08 июля 2013 г. |
Дело N А26-8671/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Журавлевой О.Р., Морозовой Н.А.,
при участии от Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия Шараповой Л.Н. (доверенность от 24.11.2011 N 01-59/5-36789),
рассмотрев 02.07.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Карельский окатыш" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2013 по делу N А26-8671/2012 (судьи Будылева М.В., Горбачева О.В., Семиглазов В.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Карельский окатыш" (местонахождения: 186930, город Костомукша, улица Звездная, дом 52; ОГРН 1021000879316; далее - Общество, ОАО "Карельский окатыш") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (местонахождение: 185035, город Петрозаводск, улица Красная, дом 49; далее - Фонд) от 02.08.2012 N 246 в части доначисления 43 444 руб. 05 коп. страховых взносов, соответствующих пеней и штрафных санкций.
Суд первой инстанции решением от 07.11.2012 удовлетворил заявление.
Постановлением от 18.02.2013 апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, апелляционный суд неправильно применил нормы Федерального закона от 24.07.1998 N 125 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, однако своего представителя в судебное заседание кассационной инстанции не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена без его участия.
В связи с нахождением в очередном отпуске судьи Корабухиной Л.И., принимавшей участие в рассмотрении настоящего дела, произведена ее замена на судью Морозову Н.А. и в соответствие с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство произведено с самого начала.
В судебном заседании представитель Фонда отклонил доводы кассационной жалобы и просил оставить постановление апелляционного суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Фондом проведена проверка Общества по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.11.2009 по 31.12.2011. По результатам проверки Фондом составлен акт от 21.06.2012 N 255 н/с и с учетом представленных Обществом возражений принято решение от 02.08.2012 N 246 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии с указанным решением ОАО "Карельский окатыш" за 2011 год доначислены, в том числе, страховые взносы на выплаты сумм среднего заработка, сохраняемого за период ухода за детьми-инвалидами (4 492 руб. 53 коп.); за дни сдачи крови донорами (22 362 руб. 71 коп.); за период прохождения военных сборов (156 руб. 74 коп.); за время участия в работе выборных профсоюзных органов (16 432 руб. 07 коп.), соответствующие пени и штраф.
Не согласившись с принятым Фондом решением в названной части, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции со ссылкой на подпункт 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ удовлетворил заявленные требования, указав, что спорные выплаты не входят в систему оплаты труда работников Общества, а производятся работодателем в силу закона вне зависимости от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что спорные выплаты по своей сути являются элементами оплаты труда и подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы и выслушав представителя Фонда, считает, что кассационная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 3 Закона N 125-ФЗ страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 названного Закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
В силу пункта 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных лиц, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Закона.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Выплаты за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, при этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
В соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
На основании пункта 17 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 213-ФЗ) с 01.01.2010 финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
Межбюджетный трансферт из федерального бюджета является источником доходов Фонда социального страхования Российской Федерации (подпункт 1 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 08.12.2010 N 334-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 и на плановый период 2012 и 2013 годов"). Фонд социального страхования Российской Федерации является главным администратором данного вида дохода бюджета Фонда (пункт 1 статьи 2 указанного Федерального закона). Подпунктом 8 пункта 1 статьи 7 данного Федерального закона установлено, что Фонд социального страхования Российской Федерации вправе осуществлять обеспечение расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом N 213-ФЗ на выплаты пособий на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям для ухода за детьми-инвалидами, производимые непосредственно страхователями, путем взаимного расчета со страхователями по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Таким образом, выплаты за дополнительные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
С учетом изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для отказа в признании недействительным оспариваемого решения Фонда в части доначисления 4 492 руб. 53 коп. страховых взносов на выплату сумм среднего заработка, сохраняемого за период ухода за детьми-инвалидами, соответствующих пеней и штрафа. Постановление апелляционного суда в соответствующей части подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Отменяя решение суда первой инстанции в части признания недействительным оспариваемого решения Фонда о доначислении страховых взносов на выплаты сумм среднего заработка за дни сдачи крови донорами, за период прохождения военных сборов и участия в работе выборных профсоюзных органов, суд апелляционной инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 186 ТК РФ работник освобождается от работы в день сдачи крови и ее компонентов, после каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха, при этом за работником сохраняется средний заработок.
Названные выплаты работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении.
Законодательное закрепление положения о том, что за работником в упомянутых случаях сохраняется средний заработок, означает, что работнику за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после этого выплачивается заработная плата.
Следовательно, данные выплаты подлежат включению в объект обложения страховыми взносами в Фонд социального страхования Российской Федерации на основании статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ.
В силу статьи 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Таким образом, в период военных сборов работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 25 Положения о проведении военных сборов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333, предусмотрено, что финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы: среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
Осуществление расходов, указанных в подпункте "а" пункта 25 названного Положения, производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704.
Подпунктом 5 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 установлено, что компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения) - для работающих граждан, учащихся, а также граждан, состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
С учетом приведенных норм апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что выплаты работникам в период прохождения ими военных сборов, облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке и отказал в удовлетворении требований заявителя в данной части.
Часть 3 статьи 374 ТК РФ установлено, что члены выборных коллегиальных профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов в работе созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, для участия в работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов, а в случаях, когда это предусмотрено коллективным договором, - также на время краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.
Как усматривается из материалов дела, пунктом 2.5 Коллективного договора ОАО "Карельский окатыш" установлено сохранение среднего заработка за работниками на время исполнения ими обязанностей, установленных частью 3 статьи 374 ТК РФ.
Таким образом, выплаты работникам в период участия в работе выборных коллегиальных профсоюзных органов подлежат включению в объект обложения страховыми взносами на основании статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ.
Руководствуясь статьей 286, пунктами 1 и 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2013 по делу N А26-8671/2012 отменить в части отказа в признании недействительным решения Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия от 02.08.2012 N 246 о доначислении 4 492 руб. 53 коп. страховых взносов на выплату сумм среднего заработка, сохраняемого за период ухода за детьми-инвалидами, соответствующих пеней и штрафа.
В отмененной части оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.11.2012 по настоящему делу.
В остальной части обжалуемое постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения.
Взыскать с Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (местонахождение: 185035, город Петрозаводск, улица Красная, дом 49) в пользу открытого акционерного общества "Карельский окатыш" (ОГРН 1021000879316; местонахождения: 186930, город Костомукша, улица Звездная, дом 52) 1 000 рублей судебных расходов в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Возвратить открытому акционерному обществу "Карельский окатыш" (ОГРН 1021000879316; местонахождения: 186930, город Костомукша, улица Звездная, дом 52) 1 000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченных при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 12.04.2013 N 7620.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.