального правопреемства, и не могло быть исполнено в связи с отсутствием у ответчика лицевого счета.
Министерство обороны при этом не оспаривает факт осуществления финансирования деятельности Управления, не имевшего банковского или лицевого счета, а потому отсутствие таких счетов не может свидетельствовать об отсутствии финансирования.
Из письменных пояснений Министерства обороны также усматривается, что финансирование деятельности Управления было прекращено после принятия решения о ликвидации (т.1, л.д.138-140).
Поскольку приказ Министра обороны Российской Федерации N 1579дсп "О ликвидации федеральных государственных учреждений, подведомственных Министру обороны Российской Федерации" издан 22.11.2010, следует признать, что в любом случае не имеется такого необходимого условия для признания Управления недействующим юридическим лицом как отсутствие движения денежных средств по банковскому счету (отсутствие финансирования) в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения.
Из буквального содержания статьи 21.1 Закона следует, что юридическое лицо может быть признано фактически прекратившим свою деятельность лишь в том случае, если оно непрерывно в течение двенадцати месяцев отвечало установленным Законом условиям.
В силу приказа Министра обороны Российской Федерации от 22.11.2010 N 1579дсп Управление подлежало ликвидации в срок до 31.12.2010.
Проанализировав содержание разосланного во исполнение данного приказа, директивы Министра обороны Российской Федерации от 22.11.2010 N Д-049 и указаний Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации от 30.11.2010 N 314/9/4972 письма ВрИД начальника штаба Западного военного округа от 23.12.2010 N 5/1/4095 с перечнем ликвидационных мероприятий и ответственных лиц, суд первой инстанции правильно установил, что до издания приказа N 1579дсп Управление осуществляло свою деятельность в соответствии с возложенными на него задачами и функциями, а после этой даты должно было провести ликвидационные мероприятия, в том числе по закрытию лицевых счетов в органах Федерального казначейства.
Данное обстоятельство повлекло обоснованный вывод об отсутствии у Управления признаков недействующего юридического лица на момент принятия Инспекцией оспариваемого решения.
Кроме того, целью применения предусмотренной статьей 21.1 Закона упрощенной административной процедуры является исключение из Реестра в упрощенном порядке юридических лиц, прекративших свою деятельность, в отношении которых учредителями (участниками) либо органом, уполномоченным на то учредительными документами, не принимается мер по добровольной ликвидации.
В данном случае на момент принятия Инспекцией оспариваемого решения о предстоящем исключении Управления из Реестра как недействующего юридического лица уполномоченным лицом было принято решение о ликвидации Управления в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Использование административного ресурса, в применении которого отсутствовала необходимость, привело к нарушению прав Общества.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.07.2011 по делу N А56-40748/2010, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2012, с Управления в пользу Общества взыскано 96.412.828 руб. 04 коп. убытков, в доход федерального бюджета - 200.000 руб. государственной пошлины.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.06.2012 указанные судебные акты отменены, дело передано на новое рассмотрение для проверки сведений о ликвидации ответчика и разрешения ходатайства Общества о приостановлении производства по делу до принятия решения по настоящему делу.
При таких обстоятельствах следует признать, что исключение Управления из Реестра препятствует реализации Обществом прав кредитора, а потому отклоняются доводы подателя жалобы о том, что Общество не является надлежащим заявителем по настоящему делу.
Из судебных актов, принятых по делу N А56-40748/2010, усматривается, что представитель Управления (по доверенности от 19.04.2011) участвовал в заседаниях суда первой инстанции и апелляционного суда уже после исключения ответчика из Реестра - 01.07.2011 и 18.01.2012. Более того, в тех же судебных заседаниях участвовал и представитель Министерства обороны, не поставивший Общество в известность ни о принятии решения о ликвидации ответчика, ни об исключении Управления из Реестра в административном порядке по решению регистрирующего органа, и заявивший об этом только в судебном заседании кассационной инстанции 28.05.2012 - фактически через год после исключения Управления из Реестра.
Наличие нерассмотренного дела о взыскании убытков на сумму почти 100 млн.руб., производство по которому возбуждено 02.08.2010 - до принятия Инспекцией оспариваемого решения, препятствовало исключению ответчика из Реестра как недействующего юридического лица.
В связи с изложенным оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.10.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2013 по делу N А56-32257/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.И. Кириллова |
Судьи |
Т.В. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.