23 июля 2013 г. |
Дело N А05-12693/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Блиновой Л.В. и Самсоновой Л.А.,
при участии от Министерства сельского хозяйства Архангельской области Каталова В.А. (доверенность от 24.06.2013 N 205-01/06), от сельскохозяйственного производственного кооператива - коопхоза "Ерв" Кольчевской Л.Н. (доверенность от 14.09.2012),
рассмотрев 16.07.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.11.2012 (судья Бушева Н.М.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2013 (судьи Носач Е.В., Зайцева А.Я., Романова А.В.) по делу N А05-12693/2012,
установил:
сельскохозяйственный производственный кооператив - коопхоз "Ерв", место нахождения: 166715, Ненецкий автономный округ, поселок Красное, ОГРН 1028301648451 (далее - СПК - коопхоз "Ерв", Коопхоз), обратился в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к Министерству сельского хозяйства Архангельской области, место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18, ОГРН 1022900530278 (далее - Министерство), о взыскании 10 007 137 руб. 14 коп. по соглашению о государственной поддержке от 02.04.2012 N 01-31/275, в том числе 6 157 780 руб. государственной поддержки северного оленеводства, 1 517 106 руб. 61 коп. в возмещение убытков, связанных с производством и реализацией продукции животноводства, 2 249 692 руб. на поддержку племенного животноводства, 82 558 руб. 53 коп. транспортных расходов по вывозу животноводческой продукции.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 06.11.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.04.2013, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Министерство просит отменить принятые по настоящему делу судебные акты, ссылаясь на неправильное толкование закона. По мнению подателя жалобы, судами не учтено то, что "средства областного бюджета, направляемые на оказание господдержки сельскохозяйственного производства на территории Архангельской области в 2012 году, использованы". Кроме того Министерство полагает, что Коопхоз не отвечает условиям получения государственной поддержки.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал кассационную жалобу, ссылаясь на доводы, изложенные в ней.
Представитель Коопхоза возражал против удовлетворения жалобы как необоснованной.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, 26.03.2012 сторонами заключено соглашение о государственной поддержке N 01-31/275 (далее - Соглашение).
Предметом данного соглашения является предоставление государственной поддержки сельскохозяйственного производства на территории Ненецкого автономного округа по направлениям, предусмотренным статьей 8 Областного закона от 12.12.2007 N 467-23-ОЗ "Об осуществлении органами государственной власти Архангельской области на территории Ненецкого автономного округа отдельных государственных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 467-23-ОЗ).
В рамках Соглашения Министерство приняло на себя обязательства по финансированию Коопхоза по целевым статьям в пределах средств федерального и областного бюджетов, выделяемых на поддержку сельскохозяйственного производства на территории Ненецкого автономного округа в 2012 году.
В приложении 1 к Соглашению указаны заявляемые объемы государственной поддержки из средств областного бюджета на 2012 год. Согласно данному приложению СПК - коопхоз "Ерв" заявил о предоставлении субсидий на общую сумму 15 014 000 руб., в том числе субсидии на компенсацию затрат на производство и реализацию продукции животноводства и оленеводства составляют, субсидии на поддержку племенного животноводства, субсидии на поддержку северного оленеводства и субсидии на возмещение транспортных расходов.
Согласно пунктам 2.2.1 и 2.2.2 Соглашения СПК - коопхоз "Ерв" обеспечивает выполнение его условий в соответствии с приложением 2 и ежеквартально в срок до 25-го числа следующего за кварталом месяца предоставляет отчет о выполнении соглашения.
Срок действия Соглашения установлен с 1 января по 31 декабря 2012 года (пункт 4.5 соглашения).
Во исполнение условий заключенного Соглашения СПК - коопхоз "Ерв" предоставил справки-расчеты, согласно которым общая сумма субсидий на животноводческую продукцию, реализованную в 2012 году, подлежащих выплате из бюджета, составила 13 261 790 руб. 50 коп.
Из областного бюджета СПК - коопхозу "Ерв" предоставлены субсидии на производство и реализацию животноводческой продукции на сумму 3 254 653 руб. 36 коп.
Письмом от 10.08.2012 N 205-01/1547 Министерство отказало в дальнейшем перечислении средств государственной поддержки, обосновав это тем, что СПК - коопхоз "Ерв" на территории Ненецкого автономного округа не осуществляет животноводческой деятельности, связанной с разведением оленей.
В связи с тем, что Министерство перечислило денежные средства не в полном объеме, истец обратился в суд с настоящим исковым требованием.
Судами первой и апелляционной инстанций исковые требования признаны обоснованными по праву и размеру.
Кассационная инстанция не усматривает правовых оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрена возможность предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ указанные субсидии в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов.
В соответствии со статьей 8 Закона от 12.12.2007 N 467-23-ОЗ органы государственной власти Архангельской области осуществляют на территории Ненецкого автономного округа полномочия по поддержке сельскохозяйственного производства в порядке, предусмотренном Областным законом от 27.06.2007 N 367-19-ОЗ "О государственной поддержке сельского хозяйства в Архангельской области" (далее - Закон N 367-19-ОЗ), с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей.
Согласно статье 3 Закона N 367-19-ОЗ финансирование государственной поддержки сельского хозяйства в Архангельской области, осуществляемой во исполнение названного Закона, производится за счет средств областного бюджета в соответствии с областным законом об областном бюджете, которым предусматривается предоставление субсидий, а также определяется порядок их предоставления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Предоставление субсидий на осуществление государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства на территории Ненецкого автономного округа предусмотрено подпунктом "ж" пункта 1 статьи 9 Закона Архангельской области от 16.12.2011 N 407-27-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (далее - Закон N 407-27-ОЗ).
Согласно разделу 7 Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - Порядок), являющемуся приложением N 17 к названному Закону, субсидии на осуществление государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства на территории Ненецкого автономного округа (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами) (далее - субсидии) предоставляются организациям независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, организациям потребительской кооперации, крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство (далее - получатели субсидий), по следующим направлениям, в том числе: поддержка животноводства; поддержка племенного животноводства; поддержка северного оленеводства и табунного коневодства; возмещение части транспортных расходов по завозу в г. Нарьян-Мар и населенные пункты Архангельской области животноводческой продукции и рыбы (пункт 7.1 Порядка).
Согласно пункту 7.2 Порядка в редакции, действовавшей в спорный период, субсидии предоставляются при условии заключения соглашений между министерством агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области и получателями субсидий (далее - соглашения). При этом Правила предоставления субсидий устанавливаются Правительством Архангельской области.
Субсидии предоставляются министерством агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области (далее - министерство АПК и торговли) в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета, доведенными лимитами бюджетных обязательств и предельными объемами финансирования (пункт 7.3 Порядка).
Пунктами 7.4. и 7.5 Порядка предусмотрено, что субсидии перечисляются платежными документами с лицевого счета министерства АПК и торговли, открытого в Управлении Федерального казначейства по Архангельской области, на счета получателей субсидий. При этом получатели субсидий представляют в министерство АПК и торговли отчетность в сроки и по формам, которые определены соглашениями.
Законом Архангельской области от 04.06.2012 N 492-31-ОЗ в текст раздела 7 Порядка внесены изменения о замене министерства АПК и торговли министерством сельского хозяйства Архангельской области.
Согласно пункту 2.1.1 Соглашения Министерство осуществляет финансирование Коопхоза по целевым статьям в пределах средств областного и федерального бюджетов, выделенных на поддержку сельскохозяйственного производства.
Как установили суды и следует из материалов дела, Коопхоз представил Министерству документы для получения денежных средств государственной поддержки (субсидий) на возмещение расходов: на северное оленеводство - в размере 6 157 780 руб., на производство и реализацию продукции животноводства в размере 4 771 759 руб. 97 коп., на поддержку племенного животноводства в размере 2 249 692 руб., на компенсацию транспортных расходов по вывозу животноводческой продукции - в размере 82 558 руб. 53 коп., всего в размере 13 261 790 руб. 50 коп.
Министерство до августа 2012 года выполняло обязательства по предоставлению государственной поддержки в размере субсидий в соответствии с представленными Коопхозом документами и перечислило 3 254 653 руб. 36 коп. в возмещение расходов на производство и реализацию продукции животноводства (как указано в карточке).
Отказ в перечислении остальной суммы государственной поддержки (10 007 137 руб. 14 коп.) Министерство в письме от 10.08.2012 N 205-01/1547 мотивировало тем, что Коопхоз не осуществляет на территории Ненецкого автономного округа животноводческую деятельность, связанную с разведением оленей, не является сельскохозяйственным товаропроизводителем и не имеет права на получение государственной поддержки в сфере сельского хозяйства.
Между тем, согласно свидетельству о регистрации в государственном племенном регистре от 25.03.2008 N 000429 серии ПЖ 77 Коопхоз является племенным репродуктором по разведению северных оленей ненецкой породы.
Согласно пункту 1 Устава Коопхоз создан главами крестьянских (фермерских) хозяйств, ведущими традиционный образ жизни и осуществляющими традиционные виды деятельности малочисленных народов Крайнего Севера в Большеземельской тундре Ненецкого автономного округа, на основе добровольного членства для совместной деятельности, связанной с производством сельскохозяйственной продукции и основанной на обязательном трудовом участии членов кооператива и объединении их имущественных паевых взносов в размере и порядке, которые установлены Уставом кооператива, что соответствует статье 3 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации".
С целью юридического оформления отношений с главами крестьянских фермерских хозяйств как с членами Коопхоза заключены договоры доверительного управления имуществом, которые являются внутрихозяйственными договорами, с целью обеспечения уставной деятельности Коопхоза, ведения племенного дела, сохранности оленей, получения животноводческой продукции, обеспечения материально-техническими ресурсами, определения ответственности членов кооператива, размера вознаграждения за их труд.
Предметом указанных договоров является совершение главами крестьянских фермерских хозяйств действий при осуществлении животноводческой деятельности, связанной с разведением оленей в интересах Коопхоза.
Как установили суды, олени и иное имущество, передаваемые Коопхозом в доверительное управление, являются собственностью Коопхоза. Так, олени, все материально-технические ресурсы, техника, оборудование, предоставляемые оленеводам, произведенная сельскохозяйственная продукция, которая реализуется Коопхозом, учитываются в бухгалтерском учете Коопхоза и принадлежат Коопхозу.
Суды, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ доказательства по делу, в том числе устав Коопхоза, договоры о доверительном управлении имуществом с его членами - главами крестьянских фермерских хозяйств, сделали правомерный вывод об осуществлении подлежащей господдержке животноводческой деятельности именно заявителем, и об отсутствии у Министерства правовых оснований для отказа в ее получении.
Апелляционный суд счел не обоснованным довод Министерства об отсутствии лимитов на выплату субсидий Коопхозу из федерального и областного бюджетов.
Данный вывод подтверждается материалами дела, в том числе распоряжением Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области от 28.03.2012 N 492 "О выплате субсидий на содержание северных оленей в Ненецком автономном округе в 2012 году", "распределением субсидий на поддержку племенного животноводства из средств федерального бюджета в счет финансирования 2012 года" от 05.06.2012 N 205-02/1223, "распределением субсидий на поддержку северного оленеводства из средств федерального бюджета в счет финансирования 2012 года" от 15.05.2012 N 305-07/1093.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.11.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2013 по делу N А05-12693/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Архангельской области - без удовлетворения.
Определения Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа по настоящему делу от 30.05.2013 о приостановлении исполнения судебного акта и от 18.06.2013 о принятии обеспечительных мер отменить.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
Л.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.