03 июля 2013 г. |
Дело N А56-42113/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Захаровой М.В., Рудницкого Г.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Росдэнс" Фарафонова Е.В. (доверенность от 13.12.2012), от общества с ограниченной ответственностью "Издательство "Эксмо" Попова С.А. (доверенность от 30.07.2012 N 144), от общества с ограниченной ответственностью "Северо-Западное Книготорговое Объединение" Плещеевой А.Ю. (доверенность от 30.10.2012),
рассмотрев 26.06.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Росдэнс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.12.2012 (судья Яценко О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2013 (судьи Зотеева Л.В., Лопато И.Б., Савицкая И.Г.) по делу N А56-42113/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Росдэнс", место нахождения: 198096, Санкт-Петербург, ул. Зенитчиков, д. 3, лит. Б, пом. 14-Н, ОГРН 1097847039531 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Санкт-Петербургский Дом Книги", место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 28, лит. А, ОГРН 1057812777384 (далее - Дом книги), о взыскании 570 000 руб. компенсации за нарушение исключительных авторских прав.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Эксмо", место нахождения: 127299, Москва, ул. Клары Цеткин, д. 18, корп. 5, ОГРН 1027739148656 (далее - Издательство), и общество с ограниченной ответственностью "Северо-Западное Книготорговое Объединение", место нахождения: 192029, Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, д. 84, лит. Е, ОГРН 1027806060260 (далее - Объединение).
Решением от 10.12.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.03.2013, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые судебные акты отменить.
Как указывает податель жалобы, автором комментариев, неправомерно включенных в книгу "90-е. Лучшее время", является сотрудник Общества Волковыский Юрий Михайлович, который создал их в рамках служебных заданий в период с 15.12.2009 по 12.12.2010; ни Москаленко Роман Валерьевич (указанный автором книги), ни Издательство не получали от истца прав на использование спорных текстов, равно как и на их переработку; по смыслу пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) отсутствие вины нарушителя не является основанием для отказа в иске.
В отзывах на кассационную жалобу Дом книги, Объединение и Издательство просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Издательства и Объединения против удовлетворения жалобы возражали.
Дом книги о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направил, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 03.07.2012 и 02.08.2012 представитель Общества в магазине "Санкт-Петербургский Дом Книги", расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Невский пр., д. 28, приобрел книгу "90-е. Лучшее время", что подтверждается товарными и кассовыми чеками.
Спорная книга содержит следующие фразы:
- на странице 5: "Время пришло";
- на странице 7: "Добро пожаловать в мир высоких технологий 2D";
- на странице 8: "Вас ждут завораживающие инсталляции";
- на странице 10: "и техника, которая не дает сбоев, не дает... сбоев.. н..е...д...а...е...т.сб..";
- на странице 12: "наши варежки оборудованы противоугонным устройством";
- на странице 14: "а наш пакет молока открывается с любого конца";
- на странице 16: "наши карандаши научились перематывать зажеванные кассеты";
- на странице 18: "мы изобрели одно лекарство от всех болезней";
- на странице 20: "здесь даже чай проходит через нанофильтр_";
- на странице 22: "здесь гриб не едят, а пьют";
- на странице 24: "на рояле не играют, а... тоже пьют";
- на странице 26: "мы сами создали нло";
- на странице 28: "и совершенное оружие";
- на странице 30: "наши яйца находятся под надежной защитой";
- на странице 33: "Рабыня Изаура". Благодаря этому сериалу мы узнали два новых слова: "фазенда" и "азигугарумберум-умба-дигуга". Этот непонятный набор звуков стал таким же родным как "пурклапа!" из "Трех мушкетеров";
- на странице 34: "Твин Пикс". Никто так и не понял - кто такая Лора Палмер и кто ее убил? Зато музыка была суууупер_";
- на странице 35: "Дикий ангел". Слова песни, с которой начиналась каждая серия, мы знали наизусть, правда их смысла ни фига не понимали. И конечно, все девочки были влюблены в Факундо Орано";
- на странице 36: "Альф". Западная версия Хрюши, Степашки, Фили и Каркуши в одном лице";
- на странице 37: "Гром в раю". Кто не мечтал потрогать усы Халка Хогана, которые, пожалуй, были самым главным достоинством сериала?";
- на странице 38: "Беверли Хиллз 90210". Как же мы сочувствовали, сидя в хрущевках и коммуналках, богатым американским подросткам Брендану, Бренде и компании";
- на странице 39: "Богатые тоже плачут". Во время этого сериала все бабушки выключались из реальности и переставали ворчать на целый час";
- на странице 40: "Секретные материалы". Двести серий мы ждали, когда агенты Скалли и Малдер наконец замутят";
- на странице 41: "Элен и ребята". Николя, Кри-Кри, Джоанна, Элен и остальные всегда тусовали в гараже и кафе и почему-то так ни разу и не сходили на занятия";
- на странице 42: "Санта-Барбара". Люди состаривались и умирали, так и не успев досмотреть ее до конца. Си-си Кэпфелл вечно впадал в кому, Мейсон и Джулия ссорились, а Круз и Иден никак не могли пожениться. Несомненно, это первое место среди суперсериалов 90-х!";
- на странице 45: "Газировка с сиропом из автомата. Она стоила всего 3 копейки с сиропом и 1 копейку - без сиропа. Вот только граненые стаканы вечно воровали местные алкаши";
- на странице 46: "INVITE" и "YUPPI". Порошки для изготовления напитков были обязательными спутниками любого застолья. Нас совсем не смущало, что стаканы потом было тяжело отмывать от цветного химического налета";
- на странице 47: "Шипучка для языка. Она приятно щипала язык, взрываясь во рту";
- на странице 48: "Куку-руку". Песенка про "куку-руку" звучала перед каждым часом Диснея по телеку. И поэтому ее знали даже те, кто никогда не пробовал эти вафли";
- на странице 49: "Гамбургер из "Макдоналдса". Импортная булка с котлетой одержала убедительную победу над привычной классикой - сосиской в тесте";
- на странице 50: "Милки Вей". Все пытались утопить этот шоколадный батончик в молоке";
- на странице 51: "Чупа-Чупс" с жвачкой. Мало кому хватало терпения дососать этот леденец до самого конца. Мы разгрызали бесконечную конфету и добирались до жвачки";
- на странице 52: "Мамба". После этой жевательной конфеты так весело вылетали пломбы!";
- на странице 53: "Мороженое в вафельном стаканчике. Способы поедания: N 1 - сперва обгрызть вафлю, а потом облизать; N 2 - вылизать мороженое, а потом съесть вафлю; N 3 - сожрать все сразу очень быстро";
- на странице 54: "Жвачка "Love is...". Когда-то мы думали, что жвачки бывают только мятные и апельсиновые. А потом появились "Дональды", "Турбо", и, конечно, "лав изы"... главное - надо было поменять повторки вкладышей";
- на странице 57: "Любовь с первого взгляда". Ведущего Бориса Крюка еще можно было терпеть, но его партнерша Алла откровенно "выносила мозг";
- на странице 58: "Форд Боярд". Если ты не нашел ключ, то тебя запирали в комнате с пауками, червями, паспарту и Ярмольником";
- на странице 59: "Устами младенца". Когда ребенок случайно говорил правильный ответ, редакторы запикивали его словом "ой!" с облачком. Хотя, возможно, ребенок просто матерился";
- на странице 60: "Музобоз". Чтобы не арендовать студию, Иван Демидов снялся для программы всего один раз и поэтому не попадал в слова. А мы думали, что это модная фишка!";
- на странице 61: "Сам себе режиссер". Самая популярная рубрика передачи - "Слабо?!". Зрители присылали прикольные видео, а озвучка была настолько глупая, что приходилось смотреть без звука";
- на странице 62: "Утренняя звезда". Юрий Николаев вел эту передачу с маленькими девочками, но когда они закончились, он переключился на молодого человека";
- на странице 63: "Пока все дома". Программа, в которой Тимур Кизяков ходил питаться к знаменитым людям, а в "очумелых ручках" учил зрителей делать удивительные вещи из пластиковых бутылок и фольги";
- на странице 64: "Поле чудес". Говорят, что музей капитал-шоу "Поле чудес" до сих пор является крупнейшим поставщиком меда и огурчиков для супермаркетов";
- на странице 65: "Угадай мелодию" и Валдис Пельш. Он так сильно жестикулировал, что заменял вентилятор в студии";
- на странице 66: "Звездный час". Сергей Супонев был самым популярным молодежным ведущим 90-х. Он также вел "Зов джунглей", где хищники сражались с травоядными";
- на странице 69: "Видеомагнитофон с функцией "запись" если у тебя был видеоплеер, то можно было взять кассету в видеопрокате, - боевик со Шварцем или "Рембо", а иногда даже "Эммануэль". А если видик был с функцией записи, то можно было записывать mtv-шные клипы, которые гоняли по кабельному ТВ";
- на странице 71: "Настоящий CD-плеер с антишоком. Он уже не зажевывал кассету, а тяжелый двухкассетник теперь не надо было носить на плече";
- на странице 72: "Приставка "Денди". Было обломно, когда приставка стояла не у тебя, а у твоего приятеля. "Танчики" и "Марио" не давали нам покоя!";
- на странице 73: "Домик для Барби. Иметь куклу Барби было круто, но она не приносила полного счастья без как минимум трех вещей - Кена, пони и домика Барби с кухней и туалетом. Здорово было иметь беременную Барби, пусть даже и без Кена";
- на странице 74: "Пейджер. Самое стильное украшение на пояс, которое умело принимать сообщения и вибрировать. С ним ты сразу становился серьезным и деловым";
- на странице 75: "Sega Megadrive 2. Эта продвинутая 16-битная приставка была следующей ступенью после "Денди";
- на странице 76: "Полная коллекция "киндеров" бегемотики, крокодильчики, акулы и динозаврики - мечтой было иметь их всех";
- на странице 77: "Polaroid. Этот фотоаппарат мог тут же выдавать фотографию, и она волшебно проявлялась прямо при тебе!";
- на странице 78: "Подержанная иномарка. Бочка Аudi 80, Volkswagen passat или Оpel vectra начинали котироваться гораздо выше "восьмерок" и "девяток", а о 600-м "Мерседесе" мечтали все бандиты и предприниматели";
- на странице 81: "Комки в манной каше. Настоящая пытка, которую изобрели поварихи из детского сада";
- на странице 81: "Пенка в молоке. Эту гадость придумали мамы и бабушки";
- на странице 83: "Колготки с отвисшими коленками. Они имели неприятное свойство растягиваться и становиться безразмерными, а ты все время о них спотыкался";
- на странице 84: "Варежки на резинке. Они натирали спину, ты выглядел лохом, а варежки все равно терялись";
- на странице 85: "Смерть Капитана Катанио из сериала "Спрут". Мы до конца титров надеялись, что расстрелянный герой из последних сил встанет и отомстит проклятым мафиози!";
- на странице 87: "Сменка. Пакет со сменкой вечно терялся, а хулиганы могли его отобрать и устроить им игру "в сифу". Стоило забыть сменку дома, на входе в школу тебя поджидал дежурный или завуч и отправлял обратно домой";
- на странице 88: "Реакция Манту. Изобретение школьных медсестер. Манту нельзя было мыть и, самое обломное, - нельзя даже чесать!";
- на странице 89: "Фраза "А теперь убрали учебники и достали двойные листочки!". Эта фраза вызывала боль в животе и означала приближающуюся контрольную работу";
- на странице 90: "Смерть тамагочи. Стоило пару раз забыть его дома, забыть покормить и убрать горшок, как тамагочи начинал чахнуть, а то и вовсе отбрасывал коньки";
- на странице 93: "Рики Мартин. Тогда, глядя на его бедра, мы еще не догадывались, что любовные песни Рики Мартина посвящены не только девушкам";
- на странице 94: "Ник Картер из "Backstreet Boys". Они просто были чуть круче чем "N'SYNC" и "5IVE". Существует мнение, что даже "SPICE GIRLS" - это переодетые в женщин "Backstreet Boys";
- на странице 95: "Рыжий из "Иванушек". Хоть никто и не понимал, что он бормочет на заднем фоне в песнях, но девчонки любили его низкий голос и веснушки";
- на странице 96: "Валерий Комиссаров. Знаменитые усы любимца всех бабушек, ведущего программы "Моя семья", были в два раза гуще, чем у Боярского и в полтора раза шире, чем у Розенбаума. Маска откровения рассказывала страшные истории жутким голосом.";
- на странице 97: "Андрей Губин. Мелирование и сережка сражали наповал всех девушек и часть юношей";
- на странице 99: "Дмитрий Харатьян. Роковая мушка и слегка подкрашенные глаза - вот секрет успеха блондинистого гардемарина";
- на странице 101: "Сергей Жуков. Если у тебя не было в "девятке" кассеты "Руки Вверх" и ты не знал наизусть хотя бы пять их песен, значит, ты - иностранный шпион. Согласно статистике, каждая вторая школьница России потеряла невинность под "медляк" "Руки Вверх". И даже Чак Норрис";
- на странице 102: "Леонардо Ди Каприо. Каждая девушка мечтала замутить с Ди Каприо и не понимала, почему он выбрал не ее, а толстую Кейт Уинслет. А когда Ди Каприо тонул в "Титанике", все плакали. И даже Чак Норрис".
По заявлению истца, названные комментарии являются результатом творческого труда его сотрудника Волковыского Ю.М., созданные в рамках выполнения служебных заданий в период с 15.12.2009 по 13.12.2010. Указанные тексты использованы Обществом в качестве комментариев в видеосюжетах, демонстрировавшихся 12.03.2011 на экранах стадиона открытого акционерного общества "Спортивный комплекс "Олимпийский" на культурно-массовом мероприятии "Супердискотека 90-х с MTV", видеозапись которого транслировалась в эфир на канале "МТВ Россия".
Общество, полагая, что действиями Дома книги по распространению книги "90-е. Лучшее время" нарушены его исключительные авторские права на упомянутые комментарии как объекты авторских прав, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды пришли к выводу о недоказанности факта нарушения ответчиком прав истца и отказали в иске.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
Суды правильно применили статьи 401, 1228, 1238, 1257, 1259, 1270 ГК РФ и сослались на пункт 42 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 N 5/29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Суды установили, что по лицензионному договору от 11.03.2011 N 216/11, заключенному Москаленко Р.В. (лицензиаром) и Издательством (лицензиатом), последнему передано право на использование произведения "Родом из 90-х" (литературное произведение, включающее в себя не менее 50 фотографий), автором которого является Москаленко Р.В.
На основании названного договора Издательство выпустило книгу "90-е. Лучшее время" с указанием автора использованных в ней материалов - Москаленко Р.В. - и поставило ее экземпляры своим контрагентам. В свою очередь ответчик приобрел названное произведение у Объединения.
Суды дали оценку имеющимся в деле документам, свидетельствующим о переписке Общества и Издательства на предмет передачи спорных материалов последнему для издания книги, о правомерном введении книги "90-е. Лучшее время" в гражданский оборот и об авторстве Москаленко Р.В., пришли к выводу о недоказанности нарушения ответчиком прав истца и обоснованно отказали в иске.
Нормы материального и процессуального права применены судами правильно, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов, установленных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.12.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2013 по делу N А56-42113/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Росдэнс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.С. Гафиатуллина |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указывает податель жалобы, автором комментариев, неправомерно включенных в книгу "90-е. Лучшее время", является сотрудник Общества Волковыский Юрий Михайлович, который создал их в рамках служебных заданий в период с 15.12.2009 по 12.12.2010; ни Москаленко Роман Валерьевич (указанный автором книги), ни Издательство не получали от истца прав на использование спорных текстов, равно как и на их переработку; по смыслу пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) отсутствие вины нарушителя не является основанием для отказа в иске.
...
Суды правильно применили статьи 401, 1228, 1238, 1257, 1259, 1270 ГК РФ и сослались на пункт 42 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 N 5/29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 июля 2013 г. N Ф07-3829/13 по делу N А56-42113/2012
Хронология рассмотрения дела:
03.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3829/13
11.03.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1721/13
10.12.2012 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-42113/12