22 июля 2013 г. |
Дело N А13-7889/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Каменева А.Л., Кравченко Т.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Вологодской области Стриженко С.А. (доверенность от 31.05.2013),
рассмотрев 16.07.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.01.2013 (судья Панина И.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2013 (судьи Виноградов О.Н., Писарева О.Г., Чередина Н.В.) по делу N А13-7889/2012,
установил:
Бодунова Надежда Васильевна обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением об установлении факта ликвидации крестьянского хозяйства "Побережье" (далее - КХ "Побережье") с 01.04.2009.
Определениями суда первой инстанции от 24.10.2012 и от 12.12.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Бодунов Сергей Юрьевич и Антонов Виктор Алексеевич.
Решением от 30.01.2013 суд (с учетом принятых уточнений) признал установленным факт, имеющий юридическое значение, о ликвидации КХ "Побережье" с 15.04.2009.
Постановлением апелляционной инстанции от 15.04.2013 решение от 30.01.2013 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Вологодской области, место нахождения: 160029, Вологодская область, город Вологда, улица Горького, дом 158, ОГРН 1043500096034 (далее - Инспекция, регистрирующий орган), ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
По мнению подателя жалобы, суды пришли к ошибочному выводу о соблюдении Бодуновой Н.В. порядка прекращения деятельности КХ "Побережье" в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации), поскольку Инспекция 15.04.2009 не получила необходимых документов для регистрации спорного факта в связи с их направлением заявителем по ненадлежащему адресу регистрирующего органа.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Бодунова Н.В. извещена о времени и месте судебного заседания, однако в суд не явилась и представителя не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в ее отсутствие. Кроме того, информация о принятии жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании постановления администрации Грязовецкого района от 31.05.1995 N 321 Бодуновой Н.В. предоставлен земельный участок площадью 38,5 га, расположенный вблизи деревень Поповка и Лапино Лежской сельской администрации, для организации крестьянского хозяйства мясо-молочного направления (том дела 1, листы 30, 31).
Пунктом 2 названного постановления главой крестьянского хозяйства утверждена Бодунова Н.В., членами хозяйства Антонов В.А. и Бодунов С.Ю.
Бодунова Н.В. 09.06.1995 зарегистрирована в качестве главы КХ "Побережье", что подтверждается свидетельством серии к/х N 275.
На основании заявления Бодуновой Н.В. 05.11.2004 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о регистрации КХ "Побережье", глава которого Бодунова Н.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя до 01.01.2004 (том дела 1, лист 11).
Постановлениями администрации Грязовецкого муниципального района от 31.08.1999 N 871 и от 05.10.1999 N 995, договоры аренды земельных участков, заключенные администрацией района и главой КХ "Побережье" Бодуновой Н.В., расторгнуты.
Поскольку деятельность крестьянского хозяйства была фактически прекращена, Бодунова Н.В. 15.04.2009 направила в адрес Инспекции заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с приложением необходимых документов в связи с принятием ею решения о прекращении данной деятельности, что подтверждается описью вложения в ценное письмо (том дела 1, лист 6).
Означенное заявление и приложенные к нему документы в Инспекцию не поступили в связи со сменой ее адреса: 160029, г. Вологда, ул. Горького, дом 158.
Факт прекращения Бодуновой Н.В. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя зарегистрирован 04.04.2012 на основании повторно поданного 29.03.2012 заявления.
Поскольку до 04.04.2012 налоговым органом с Бодуновой Н.В. как с действующего индивидуального предпринимателя производились удержания в бюджет, Бодунова Н.В. обратилась с иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление Бодуновой Н.В., установив соблюдение заявителем формальных условий для прекращения деятельности первой в качестве индивидуального предпринимателя путем направления 15.04.2009 в регистрирующий орган необходимых документов.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В силу статьи 2 Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" частью федерального информационного ресурса являлись документы о зарегистрированных ранее индивидуальных предпринимателях, хранящиеся в органах, осуществлявших государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей до 01.01.2004. Эти сведения подлежали передаче в регистрирующий орган до 01.01.2005 в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630 государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
На основании статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ) крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.
Фермерское хозяйство прекращается: в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства; в случае, если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства; в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства; в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества; на основании решения суда. Споры, возникшие в связи с прекращением фермерского хозяйства, разрешаются в судебном порядке (статья 21 Закона N 74-ФЗ).
В настоящее время правовым регулированием деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств установлено, что данные субъекты предпринимательской деятельности не обладают статусом юридического лица (статья 23 Гражданского кодекса Российской Федерации и Закон N 74-ФЗ); при этом установлено, что его глава с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства является индивидуальным предпринимателем.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22.3 Закона о государственной регистрации государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов: подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; документа об уплате государственной пошлины. На основании названных документов регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации, являющееся основанием для внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (пункт 1 статьи 11 Закона N 129-ФЗ).
В силу пункта 7 статьи 22.3 Закона о государственной регистрации представление документов для государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 названного Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о государственной регистрации, в редакции действовавшей в спорный период, документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.
Согласно пункту 2 статьи 9 Закона о государственной регистрации датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу о соблюдении заявителем требований, установленных пунктом 1 статьи 9, пунктом 1 статьи 22.3 Закона о государственной регистрации, поскольку 15.04.2009 заявитель направил в регистрирующий орган документы, необходимые для прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Между тем судами не учтено следующее.
Частью 2 статьи 218 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установлен перечень дел, которые могут быть рассмотрены в порядке, предусмотренном главой 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если федеральным законом и иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов (часть 1 статьи 219 АПК РФ).
По смыслу норм главы 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает заявления об установлении юридических фактов при наличии в совокупности следующих условий: если согласно закону факт порождает юридические последствия, то есть влечет возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; если установление юридического факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду; если заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие юридический факт; если действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок установления юридического факта.
Суд первой инстанции, признавая установленным факт ликвидации КХ "Побережье" с 15.04.2009, имеющим юридическое значение, не установил наличия соблюдения совокупности приведенных выше условий. В обжалуемом решении только отражено, что для заявителя имеет юридическое значение дата фактического прекращения (ликвидации) КХ "Побережье".
В рассматриваемом случае действующим законодательством предусмотрен иной (внесудебный) порядок прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, который заявителем не соблюден.
Из пункта 2 статьи 9 Закона о государственной регистрации следует, что датой представления документов при почтовом отправлении является - дата получения документов регистрирующим органом.
С даты получения документов регистрирующим органом начинает течь 5-дневный срок для государственной регистрации спорного факта, установленный пунктом 1 статьи 8 Закона о государственной регистрации.
Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что документы, необходимые для регистрации спорного факта регистрирующим органом не получены в связи с их направлением заявителем по ненадлежащему адресу.
Таким образом, регистрирующий орган не располагал необходимыми документами и не мог осуществить порядок прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП).
Факт направления 15.04.2009 заявителем документов для прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не предусмотрен Законом о государственной регистрации в качестве основания для внесения в ЕГРИП записи о прекращения деятельности в качестве предпринимателя при отсутствии соответствующего заявления физического лица и представления необходимых документов в регистрирующий орган.
В связи с тем, что заявителем не соблюден установленный Законом о государственной регистрации порядок прекращения деятельности в качестве предпринимателя, у судов первой и апелляционной инстанций не имелось оснований для удовлетворения заявления.
Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.01.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2013 по делу N А13-7889/2012 отменить.
В удовлетворении заявления Бодуновой Надежде Васильевне отказать.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
А.Л. Каменев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.