31 июля 2013 г. |
Дело N А56-21443/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Захаровой М.В. и Сергеевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.08.2012 (судья Данилова Н.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2012 (судьи Горбик В.М., Полубехина Н.С., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-21443/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лес", место нахождения: 188839, Ленинградская обл., Выборгский р-н, пос. Ленинское, дом б/н, 2-й этаж административного здания, ОГРН 1064704034955 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, место нахождения: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1037843045734 (далее - Управление Росреестра), от 27.01.2012 N 01/011/2011-197 в государственной регистрации дополнительного соглашения от 15.07.2010 N 2 к договору от 07.05.2008 N 2-2008-05-3-Р аренды лесного участка и об обязании Управления Росреестра осуществить государственную регистрацию названного дополнительного соглашения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, место нахождения: 197342, Санкт-Петербург, Торжковская ул., д. 4, ОГРН 1077847192609 (далее - Комитет).
При рассмотрении дела в суде первой инстанции Общество отказалось от требования об обязании Управления Росреестра осуществить государственную регистрацию дополнительного соглашения от 15.07.2010 N 2. Данный отказ принят судом.
Решением от 16.08.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.12.2012, признан незаконным отказ Управления Росреестра в государственной регистрации дополнительного соглашения от 15.07.2010 N 2 к договору аренды лесного участка от 07.05.2008 N 2-2008-05-3-Р.
В кассационной жалобе Управление Росреестра, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 16.08.2012 и постановление от 10.12.2012 и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы указывает на следующее: суды пришли к неправильному выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 47:01:13-14-001:0640 является ранее учтенным, поскольку согласно материалам дела он поставлен на государственный кадастровый учет 26.03.2008, то есть после вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре); ввиду непредставления на государственную регистрацию заявления уполномоченного органа Российской Федерации о государственной регистрации права собственности на спорный участок, образованный в результате раздела находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:501, у Управления Росреестра отсутствовала возможность осуществить государственную регистрацию обременения спорного участка; Управление Росреестра не может исполнить принятые по делу судебные акты, поскольку Общество отказалось от требования об обязании регистрирующего органа осуществить регистрацию спорного соглашения.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании протокола от 06.12.2006 N 74 о результатах лесного конкурса на право заключения договора аренды участков лесного фонда федеральное государственное учреждение "Рощинский опытный лесхоз" (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 11.12.2006 N 42 аренды участка лесного фонда площадью 7,4 га, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, Рощинский опытный лесхоз, квартал N 46, выделы 22, 23, 25 Рябовского лесничества, для использования в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях сроком на 49 лет.
Участок передан Обществу по акту 11.12.2006.
Договор зарегистрирован в установленном порядке 28.12.2006.
С целью приведения указанного договора в соответствие с принятым в 2006 году Лесным кодексом Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) Комитет и Общество заключили 07.05.2008 договор N 2-2008-05-3-Р аренды лесного участка площадью 7,4 га, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Выборгский район, Рощинский опытный лесхоз, Рябовское лесничество, квартал 46 (выделы 22,23(ч), 25(ч)), на срок до 27.12.2055. Договор зарегистрирован 05.07.2008.
В связи с постановкой лесного участка на кадастровый учет Комитет и Общество подписали 15.07.2010 дополнительное соглашение N 2 к договору аренды от 07.05.2008. В данном соглашении стороны определили предмет договор аренды следующим образом: лесной участок площадью 7,4008 га (74 0008 кв.м) с кадастровым номером 47:01:13-14-001:0640, расположенный по тому же адресу, номер учетной записи 1-2008-03.
Общество 29.11.2011 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации названного дополнительного соглашения.
Управление Росреестра сообщением от 27.01.2012 N 01/011/2011-197 отказало Обществу в государственной регистрации дополнительного соглашения от 15.07.2010 N 2 к договору аренды на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), сославшись на следующее: лесной участок с кадастровым номером 47:01:13-14-001:0640 образован в результате раздела лесного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:501, в отношении которого в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) зарегистрировано право собственности Российской Федерации; в связи с этим в соответствии с пунктом 4 статьи 22.2 Закона N 122-ФЗ необходимо заявление уполномоченного органа о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на образованный в результате раздела лесной участок; поскольку право собственности Российской Федерации на лесной участок с кадастровым номером 47:01:13-14-001:0640 не зарегистрировано, нельзя осуществить государственную регистрацию обременения данного участка.
Общество, считая, что Управление Росреестра незаконно отказало в регистрации дополнительного соглашения от 15.07.2010 N 2 к договору аренды, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 5 статьи 2, пункту 3 статьи 20 Закона N 122-ФЗ заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. Кроме того, право заинтересованного лица обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц предусмотрено главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона N 122-ФЗ, согласно абзацу 10 пункта 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом.
Государственная регистрация прав производится по основаниям, перечисленным в статье 17 Закона N 122-ФЗ. К таким основаниям, в частности, относятся договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Как установлено судами и видно из материалов дела, распоряжением Комитета от 06.12.2007 N 353 утвержден проект границ лесного участка площадью 7,4008 га, арендуемого Обществом по договору от 11.12.2006 N 42; Обществу предложено привести договор аренды в соответствие с действующим законодательством, организовать проведение работ по межеванию и государственному кадастровому учету лесного участка. В ходе проведения землеустроительных работ границы земельного участка согласованы со смежными землепользователями, установлены и отведены в натуре; осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, составлен кадастровый паспорт от 26.03.2008 N 01/08-1317.
В дополнительном соглашении от 15.07.2010 N 2 указаны характеристики в соответствии с кадастровым паспортом от 26.03.2008 того же лесного участка, который является предметом зарегистрированного в установленном порядке договора аренды от 07.05.2008 N 2-2008-05-3-Р и идентифицирован номером учетной записи в государственном лесном реестре; на государственную регистрацию данного договора представлялся план лесного участка, заверенный Комитетом.
Проанализировав положения статей 4.2, 4.3, 4.4 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", суды, исходя из установленных ими обстоятельств, правомерно посчитали, что у регистрирующего органа не имелось оснований для отказа в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка, являющегося ранее учтенным объектом недвижимости. Из материалов дела не следует, что на момент государственной регистрации договора аренды от 07.05.2008 в ЕГРП имелись сведения о государственной регистрации прав в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:501, из которого, по утверждению регистрирующего органа, образован лесной участок с кадастровым номером 47:01:13-14-001:0640; ни из кадастрового паспорта от 26.03.2008, ни из выписки из государственного лесного реестра от 25.04.2011 N 4 не усматривается, что лесной участок с кадастровым номером 47:01:13-14-001:0640 (номер государственного учета в лесном реестре 1-2008-03) образован из другого лесного участка.
С учетом приведенных обстоятельств суды пришли к правильному выводу о том, что поскольку Общество представило на государственную регистрацию все необходимые документы, то у Управления Росреестра не имелось оснований для отказа в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды.
Кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, поэтому жалоба Управления Росреестра не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.08.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2012 про делу N А56-21443/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.