25 июля 2013 г. |
Дело N А13-6029/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Кудина А.Г., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 22.07.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом города Череповца на решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.09.2013 (судья Киров С.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2012 (судьи Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю., Ралько О.Б.) по делу N А13-6029/2012,
установил:
товарищество собственников жилья "Советский 90" (место нахождения: 162622, г. Череповец, пр. Советский, д. 90-19, ОГРН 1103528006064; далее - Товарищество, ТСЖ "Советский 90") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Комитету по управлению имуществом города Череповца (далее - Комитет) о признании недействительным предписания от 26.03.2012 N 09-01-31-1/1197, а также о взыскании судебных издержек на оплату услуг представителя в сумме 5000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены предприниматель Терехов Виктор Валерьевич, общество с ограниченной ответственностью "Макс дизайн", предприниматель Андреева Анна Владимировна, общество с ограниченной ответственностью ЦКБ "Совкомбанк".
Решением суда от 17.09.2012 требования заявителя удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 18.02.2013 решение суда от 17.09.2012 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты.
Податель жалобы считает, что рекламные конструкции заявителем размещены с нарушением требований статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе, Закон N 38-ФЗ).
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, специалистами отдела рекламы Комитета установлено, что 19.03.2012 на здании по адресу: город Череповец, Советский проспект, дом 90, самовольно (без разрешения) установлены рекламные конструкции: баннер "Dark Side Tattoo удаление тату татуировка татуаж", баннер "Dark Side Tattoo studio", световой короб "Юлиана свадебный салон", световой короб "Верхняя одежда Твой стиль", световой короб "Магазин женской одежды Мисс XXXL", световой короб "Совкомбанк кредиты в пятиминутной доступности", рекламный щит "Пальто, пуховики, плащи, куртки", баннер "Копи-центр наружная реклама, заправка картриджей".
Комитетом по данному факту составлен акт от 19.03.2012 и выдано предписание от 26.03.2012 N 09-01-31-1/1197, которым Обществу предписано в срок до 02.04.2012 демонтировать указанные рекламные конструкции.
Не согласившись с указанным предписанием, Товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судебные инстанции удовлетворили требование заявителя.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены судебных актов по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 3 Закона N 38-ФЗ рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Под рекламными конструкциями, на которых размещается наружная реклама, понимаются щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары и иные технические средства стабильного размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта (часть 1 статьи 19 названного Закона).
В соответствии с частью 9 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 названной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Частью 10 статьи 19 Закона о рекламе установлено, что установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
В силу пункта 15 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.
Пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 Закона N 38-ФЗ установлено, что названный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательной в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Статьей 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" предусмотрено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" разъяснено, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая в силу закона обязательна к размещению или размещается в силу обычая делового оборота.
К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьями 9, 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре) является вывеской, а не рекламой, поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Как правомерно посчитали судебные инстанции, в рассматриваемом случае при проведении контрольного мероприятия и выдаче предписания, Комитетом не установлены характер информации, распространяемой с помощью спорных баннеров, световых коробов, рекламного щита, на что направлена эта информация, а также что является объектом рекламирования. Не имеется таких сведений в предписании от 26.03.2012 N 09-01-31-1/1197 и акте проверки от 19.03.2012.
Из материалов дела следует, что спорные конструкции размещены вблизи от входов в помещения, где осуществляется предпринимательская деятельность: производится реализация товаров, услуг. Целью их размещения является информирование потребителей товаров, работ, услуг о месте, где осуществляется указанная деятельность. Сведений рекламного характера спорные конструкции не содержат.
Суд кассационной инстанции считает, что фактические обстоятельства дела установлены судами в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в нем доказательств в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Комитета отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Вологодской области от 17.09.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2013 по делу N А13-6029/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом города Череповца - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.