13 июня 2013 г. |
Дело N А66-10564/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Захаровой М.В., Константинова П.Ю.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Развитие" Махалева А.В. (доверенность от 10.09.2012), от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Артюковой О.А. (доверенность от 09.01.2013 N 55-04),
рассмотрев 05.06.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 28.11.2012 (судья Голубева Л.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2013 (судьи Докшина А.Ю., Виноградова Т.В., Ралько О.Б.) по делу N А66-10564/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Развитие", место нахождения: 170100, г. Тверь, Симеоновская ул., д. 69, ОГРН 1076952009034 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Смоленский пер., д. 29, ОГРН 1026900561071 (далее - Министерство), оформленного письмом от 29.08.2012 N 12893-09, в предоставлении Обществу в собственность земельного участка общей площадью 7721 кв.м с кадастровым номером 69:40:0300061:8, расположенного относительно ориентира в границах участка по адресу: г. Тверь, 4-й переулок Красной Слободы, д. 3б, и об обязании Министерства принять решение о предоставлении в собственность заявителя данного земельного участка по цене, равной двум с половиной процентам его кадастровой стоимости, подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи.
Решением от 28.11.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.02.2013, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые решение и постановление отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Как указывает податель жалобы, площадь испрашиваемого земельного участка превышает площадь расположенных на нем объектов недвижимости; заявитель не обосновал необходимость приватизации участка истребуемой площади.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:
- здание проходной РСУ общей площадью 9,8 кв.м с кадастровым (условным) номером 69:40:03:00:061:0008:1/021662/37/10000/А (свидетельство о государственной регистрации права от 10.04.2008 серии 69АБ N 106276);
- нежилое строение общей площадью 296,1 кв.м с кадастровым (условным) номером 69:40:03:00:061:0008:1/021662/37/10000/Б (свидетельство о государственной регистрации права от 10.04.2008 серии 69АБ N 106277);
- цех пилорамы с сушилкой общей площадью 179,9 кв.м с кадастровым (условным) номером 69:40:03:00:061:0008:1/021662/37/10000/В (свидетельство о государственной регистрации права от 10.04.2008 серии 69АБ N 106281);
- склад общей площадью 159,5 кв.м с кадастровым (условным) номером 69:40:03:00:061:0008:1/021662/37/10000/Д (свидетельство о государственной регистрации права от 10.04.2008 серии 69АБ N 106278);
- склад 2 "Пролетарка" общей площадью 112,8 кв.м с кадастровым (условным) номером 69:40:03:00:061:0008:1/021662/37/10000/Е (свидетельство о государственной регистрации права от 10.04.2008 серии 69АБ N 106279);
- склад 3 "Пролетарка" общей площадью 145,4 кв.м с кадастровым (условным) номером 69:40:03:00:061:0008:1/021662/37/10000/Ж (свидетельство о государственной регистрации права от 10.04.2008 серии 69АБ N 106280).
Названные объекты недвижимости расположены на земельном участке общей площадью 7721 кв.м с кадастровым номером 69:40:0300061:8, находящемся относительно ориентира в границах участка по адресу: г. Тверь, 4-й переулок Красной Слободы, д. 3б.
Постановлением главы администрации города Твери от 14.12.1992 N 758-20 "О предоставлении в бессрочное пользование земельного участка Тверским электросетям под ремонтно-строительный цех по 4-му пер. Красной Слободы в Пролетарском районе, по итогам инвентаризации" названный земельный участок был предоставлен Тверским электросетям в бессрочное пользование под ремонтно-строительный цех. При проведении в 2001 году межевания земельного участка его границы и площадь были согласованы с Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по г. Твери.
На основании постановления администрации города Твери от 30.07.2002 N 193 "О передаче в аренду земельного участка ОАО "Тверская энергетическая система" под ремонтно-строительный цех по 4-му пер. Красной Слободы, 3-б Пролетарского района, кадастровый квартал 69:40:03 00 061" названный участок передан открытому акционерному обществу "Тверская энергетическая система" по договору аренды от 30.07.2002 N 475 для использования под ремонтно-строительный цех сроком до 31.12.2050.
Соглашением от 01.04.2008 права и обязанности арендатора по названному договору аренды переданы Обществу, которое использует указанный земельный участок для эксплуатации производственного цеха.
Общество в декабре 2011 года обратилось в правительство Тверской области с заявлением о предоставлении в собственность упомянутого земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), приложив необходимый пакет документов.
Министерство письмом от 29.08.2012 N 12893-09 отказало заявителю в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, мотивируя отказ тем, что площадь земельного участка значительно превышает площадь объектов недвижимого имущества; отсутствуют доказательства того, что для обслуживания и эксплуатации принадлежащих Обществу объектов недвижимости необходим весь испрашиваемый в собственность земельный участок.
Полагая, что отказ Министерства в выкупе земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды пришли к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения заявления и признали оспариваемый отказ незаконным, обязав Министерство устранить допущенные нарушения прав Общества.
Кассационная инстанция считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Суды полно и всесторонне исследовали обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, правильно применили нормы материального права и пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ Министерства не соответствует требованиям статей 33, 35 и 36 ЗК РФ и нарушает права Общества при осуществлении предпринимательской деятельности.
Суды установили, что Общество вместе с заявлением о приватизации земельного участка под объектами недвижимости, принадлежащими ему на праве собственности, направило в Министерство все необходимые документы.
Суды пришли к выводу о том, что площадь испрашиваемого земельного участка определена в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства с учетом фактического землепользования, необходимого для обслуживания и эксплуатации объектов недвижимости.
Суды также установили, что существующее землепользование в границах земельного участка сложилось более 20 лет назад, что подтверждается представленными в материалы дела постановлением главы администрации города Твери от 14.12.1992 N 758-20; межевым делом, составленным в 2002 году; постановлением администрации города Твери от 30.07.2002 N 193; актом установления и согласования границ земельного участка от 28.05.2002. Назначение указанного землепользования не изменялось.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отклонили довод Министерства о том, что Общество не представило документов в обоснование необходимости использования земельного участка истребуемой площади.
С учетом того, что нормы материального и процессуального права применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов, установленных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 28.11.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2013 по делу N А66-10564/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.С. Гафиатуллина |
Судьи |
М. В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.