18 июня 2013 г. |
Дело N А05-10574/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Блиновой Л.В., Кудина А.Г.,
рассмотрев 18.06.2013 в открытом судебном заседании кассационные жалобы муниципального образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 1", Министерства финансов Архангельской области и Администрации муниципального образования "Город Новодвинск" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2013 по делу N А05-10574/2012 (судьи Носач Е.В., Зайцева А.Я., Романова А.В.),
установил:
Муниципальное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 1" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском о взыскании с Архангельской области в лице Министерства финансов Архангельской области (далее - Министерство) 135 135 руб. убытков, понесенных в связи с обеспечением питанием учащихся коррекционных классов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, истцом привлечена Администрация муниципального образования "Город Новодвинск" (далее - Администрация), а арбитражным судом определением от 19.09.2012 - Министерство образования и науки Архангельской области.
Решением суда первой инстанции от 27.11.2012 (судья Макаревич И.А.) в иске отказано.
Определением от 28.01.2013 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, и привлек к участию в деле в качестве ответчика муниципальное образование "Город Новодвинск" в лице Финансового управления.
Определением апелляционного суда от 25.02.2013 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 25.03.2013 решение суда первой инстанции отменено, в иске отказано.
В кассационных жалобах Учреждение и Администрация просят постановление апелляционного суда отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. По мнению подателей жалоб, денежные средства для финансового обеспечения предоставления мер социальной поддержки семьям, имеющим детей с задержкой психического развития, в виде бесплатного питания детей, обучающихся в коррекционных классах, в бюджете Архангельской области не предусмотрены и до общеобразовательных учреждений не доведены.
В кассационной жалобе Министерство просит изменить постановление суда апелляционной инстанции, исключив из его мотивировочной части вывод о том, что финансовое обеспечение бесплатного питания для учащихся коррекционных классов муниципальных образовательных учреждений относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Учреждение в ходе осуществления образовательного процесса обеспечивает бесплатным питанием учащихся с ограниченными возможностями здоровья в коррекционных классах VII вида, заключив с муниципальным унитарным предприятием "Общепит" договоры от 01.03.2012 N 1-к и от 01.04.2012 N 1.1-к на оказание услуг по организации общественного питания.
За период с марта по май 2012 года Учреждение понесло расходы, связанные с обеспечением бесплатным питанием учащихся коррекционных классов, в сумме 135 135 руб.
Сославшись на отсутствие компенсации понесенных расходов, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в иске отказал исходя из того, что указанные убытки Учреждению возмещены учредителем - муниципальным образованием "Город Новодвинск".
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Для применения гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков необходимо наличие самих убытков, противоправного поведения и вины лица, причинившего вред, а также причинной связи между противоправным поведением ответчика и наступившими убытками.
В силу пункта 20 Порядка организации предоставления бесплатного питания учащимся коррекционных классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях муниципального образования "Город Новодвинск" в 2012 году, утвержденного постановлением Администрации от 22.02.2012 N 102-па, расходы, связанные с предоставлением бесплатного питания учащимся специальных (коррекционных) классов, возмещаются общеобразовательным учреждениям из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с установленным разграничением расходных обязательств.
В рассматриваемом случае судом апелляционной инстанции установлено, что учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование "Город Новодвинск", которое платежным поручением от 06.07.2012 N 2877495 перечислило истцу 135 135 руб. в счет компенсации понесенных им расходов.
Это обстоятельство подтверждается материалами дела и подателями жалоб не оспаривается.
Принимая во внимание, что предметом иска является взыскание указанной суммы убытков, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для их взыскания.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон N 3266-1) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 13 части 1 статьи 16).
Согласно пункту 6.1 статьи 29 Закона N 3266-1, пункту 13 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) в области образования к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.
Следовательно, на субъекты Российской Федерации возложено финансовое обеспечение образовательного процесса, а органы местного самоуправления несут только расходы на содержание зданий и коммунальные расходы.
В мотивировочной части постановления суда апелляционной инстанции указано, что к государственным полномочиям субъекта Российской Федерации может относиться предоставление льгот отдельным категориям граждан, которые этим субъектом Российской Федерации признаются нуждающимися в социальной поддержке.
В силу пункта 24 части 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится, в частности, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей.
Согласно пункту 2 статьи 29 Закона N 3266-1 органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право дополнительно финансировать мероприятия по организации питания в муниципальных образовательных учреждениях.
В соответствии со статьей 3 Закона Архангельской области от 03.04.1996 N 38-22-ОЗ "Об образовании" обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального, основного, среднего общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях осуществляется за счет субвенций местным бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области из областного бюджета (пункт 1); местным бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области в соответствии с областным законом об областном бюджете может предусматриваться субвенция на реализацию основных общеобразовательных программ, включающая средства на реализацию основных общеобразовательных программ в общеобразовательных учреждениях (подпункт 1 пункта 4).
Законом Архангельской области от 16.12.2011 N 407-27-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" распределены межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных образований (в том числе и муниципальному образованию "Город Новодвинск"), а также утверждены нормативы финансовых затрат для расчета субвенций бюджетам муниципальных образований на реализацию основных общеобразовательных программ (пункт 1, подпункт "а" пункта 7 статьи 12; приложения NN 19, 20).
Таким образом, выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судом апелляционной инстанции правильно, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены и изменения обжалуемого судебного акта.
В силу части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд производит замену стороны ее правопреемником, в частности, в случае уступки требования.
Принимая во внимание, что Учреждению в исковых требованиях о взыскании убытков отказано, ходатайства истца и Администрации о процессуальной замене Учреждения на Администрацию ввиду заключения между ними договора цессии от 17.06.2013 подлежат отклонению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2013 по делу N А05-10574/2012 оставить без изменения, а кассационные жалобы муниципального образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 1", Министерства финансов Архангельской области и Администрации муниципального образования "Город Новодвинск" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
Л.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.