16 июля 2013 г. |
Дело N А56-51859/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Морозовой Н.А.,
судей Васильевой Е.С., Журавлевой О.Р.,
при участии от открытого акционерного общества "Ленинградский механический завод имени Карла Либкнехта" Исхакова М.Ю. (доверенность от 19.03.2013 N 1-190313), от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Санкт-Петербурга Агрызковой Т.М. (доверенность от 09.01.2013 N 05-04/3),
рассмотрев 16.07.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2012 (судья Анисимова О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2013 (судьи Згурская М.Л., Горбачева О.В., Дмитриева И.А.) по делу N А56-51859/2012,
установил:
Открытое акционерное общество "Ленинградский механический завод имени Карла Либкнехта", место нахождения: 194044, Санкт-Петербург, Чугунная улица, дом 14, ОГРН 1117847568948 (далее - Общество, ОАО "ЛМЗ им. К. Либкнехта"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным действий Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Санкт-Петербурга, место нахождения: 195009, Санкт-Петербург, Кондратьевский проспект, дом 12, литера А, ОГРН 1027801576692 (далее - Управление), выразившихся в отказе занести данные о начисленных и уплаченных заявителем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже за IV квартал 2011 года на лицевые счета застрахованных лиц, а также в требовании к Обществу представить в Управление исправленные РСВ-1 и ИС (СЗВ-6-1(2)) за IV квартал 2011 года.
Решением суда первой инстанции от 26.12.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда 26.03.2013, признаны незаконными оспариваемые действия Управления.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить вынесенные ими решение и постановление и принять по данному делу новый судебный акт - об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, утверждение заявителя о том, что Управление отказывается занести в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц сведения о начисленных и уплаченных страховых вносах и страховом стаже, безосновательно. Представленные Обществом сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, приняты Управлением, однако допущенные страхователем при их формировании ошибки не позволяют разнести на лицевые счета застрахованных лиц спорную информацию. Как полагает Управление, при реорганизации юридического лица в форме преобразования вновь возникшая организация не вправе учитывать при определении базы для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников реорганизованной организации. Поэтому заявитель необоснованно по ряду работников с начисленной заработной платы за декабрь 2011 года не исчислил страховые взносы.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а жалобу Управления - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель ОАО "ЛМЗ им. К. Либкнехта" возражал против ее удовлетворения по мотивам, приведенным в отзыве.
.Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, ОАО "ЛМЗ им. К. Либкнехта" образовано 08.12.2011 в результате реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Ленинградский механический завод имени Карла Либкнехта" в форме преобразования.
Общество 03.02.2012 представило в Управление расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2011 год (листы дела 16 - 22), в котором выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц, указаны в сумме 8 318 646 руб.
Согласно этому расчету и пояснением к нему (лист дела 23) базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица Общество рассчитало с начала расчетного периода (2011 года), то есть с 01.01.2011, нарастающим итогом. Поэтому в расчете (в строке 216 раздела 2) Общество отразило 2 058 319 руб. - сумму выплат в отношении физических лиц, превышающую предельную величину базы, исчисленную нарастающим итогом с начала года, не включенную в базу для начисления страховых взносов.
По телекоммуникационным каналам связи 03.02.2012 Обществом также направлены в Управление сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета за 2011 год.
При проверке указанных сведений Управление пришло к выводу о наличии в них ошибок. Как установило Управление, сведения, указанные заявителем в форме СЗВ 6-1, и сведения о заработке застрахованных лиц, отраженные в форме СЗВ 6-3, по ряду работников имеют расхождения. Так, в форме СЗВ 6-3 имеются данные о суммах выплат и иных вознаграждений в пользу работников за декабрь 2011 года, однако исчисленные с этих выплат страховые взносы не отражены в форме СЗВ 6-1. По мнению Управления, эти расхождения вызваны тем, что Общество необоснованно осуществило расчет страховых взносов с применением регрессивной шкалы, то есть определило предельную величину базы для начисления страховых взносов с учетом выплат правопредшественника.
В письме от 27.07.2012 N 05-07/7244 Управление сообщило Обществу о необходимости представить исправленные (соответствующие сведениями формы СЗВ 6-3) расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 и сведения по форме СЗВ 6-1.
При этом Управление указало, что представленные заявителем сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета за 2011 год, приняты, однако характер допущенных в них ошибок не позволяет занести данные о начисленных и уплаченных взносах и страховом стаже на лицевые счета застрахованных лиц.
Посчитав, что Управление незаконно отказывает включить в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц суммы начисленных и уплаченных заявителем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и данные о страховом стаже, а также неправомерно требует представить исправление сведения, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сведения о суммах начисленных страхователем застрахованному лицу страховых взносов, уплаченных и поступивших за данное застрахованное лицо страховых взносов, а также периоды его трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, отражаются в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
В силу статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи обязаны представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФ РФ) по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Индивидуальные сведения подаются по формам, утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п. Отчетными периодами, за который страхователь представляет в территориальный орган ПФ РФ сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, являются I квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год (абзац 13 статьи 1 Закона N 27-ФЗ).
Индивидуальные сведения представляются не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом (пункт 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
В пункте 1 части 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) также предусмотрено, что вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным названным пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Законом N 27-ФЗ.
Таким образом, за отчетный период (2011 год) страхователь обязан был подать вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ (форма РСВ-1 ПФР, утвержденная приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 894н), сведения по застрахованным лицам по форме СЗВ-6-1 "Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица" и по форме СЗВ-6-3 "Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов - страхователями в пользу физического лица".
По факту представления Обществом индивидуальных сведений о застрахованных лицах с ошибками Управлением направлено страхователю письмо от 24.07.2012 N 05-07/7244 (лист дела 8), в котором изложены выявленные ошибки и расхождения. К письму приложены протокол приема сведений по форме СЗВ 6-3, результаты сверки сведений этой формы со сведениями расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и список застрахованных лиц, по которым сумма начисленных страховых взносов не соответствует сумме причитающихся к начислению.
Однако вывод Управления о наличии в сведениях ошибок, свидетельствующих о неполном исчислении и неуплате Обществом за 2011 год за ряд застрахованных лиц страховых взносов, не подтвержден соответствующими документами и опровергается имеющимися в деле доказательствами.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ ПФ РФ и его территориальные органы являются органами, осуществляющими контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФ РФ.
Органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право проводить проверки в порядке, установленном этим Законом (пункт 2 части 1 статьи 29 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 33 Закона N 212-ФЗ названные органы проводят, в частности, камеральные проверки плательщиков страховых взносов, целью которых является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Порядок проведения органами контроля за уплатой страховых взносов камеральных проверок плательщиков страховых взносов регламентирован в статье 34 Закона N 212-ФЗ. В этой статьей указано, что камеральная проверка проводится на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
В материалах дела нет сведений о том, что Управление проводило камеральную проверку представленного Обществом расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2011 год, в ходе которой выявлено неправильное исчисление страхователем базы по страховым взносам и начислены страховые взносы, подлежащие доплате за 2011 год
В то же время в ходе выездной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов за период с 01.01.2010 по 31.12.2011 претензий к сумме начисленных и уплаченных Обществом за 2011 год страховых взносов, рассчитанных с применением регрессивной шкалы нарастающим итогом, Управлением не высказано. Это подтверждается имеющимися в материалах дела актом проверки и решением от 17.05.2012 N 088/005/888-2012.
Довод Управления о том, что выездная проверка проводилась в отношении федерального государственного унитарного предприятия "Ленинградский механический завод имени Карла Либкнехта", противоречит содержанию акта от 20.04.2012 N 088/005/888-2012 (листы дела 24 - 29) и решению от 17.05.2012 N 088/005-888-2012 (листы дела 81 - 92).
Следовательно, при проверке в июле 2012 года представленных Обществом сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета, у Управления не имелось правовых оснований считать, что Общество неправильно исчислило базу по страховым взносам и не в полном объеме начислило страховые взносы, подлежащие уплате за 2011 год.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2002 N 407 утверждены Правила учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал (далее - Правила).
Согласно пункту 7 названных Правил включение в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц сумм страховых взносов, поступивших в ПФ РФ от страхователей, производится по окончании календарного года на основании представленных страхователями в территориальные органы ПФ РФ сведений индивидуального (персонифицированного) учета и имеющихся в территориальных органах ПФ РФ данных о суммах начисленных страховых взносов и суммах страховых взносов, поступивших в ПФ РФ за календарный год. При этом осуществляется учет фактически поступивших сумм страховых взносов. Поступившие суммы текущих платежей по страховым взносам, а также платежей по страховым взносам за прошлые периоды распределяются по индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц пропорционально суммам начисленных страховых взносов.
Таким образом, при уплате организацией страховых взносов за конкретных работников поступившие в ПФ РФ суммы взносов подлежат распределению по индивидуальным лицевым счетам всех работников организации, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования, пропорционально суммам страховых взносов, начисленных по каждому работнику.
Как указывает Управление в кассационной жалобе представленные Обществом сведения и отчетность приняты, данных о том, что Управлением выносилось решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц, в материалах дела нет.
Следовательно, Управление обязано включить суммы поступивших страховых взносов и сведения о страховом стаже в индивидуальные лицевые счета всех застрахованных лиц.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемых судебных актов, поэтому кассационная жалоба Управления отклоняется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2013 по делу N А56-51859/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.