03 июля 2013 г. |
Дело N А66-11552/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Захаровой М.В., Рудницкого Г.М.,
рассмотрев 26.06.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на определение Арбитражного суда Тверской области от 30.01.2013 (судья Силаев Р.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2013 (судьи Носач Е.В., Зайцева А.Я., Шадрина А.Н.) по делу N А66-11552/2012,
установил:
Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Смоленский пер., д. 29, ОГРН 1026900561071 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Приозерье", место нахождения: 125009, Москва, ул. Большая Дмитровка, д. 7/5, стр.3, пом. 3, ОГРН 1057747931141 (далее - Общество), об обязании заключить договор купли-продажи следующих земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, Кулицкое с/п, в районе д. Устье :
- площадью 66 667 кв.м с кадастровым номером 69:10:00 00 10:0218 по цене 1 033 400 руб.;
- площадью 66 667 кв.м с кадастровым номером 69:10:00 00 10:0220 по цене 1 033 400 руб.;
- площадью 42 424 кв.м с кадастровым номером 69:10:00 00 10:0222 по цене 657 600 руб.;
- общей площадью 42 424 кв.м с кадастровым номером 69:10:00 00 10:0224 по цене 657 600 руб.;
- площадью 42 424 кв.м с кадастровым номером 69:10:00 00 10:0226 по цене 657 600 руб.;
- площадью 51 082 кв.м с кадастровым номером 69:10:00 00 10:0228 по цене 791 800 руб.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 13.06.2012 иск Министерства принят к производству с присвоением делу номера А40-81457/12-10-755; к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено правительство Тверской области, место нахождения: 170000, г. Тверь, Советская ул., д. 44, ОГРН 1026900587702 (далее - Правительство); из указанного дела в отдельное производство выделено требование истца об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 66 667 кв.м с кадастровым номером 69:10:00 00 10:0220 по цене 1 033 400 руб. с присвоением делу номера А40-88292/12-10-824.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 16.08.2012 дело N А40-88292/12-10-824 передано в Арбитражный суд Тверской области по правилам исключительной подсудности.
Определением Арбитражного суда Тверской области от 16.10.2012 принято к рассмотрению дело N А40-88292/12-10-824; возбуждено производство по делу с присвоением ему номера А66-11552/2012.
Определением от 30.01.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.04.2013, иск оставлен без рассмотрения.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит определение от 30.01.2013 и постановление от 03.04.2013 отменить, иск удовлетворить.
По мнению подателя жалобы, извещение Общества от 01.12.2011 о продаже земельного участка необходимо квалифицировать как оферту, поскольку оно содержит все существенные признаки оферты, указанные в статье 435 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ); с момента получения Обществом уведомления Министерства от 26.12.2011 N 15779-08 о намерении приобрести земельный участок у Общества возникла обязанность заключить соответствующий договор купли-продажи; обязанность Министерства направить Обществу проект договора купли-продажи законом не предусмотрена.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке исходя из доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 66 667 кв.м с кадастровым номером 69:10:00 00 10:0220, расположенный по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, Кулицкое с/п, в районе д. Устье (свидетельство о государственной регистрации права от 21.11.2007 серии 69-АБ N 097047).
Письмом от 01.12.2011, направленным в адрес Правительства, Общество известило о намерении продать земельные участки, в том числе названный участок за 1 033 400 руб.
Распоряжением Министерства от 26.12.2011 N 420 "О приобретении земельных участков в государственную собственность Тверской области" (далее - Распоряжение N 420) принято решение приобрести у Общества спорный участок.
Уведомлением от 26.12.2011 N 15779-08 Министерство сообщило Обществу о намерении приобрести в собственность названный земельный участок.
Общество по вопросу заключения договора купли-продажи участка в Министерство не обращалось.
Министерство, ссылаясь на наличие преимущественного права, предусмотренного пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), на приобретение данного земельного участка в собственность, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды признали, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, и на основании пункта 2 статьи 148 АПК РФ оставили иск Министерства без рассмотрения.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Порядок приобретения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения определен Законом N 101-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Закона при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов.
Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней (пункт 2 статьи 8 Закона N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Сделки купли-продажи недвижимости заключаются в простой письменной форме и путем составления одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность (статья 550 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 ГК РФ права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат его собственнику.
В силу пункта 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора; понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Поскольку статья 445 ГК РФ регулирует правоотношения по заключению договора в обязательном порядке, а в силу названных норм права обязанности Общества заключить договор с Министерством при отсутствии намерения отчуждать спорное имущество не возникает, иск удовлетворению не подлежал.
Исходя из доводов жалобы и с учетом того, что результат рассмотрения дела (оставление иска без рассмотрения) не привел к нарушению прав Министерства, кассационная инстанция считает, что принятые судебные акты надлежит оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда Тверской области от 30.01.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2013 по делу N А66-11552/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.С. Гафиатуллина |
Судьи |
М. В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.