23 сентября 2014 г. |
Дело N А26-1262/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Кустова А.А., Михайловской Е.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Карельская энергосбытовая компания" Краснопольского С.О. (доверенность от 01.01.2014),
рассмотрев 22.09.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карельская энергосбытовая компания" на определение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.04.2014 (судья Левичева Е.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2014 (судьи Есипова О.И., Зотеева Л.В., Протас Н.И.) по делу N А26-1262/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Карельская энергосбытовая компания", место нахождения: 185000, Республика Карелия, улица Кирова, дом 45, ОГРН 1051000000050, ИНН 1001012875, (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением об оспаривании представления прокуратуры Олонецкого района от 24.01.2014 N 112/ж-2013 об устранении нарушений законодательства.
Определением суда от 20.03.2014 по ходатайству общества произведена замена ненадлежащего ответчика на надлежащего - прокуратуру Республики Карелия, место нахождения: 185660, Республика Карелия, Петрозаводск, улица Титова, дом 4, ОГРН 1031000006531, ИНН 1001006825, (далее - прокуратура).
Определением суда от 22.04.2014 производство по делу прекращено, в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.07.2014 определение от 22.04.2014 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить вынесенные по делу судебные акты и принять новое решение. Податель жалобы считает, что суд первой инстанции неправомерно прекратил производство по заявлению общества, а апелляционная инстанция необоснованно поддержала выводы суда первой инстанции. Общество указывает, что представление преследует цель понудить к устранению нарушений закона, и за его неисполнение наступает административная ответственность, предусмотренная статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации "Об административных правонарушениях", в связи с чем оно безусловно нарушает права и законные интересы лица, в отношении которого вынесено, а, следовательно, подлежит обжалованию в арбитражном суде. Оспариваемое представление нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что также является основанием, для рассмотрения дела в арбитражном суде.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Прокуратура о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Судебными инстанциями на основании материалов дела установлено, что 24.01.2014 в отношении общества прокуратурой вынесено представление об устранении нарушений законодательства об энергосбережении, в связи с выявлением в его действиях в ходе проверки по обращению гражданки Ольхиной Н.Н. нарушений законодательства об энергоснабжении.
Общество, полагая, что указанным представлением нарушаются его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции производство по делу прекратил, в связи с тем, что представление прокуратуры не может рассматриваться в качестве ненормативного правового акта, поскольку не затрагивает интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционная инстанция оставила определение суда без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены судебных актов.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Исходя из содержания статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (абзац 1 пункта 1 статьи 21 Закона о прокуратуре)
Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22 названного Закона).
Представление выносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению ими, а в случае их несогласия требование прокурора реализуется путем специальных процедур: вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо обращения в суд (статья 24 Закона о прокуратуре).
В случае рассмотрения в судебном порядке дела об административном правонарушении, выразившемся в невыполнении требований прокурора, вытекающих из его полномочий, прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований.
По смыслу приведенных взаимосвязанных положений Закона о прокуратуре, а также учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21 Закона о прокуратуре), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 данного закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.
В соответствии со статьями 21, 22 и 24 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
С учетом изложенного правильным является вывод судов о неподведомственности спора арбитражному суду, который соответствует судебной практике (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.10.2008 N 9455/08; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.02.2008 по делу N А05-6206/2007; Постановление Президиума ВАС РФ от 29.05.2007 N 1865/07 по делу N А73-4482/2006-63).
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права, и обоснованно пришли к выводу о неподведомственности настоящего спора арбитражному суду. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств (обстоятельств, выводов судов) и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 289, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.04.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2014 по делу N А26-1262/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карельская энергосбытовая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Судьи |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.