24 июля 2013 г. |
Дело N А66-13677/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Ломакина С.А. и Серовой В.К.,
рассмотрев 24.07.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТверьЭнергоСервис" на решение Арбитражного суда Тверской области от 25.04.2013 по делу N А66-13677/2012 (судьи Рощина С.Е., Басова О.А., Романова Е.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ТверьЭнергоСервис", место нахождения: 170008, г. Тверь, ул. Ротмистрова, д. 27,1, ОГРН 1106952029293 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Главному управлению "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области, место нахождения: 170026, г. Тверь, Комсомольский пр., д. 4/4, ОГРН 1026900585942 (далее - РЭК), о признании недействующим приказа РЭК от 22.12.2011 N 905-нп "О тарифах на услуги систем водоснабжения и водоотведения, оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Кувшиновская городская коммунальная служба" для потребителей городского поселения город Кувшиново" (далее - Приказ N 905-нп) как не соответствующего положениям Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) и приказа Федеральной службы по тарифам от 18.10.2011 N 248-э/1 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации, на 2012 год" (далее - Приказ ФСТ N 248-э/1).
К участию в деле привлечено муниципальное унитарное предприятие "Кувшиновская городская коммунальная служба", место нахождения: 172111, Тверская обл., г. Кувшиново, ул. Бумажников, д. 17, ОГРН 1116915001840 (далее - Предприятие).
Решением суда от 25.04.2013 Приказ N 905-нп признан соответствующим Закону N 210-ФЗ и Приказу ФСТ N 248-э/1. В удовлетворении заявления Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, Предприятие хоть и является вновь созданным юридическим лицом, оно осуществляет ту же деятельность, что и его предшественник, оказывает услуги тем же потребителям и в том же объеме. В связи с этим Общество считает, что к Предприятию могут быть применены предельные индексы. Общество указывает, что установленный Предприятию тариф нарушает его права, заставляя нести дополнительное бремя расходов, что существенно отражается на финансовом состоянии.
В отзыве на кассационную жалобу РЭК просит оставить ее без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о месте и времени его рассмотрения, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является организацией, производящей и реализующей тепловую энергию потребителям города Кувшиново. В связи с этим в структуре расходов Общества имеются расходы на водоснабжение и водоотведение.
Предприятие является вновь созданной (30.11.2011) организацией и оказывает услуги по холодному водоснабжению и водоотведению населению и прочим потребителям на территории города Кувшиново Тверской области.
Приказом N 905-нп Предприятию утверждены тарифы на холодное водоснабжение и водоотведение на период с 01.01.2012 по 31.12.2012, в частности для бюджетных и прочих потребителей на услуги водоснабжения с 01.01.2012 - 20,84 руб./м3, водоотведения - 33,83 руб./м3; на услуги водоснабжения с 01.07.2012 - 27,17 руб./м3, водоотведения - 42,65 руб./м3; на услуги водоснабжения с 01.09.2012 - 31,45 руб./м3, водоотведения - 53,88 руб./м3.
Ранее услуги водоснабжения и водоотведения на территории города Кувшиново оказывало муниципальное унитарное предприятие "Городская коммунальная служба", которому приказами РЭК от 27.07.2011 N 388-нп и N 389-нп были установлены тарифы на водоснабжение - 14,57 руб./м3, водоотведение - 29,84 руб./м3.
Общество, ссылаясь на то, что при установлении ему тарифа на тепловую энергию не был учен рост тарифа на покупаемую им холодную воду, установленный для Предприятия, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд отказал в удовлетворении требований, не усмотрев в действиях РЭК нарушений действующего законодательства при установлении тарифов Предприятию. Суд также указал, что об убытках Общество вправе заявить в следующем периоде регулирования.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью первой статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приказом N 905-нп установлены тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения без указания конкретных потребителей, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.
Указанные обстоятельства позволили суду правомерно отнести оспариваемый Приказ к числу нормативных правовых актов и рассмотреть настоящий спор по правилам, установленным главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в спорный период были установлены Законом N 210-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Закона N 210-ФЗ регулированию подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 210-ФЗ общими принципами регулирования тарифов и надбавок в том числе являются: достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг) и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 210-ФЗ финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) данной организации по тарифам на товары и услуги, установленным для данной организации.
Приказом ФСТ N 248-э/1 установлены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в среднем по Тверской области на 2012 год: с 01.01.2012 по 30.06.2012 - 100%, с 01.07.2012 по 31.08.2012 - 106%, с 01.09.2012 по 31.12.2012 - 111,9%.
Предприятие 28.11.2011 представило в РЭК необходимые расчетные материалы, обосновывающие предложения по установлению тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, исходя из необходимой валовой выручки Предприятия.
При расчете тарифов эксперты приняли часть заявленных Предприятием затрат, в частности по статьям "Ремонт и техническое обслуживание", "Цеховые расходы", и снизили затраты на электроэнергию, оплату труда, общеэксплуатационные нужды.
По результатам анализа представленных Предприятием материалов экспертная комиссия РЭК предложила применить при расчете тарифов перекрестное субсидирование, переложив сумму превышения предельного уровня тарифа для населения на тариф, устанавливаемый для бюджетных и прочих потребителей, и установить тарифы в оспариваемом размере.
Вопреки доводам Общества, Закон N 210-ФЗ не содержит норм о возможности распространения на вновь созданную организацию коммунального комплекса тарифов, утвержденных для другой организации.
Поскольку в отношении Предприятия в предшествующем периоде (2011 год) не осуществлялось государственное регулирование тарифов, в силу пункта 7 части 2 статьи 5 Закона N 210-ФЗ и пункта 53 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", предельные индексы не применяются к тарифам на товары и услуги Предприятия.
При установлении спорных тарифов для Предприятия как вновь созданной организации РЭК исходила из экономически обоснованных затрат этого Предприятия на оказание услуг водоснабжения (водоотведения).
Доказательств экономической необоснованности расчетов тарифов и нарушения процедуры утверждения тарифов в материалы дела не представлено.
Ссылка заявителя на то, что оспариваемый Приказ влечет причинение ему убытков, правомерно отклонена судом. Общество не лишено возможности заявить об убытках при формировании ему тарифа на тепловую энергию на следующий период.
Поскольку судом первой инстанции при рассмотрении дела нормы материального права применены правильно и нормы процессуального права не нарушены, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 25.04.2013 по делу N А66-13677/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТверьЭнергоСервис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.