16 июля 2013 г. |
Дело N А66-10476/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Ломакина С.А., Старченковой В.В.,
при участии от муниципального унитарного многоотраслевого жилищно-коммунального предприятия "Сахарово" Кудряшовой С.А. (доверенность от 01.07.2013 N 52), Гавриловой М.С. (доверенность от 01.01.2013 N 38),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного многоотраслевого жилищно-коммунального предприятия "Сахарово" на решение Арбитражного суда Тверской области от 18.03.2013 по делу N А66-10476/2012 (судьи Басова О.А., Пугачев А.А., Романова Е.В.),
установил:
Потребительский жилищный кооператив "Вагонник" (место нахождения: г. Тверь, ул. Восстания, д. 44, ОГРН: 1036900010245; далее - Кооператив) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействующими приложения N 3 к Приказу Региональной энергетической комиссии Тверской области (место нахождения: г. Тверь, Комсомольский пр., д. 4/4, ОГРН: 1026900585942; в настоящее время - Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области; далее - РЭК Тверской области) от 29.11.2010 N 672-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую муниципальным унитарным многоотраслевым жилищно-коммунальным предприятием "Сахарово" для населения, а также для исполнителей коммунальных услуг на нужды отопления и горячего водоснабжения жилищного фонда городского округа город Тверь, Бурашевского сельского поселения Калининского района, Медновского сельского поселения Калининского района" (далее - Приказ N 672-нп), пунктов 1 приложений N 1, 2, 3 к Приказу РЭК Тверской области от 22.12.2011 N 846-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую муниципальным унитарным многоотраслевым жилищно-коммунальным предприятием "Сахарово" для потребителей городского округа город Тверь" (далее - Приказ N 846-нп) в части установления тарифов для населения (с учетом уточнения заявленных требований).
К участию в деле привлечены муниципальное унитарное многоотраслевое жилищно-коммунальное предприятие "Сахарово" (место нахождения: г. Тверь, ул. Василевского, д. 14, ОГРН: 1026900533923; далее - Предприятие), прокурор Тверской области.
Решением от 18.03.2013 (с учетом определения об исправлении опечатки от 20.03.2013) приложение N 3 к Приказу N 672-нп, пункты 1 приложений N 1, 2, 3 к Приказу N 846-нп (в части установления тарифов для населения) признаны недействующими, как не соответствующие Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - ФЗ N 210), Федеральному закону от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 41), Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Основы N 109), Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение норм права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам, просит отменить решение от 18.03.2013. По мнению подателя жалобы, администрацией города Твери разработан порядок предоставления в 2011 году субсидий для потребителей из бюджета города Твери на компенсацию разницы между установленными тарифами. Субсидии выплачены всем товариществам собственников жилья и управляющим компаниям, кроме заявителя, который за получением субсидий не обращался, однако обратился в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного акта недействующим.
В отзыве на кассационную жалобу прокурор просит оставить решение от 18.03.2013 без изменения, полагая его правомерным.
В судебном заседании представители Предприятия подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Кооператив и прокурор о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Кооператив является некоммерческой организацией, созданной на основе добровольного членства граждан в целях удовлетворения потребностей его участников в жилье путем организации строительства и дальнейшей эксплуатации жилого дома в г. Твери по ул. Восстания, объектов общего пользования, а также содержания и благоустройства придомовой территории, обеспечения членов кооператива коммунальными и другими услугами, защиты их интересов (пункт 1 Устава, т. 1, л.д. 12-18).
В целях обеспечения жителей дома коммунальными ресурсами Кооператив (управляющая организация) заключил с Предприятием (ресурсоснабжающей организацией) договор поставки тепловой энергии от 01.12.2010 N 137-12/10, по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязалась поставлять управляющей организации ресурсы надлежащего качества до границы эксплуатационной ответственности, а управляющая организация - принимать и оплачивать поставленные ресурсы в соответствии с условиями договора. Согласно пункту 5.1 договора расчет за потребленные ресурсы производится управляющей организацией по тарифам соответствующей (-щих) группы (групп) потребителей, установленным уполномоченными органами исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Приказом N 672-нп указанные тарифы установлены согласно приложениям 1, 2, 3, действующие с 01.01.2011. В соответствии с приложением N 3 к данному приказу тарифы на горячую воду для иных потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии, утверждены в размере 889,02 руб./Гкал (без учёта НДС).
При этом в соответствии с примечанием (*) к иным потребителям относится население и исполнители коммунальных услуг на нужды отопления и горячего водоснабжения жилищного фонда.
В примечании (**) к приложению N 3, адресованном исполнителям коммунальных услуг и населению, указано также, что предельно максимальный индекс роста платы граждан за коммунальные услуги, в том числе за услуги по отоплению и горячему водоснабжению на 2011 год установлен приказом РЭК от 29.11.2010 N 505-нп (пункты 1, 15.4, 15.11).
Приказом N 846-нп установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую указанной организацией, для потребителей городского округа город Тверь, на период с 01.01.2012 по 31.12.2012 с календарной разбивкой согласно приложениям N 1, 2, 3. Пунктами 1 названных приложений установлены одноставочные тарифы для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии на период с 01.01.2012 по 30.06.2012 - 889,02 руб./Гкал (без учета НДС), население - 1049,04 руб./Гкал (с учетом НДС); с 01.07.2012 по 31.08.2012 - 926,44 руб./Гкал (без учета НДС), население - 1093,20 руб./Гкал (с учетом НДС); с 01.09.2012 по 31.12.2012 - 926,44 руб./Гкал (без учета НДС), население - 1093,20 руб./Гкал (с учетом НДС).
В примечании (**) к приложению N 1 указано, что рост платы граждан на услуги отопления и горячего водоснабжения для населения не должен превышать по отношению к тарифу 2011 года 0%. Аналогичные примечания имеются в приложениях N 2 и 3, согласно которым рост платы граждан не должен превышать соответственно: 6% по отношению к тарифу, действующему с 01.01.2012; 3,2 % по отношению к тарифу, действующему с 01.07.2012.
В период действия Приказов N 672-нп и 846-нп Предприятие выставляло Кооперативу счета на оплату теплоэнергии исходя из размеров тарифов, установленных данными приказами. Кооператив, полагая, что указанные тарифы установлены с превышением предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, выставлял гражданам квитанции на оплату услуг по тарифу, рассчитанному самостоятельно и уменьшенному на сумму такого превышения.
Возникновение у заявителя убытков в результате наличия разницы между тарифами, применяемыми Предприятием при расчетах с Кооперативом и Кооперативом при расчетах с населением, послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
В соответствии со статьей 192 АПК РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных названным кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приказы N 672-нп, 846-нп являются нормативными правовыми актами: содержат обязательные для применения правила и нормы; касаются неопределенного круга лиц (потребителей); рассчитаны на неоднократное применение и действуют независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения; опубликованы в установленном порядке (издание "Тверская жизнь", N 221 от 04.12.2010, N 236 от 27.12.2011)
Суд правомерно рассмотрел настоящий спор по правилам, установленным главой 23 АПК РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Пунктом 1 статьи 424 ГК РФ установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В период утверждения РЭК Тверской области спорных приложений к приказам N 672-нп, 846-нп действовали положения Закона N 41-ФЗ, согласно статье 1 которого тарифы на тепловую энергию - это система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность).
Из положений статьи 2 Закона N 41-ФЗ следует, что государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в названном Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию и их предельных уровней.
Предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, в рамках указанных предельных уровней.
Превышение указанных предельных уровней допускается в порядке, установленном статьей 6 Закона N 41-ФЗ.
В соответствии с абзацем четвертым статьи 6 Закона N 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на тепловую энергию за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию.
Вступивший с 01.01.2011 в полном объеме в силу Закон N 190-ФЗ установил, что тарифы в сфере теплоснабжения - это система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность) теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (статья 2); что федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливает предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям (пункт 4 части 2 статьи 4); что государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (часть 1 статьи 10); что решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) об утверждении им тарифов на тепловую энергию (мощность), установленных на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, подлежит предварительному согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, осуществляемому в порядке, установленном правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (часть 7 статьи 10).
Согласно пункту 53 Основ ценообразования N 109 предельные уровни регулируемых тарифов могут устанавливаться как в среднем по субъектам Российской Федерации, так и отдельно для энергоснабжающих организаций.
Приказом ФСТ от 07.10.2010 N 244-э/2 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2011 год" установлена предельная максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2011 год. По Тверской области указанный уровень составил 111,7%.
Приказом ФСТ от 06.10.2011 N 242-э/7 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2012 год" для Тверской области с 01.01.2012 по 30.06.2012 рост тарифов установлен в размере 100%, с 01.07.2012 по 31.08.2012 - 106%, с 01.09.2012 по 31.12.2012 - 103,2% (пункт 15 Приложения).
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что Предприятие не доказало, что спорный тариф утвержден в пределах максимальной величины роста тарифа на тепловую энергию, установленную ФСТ, правового обоснования расчета не привело. При этом суд исходил из того, что по расчетам заявителя, рост тарифа в 2011 году относительно 2010 года, составил 121,66%, что превышает предельную величину роста тарифов. В последующие периоды рост тарифа по расчету заявителя составил с 01.07.2012 по 31.08.2012 - 112,19% против установленных Приказом N 242-э/7 106%; с 01.09.2012 по 31.12.2012 - 105,84% против 103,2%.
В обоснование позиции РЭК о том, что рост тарифа в 2011 году по сравнению с 2010 годом, а также в 2012 году по сравнению с 2011 годом не превысил указанные величины приведен расчет, из которого следует, что он произведен путем деления общей необходимой валовой выручки регулируемых организаций по муниципальному образованию и по области в целом на общий объем полезного отпуска. По данному расчету получен средний тариф 2010 года, составивший 808,20 руб./Гкал. Аналогичным способом рассчитан средний тариф 2011 года, составивший 889,02 руб./Гкал. По расчету РЭК рост средневзвешенных тарифов в 2011 году по сравнению с 2010 годом составил 110 %, то есть не превысил предельную величину роста тарифов, установленную вышеуказанными приказами ФСТ.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и пунктом 15 Правил N 307 размер платы за отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 названного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных названным законом, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 ЖК РФ, должен соответствовать установленным предельным минимальным и (или) максимальным индексам. Предельные минимальные и (или) максимальные индексы - это устанавливаемые по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы минимально и (или) максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, действующие на конец текущего финансового года.
Предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг.
Приказом РЭК Тверской области от 29.11.2010 N 505-нп утверждены предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2011 год по городским округам, городским и сельским поселениям Тверской области. Для города Твери максимальный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2011 год составил 115%.
Кроме того, приказом РЭК Тверской области от 17.12.2010 N 991-нп утверждены предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за услуги холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, отопления, электроснабжения, газоснабжения на 2011 год для организаций - исполнителей коммунальных услуг. Из приложения к данному приказу следует, что предельный максимальный индекс изменения размера платы граждан за услуги отопления в городе Твери на 2011 год составил 113%.
Довод Предприятия о том, что законодательством предусмотрена возможность превышения тарифов на тепловую энергию предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги с учетом наличия механизма компенсации возникающей разницы для исполнителей коммунальных услуг судом не исследован.
Обстоятельства, связанные с тем, какие права и законные интересы Кооператива нарушены оспариваемым нормативным актом, судом не проверялись.
При таком положении (с учетом требований статьи 192 АПК РФ, регламентирующей для признания нормативного правового акта недействующим также и наличие нарушения прав и законных интересов заявителя) кассационная инстанция считает решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием его выводов фактическим обстоятельствам дела, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду надлежит учесть изложенное, проверить фактические обстоятельства дела и в соответствии с установленным рассмотреть его.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 18.03.2013 по делу N А66-10476/2012 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.