16 июля 2013 г. |
Дело N А56-60155/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Асмыковича А.В., Любченко И.С.,
при участии от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу Зиятдиновой Р.А. (доверенность от 11.01.2013 N 01-19/94),
рассмотрев 09.07.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Завод комплексной переработки отходов" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2012 (судья Галкина Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2013 (судьи Борисова Г.В., Фокина Е.А., Шульга Л.А.) по делу N А56-60155/2012,
установил:
закрытое акционерное общество "Завод комплексной переработки отходов", место нахождения: 1198323, Ленинградская обл. Ломоносовский р-н, пос. Горелово, Волхонское ш., д. 20, ОГРН 1024702181460, (далее - ЗАО "Завод КПО", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу, место нахождения: 191104, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39, ОГРН 1099847008546, (далее - Департамент Росприроднадзора по СЗФО, орган контроля) от 20.09.2012 N АД-13-085/2012 о привлечении общества к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 200 000 рублей и издержек в размере 53 705 рублей.
Решением суда от 28.12.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.04.2013, ЗАО "Завод КПО" в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе общество просит решение суда от 28.12.2012 и постановление от 09.04.2013 отменить, заявленные требования удовлетворить. Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, приведенным в суде апелляционной инстанции.
Представители общества, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрено в их отсутствие.
Представитель Департамента Росприроднадзора по СЗФО с доводами жалобы не согласился, просил решение суда и постановление апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу общества без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в мае 2012 года сотрудником Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратуры совместно с привлечением представителей Департамента Росприроднадзора по СЗФО, специалистов-экспертов ФБУ "ЦЛАТИ по СЗФО" проведена проверка деятельности ЗАО "Завод КПО" по размещению отходов производства и потребления на территории Виллозовского сельского поселения Ломоносовского района Ленинградской области в поселке Горелово (Волхонское шоссе-20).
В рамках проверки проведен осмотр территории, специалистами ФБУ "ЦЛАТИ по СЗФО" взят отбор проб отходов из находившейся на рабочей карте полигона и ожидавшей разгрузки автомашины КАМАЗ (гос. номер В842 ОС), а также получены объяснения главного инженера завода Молчанова А.Д.
Согласно заключению ФБУ "ЦЛАТИ по СЗФО" от 17.05.2012 N 027-Э-12 отобранная проба по своему компонентному (морфологическому) составу идентична компонентному (морфологическому) составу ТБО (раздел 2.2 состав ТБО и таблица 2.3 из Справочника "Твердые бытовые отходы"), а по результатам проведенного биотестирования установлено, что в соответствии с пунктами 19, 20 "Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды" исследуемая проба отходов относится к IV классу опасности.
30.05.2012 постановлением заместителя природоохранного прокурора Ленинградской области в отношении ЗАО "Завод КПО" возбуждено дело об административном правонарушении по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). Материалы проверки направлены в Департамент Росприроднадзора по СЗФО для проведения административного расследования.
Определением от 01.06.2012 государственный инспектор Департамента Росприроднадзора по СЗФО принял к производству дело об административном правонарушении, о чем уведомил общество письмом от 01.06.2012 N 02-13/5179.
В ходе проведения административного расследования 27.06.2012 специалистом Департамента, с участием понятых, составлен протокол осмотра территории N АД-13-085/012, получены протоколы определения морфологического состава от 03.07.2012 NN 612.12П-616.12П, протоколы биотестирования и заключения от 05.07.2012 NN 0194-БТ/ГК/12-0198-БТ/ГК/12, а также истребованные от общества иные сведения.
По окончании административного расследования 09.08.2012 должностным лицом Департамента Росприроднадзора по СЗФО составлен протокол об административном правонарушении, в котором обществу вменено нарушение статьи 8.2 КоАП РФ.
20.09.2012 по результатам рассмотрения материалов административного дела, Департамент Росприроднадзора по СЗФО вынес постановление N АД-13-085 о привлечении ЗАО "Завод КПО" к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 рублей, а также взыскании издержек в размере 53 705 рублей.
Полагая привлечение к административной ответственности незаконным, заявитель оспорил вышеназванное постановление в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказали в удовлетворении заявленного требования.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы общества, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч рублей до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлены Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) и Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ).
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что земельный участок, используемый ЗАО "Завод КПО", расположенный по адресу: 188508, Ленинградская область, Ломоносовский район поселок Горелово, Волхонское шоссе - 20 в период с 2002 года по 14.02.2012 год эксплуатировался как объект размещения отходов производства и потребления на основании лицензии N ОТ-19-000988 (78) от 20.02.2007 (сроком действия до 14.02.2012) и соответствующих санитарно-эпидемиологических заключений.
С 14.02.2012 по 27.06.2012 ЗАО "Завод КПО" имело лицензию N 78 00023, выданную Департаментом Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу (решение от 14.02.2012 N 41) на осуществление деятельности по использованию отходов IV классов опасности. Выданной лицензией разрешен прием инертных отходов по перечню, прилагаемому к лицензии, для их последующего использования в целях рекультивации полигона.
В ходе административного расследования установлено, что по состоянию на 27.06.2012 на полигон продолжался завоз твердых бытовых отходов (ТБО), классифицируемых по ФККО в зависимости от места образования, как отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) код ФККО 91100100 01 00 4 и мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) код ФККО 91200400 01 00.
Статьей 11 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 39 Закон об охране окружающей среды юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 11 Закона об отходах производства и потребления собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Основные требования при проектировании, эксплуатации и рекультивации полигонов для обеспечения санитарных и экологических требований эффективного использования земельных участков закреплены Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства Российской Федерации 02.11.1996 (далее - Инструкция по эксплуатации полигонов).
Гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов) установлены Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03", утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 N 16 "О введении в действие санитарных правил" (вместе с "СП 2.1.7.1038-01.2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила") предусмотрено, что:
- полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения;
- организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатываются регламент и режим работы.
15.10.2010 разработан Технологический регламент работы полигона твердых отходов ЗАО "Завод КПО", который содержит правила безопасного обращения с отходами на полигоне ТБО.
Нарушение Технологического регламента является несоблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности за то, что полигон не имеет сплошного ограждения, фрагменты отходов разносятся ветром по прилегающей территории, обводные канавы полигона так же заполнены бытовыми и нефтесодержащими отходами, что свидетельствует о нарушении пункта 5.5 СП 2.1.7.1038-01, пункта 2.14 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (утвержденной Министерством строительства Российской Федерации 02.11.1996), пункта 6 Технологического регламента.
Кроме того, при проведении проверки прокуратурой совместно с участвующими в проверке лицами визуально было обнаружено 12 очагов задымления (горения) на картах полигона, без проведения каких-либо работ по их ликвидации, что расценено проверяющими как нарушение пункта 5.7 СП 2.1.7.1038-01, подпункт 7 пункта 6, пункта 9 Технологического регламента.
В нарушение требований пункта 2.7 СП 2.1.7.1038-01 "Прием трупов павших животных, конфискатов боен мясокомбинатов на полигоны твердых бытовых отходов не допускается" на полигоне ТБО обнаружены кости и останки животных (головы, кишки, шкура животных, рога).
Указанные нарушения подтверждены материала административного дела.
Кроме того, ЗАО "Завод КПО" не откорректировало и не сдало на согласование Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами. Между тем, Федеральная служба Росприроднадзора в письмах от 19.10.2011 N ВК-03-0336713634, от 25.07.2012 N ВК-03-03-36/9781, разъяснила методологию согласования Порядка производственного контроля в области обращения с отходами, согласно которой Порядок подлежит изменению и (или) дополнению, в случаях: изменения вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, способных оказать негативное воздействие отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду; выявления федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами, нарушений требований нормативных правовых актов Российской Федерации в области обращения с отходами по результатам мероприятий по контролю.
Таким образом, вывод судов о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, следует признать правомерным.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах полномочий Департамента, предусмотренных статьей 23.29 КоАП РФ.
Довод общества по пункту второму резолютивной части постановления от 20.09.2012 N АД-13-085/2012 признан судом апелляционной инстанции обоснованным. Вместе с тем данное обстоятельство не повлияло в целом на законность оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у кассационной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2013 по делу N А56-60155/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Завод комплексной переработки отходов" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.