1 августа 2013 г. |
Дело N А21-3480/2009 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Марьянковой Н.В., судей Боголюбовой Е.В., Малышевой Н.Н.,
рассмотрев 31.07.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РОСЭМ" на определение Арбитражного суда Калининградской области от 14.01.2013 (судья Мельник И.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2013 (судьи Горшелев В.В., Жукова Т.В., Попова Н.М.) по делу N А21-3480/2009,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "РОСЭМ", место нахождения: Калининградская обл., г. Гурьевск, Садовая ул., д. 23, лит. А, ОГРН 1053915514465 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к муниципальному унитарному предприятию "Управление инвестициями в строительстве" (далее - Предприятие) о взыскании 44 891 руб. неосновательного обогащения.
Определением от 27.04.2009 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Маршальская администрация муниципального образования "Гурьевский городской округ", место нахождения: Калининградская обл., Гурьевский р-н, пос. Маршальское, Центральная ул., д. 5а, ОГРН 1023902299079 (далее - Маршальская администрация).
Определением от 29.06.2009 Маршальская администрация привлечена в качестве соответчика.
Решением от 11.11.2009 с Маршальской администрации в пользу Общества взыскано 44 891 руб. неосновательного обогащения.
Названное решение в апелляционном порядке не обжаловалось, вступило в законную силу 11.12.2009.
Обществу 23.12.2009 выдан исполнительный лист серии АС N 000928415.
Общество 18.10.2012 обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о замене Маршальской администрации в связи с ее ликвидацией на основании решения от 28.05.2009 N 241 на правопреемника - Администрацию муниципального образования "Храбровское сельское поселение" Гурьевского муниципального района, а также признать утратившим силу исполнительный лист от 23.12.2009 серии АС N 000928415 и выдать новый исполнительный лист о взыскании спорной задолженности с правопреемника.
Определением от 30.11.2012 в качестве заинтересованного лица привлечена Калининградская область в лице Правительства Калининградской области и Калининградской областной Думы.
Определением от 14.01.2013 в удовлетворении заявления Общества о замене стороны арбитражного процесса отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2013 определение от 14.01.2013 оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение - об удовлетворении заявления.
Податель жалобы указывает, что суды первой и апелляционной инстанций установили включение территории, на которой ранее функционировала Маршальская администрация, в состав территории, на которой осуществляет полномочия Администрация Храбровского сельского поселения, что является достаточным и единственным условием правопреемства на основании федерального закона.
По мнению Общества, перечисленные судами первой и апелляционной инстанций обстоятельства, исключающие правопреемство, противоречат федеральному законодательству.
Общество ссылается на то, что существовавшие муниципальные образования - Храбровское и Маршальское - были объединены, в связи с чем обязательства Маршальского муниципального образования перешли в полном объеме независимо от отсутствия консолидированного передаточного акта.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части третьей статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Калининградской области от 11.11.2009 с Маршальской администрации в пользу Общества взыскано 44 891 руб. задолженности за выполненные работы по капитальному ремонту здания Дома культуры, расположенному по адресу: пос. Маршальское, ул. Центральная, д. 16-а.
Постановлением администрации Гурьевского муниципального района от 10.06.2009 N 2348 ликвидированы, в том числе Маршальская администрация и Храбровская администрация муниципального образования "Гурьевский городской округ", создана ликвидационная комиссия.
Данное постановление принято во исполнение Закона Калининградской области от 30.06.2008 N 254 "Об организации местного самоуправления на территории муниципального образования "Гурьевский городской округ", в соответствии с которым муниципальное образование "Гурьевский городской округ" наделен статусом муниципального района, на территории Гурьевского муниципального района образованы муниципальные образования, в том числе и Храбровское сельское поселение.
Согласно статье 2.1 вышеназванного закона Калининградской области определены перечни населенных пунктов, входящих в состав территорий поселений Гурьевского муниципального района, в том числе в состав муниципального образования "Храбровское сельское поселение" вошел и поселок Маршальское, ранее входивший в состав Маршальской администрации, установлено описание границ муниципальных образований.
28.01.2009 выдано свидетельство N 001302647 о государственной регистрации администрации Храбровского сельского поселения.
Суды первой и апелляционной инстанций, принимая судебные акты об отказе в удовлетворении заявления, исходили из того, что из содержания постановления от 10.06.2009 N 2348, а также свидетельства N 001302647, устава Администрации Храбровского сельского поселения не усматриваются факты правопреемства указанного истцом лица в отношении обязательств Маршальской администрации.
При этом суды указали, что муниципальные образования, независимо от их территориальной основы, предназначены для осуществления муниципальной власти как власти местного сообщества и не находятся между собой в отношениях соподчинения.
Между тем суды первой и апелляционной инстанций не учли следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 5 статьи 84 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований приступают к осуществлению своих полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с законом с 01.01.2006.
Согласно части 10 статьи 85 названного Закона органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления, осуществлявших на территории указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями частью 5 статьи 84 настоящего Федерального закона, то есть с 01.01.2006.
Частью 10 статьи 85 Закона N 131-ФЗ также установлено, что имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства, определяются передаточным (разделительным) актом, который утверждается законом субъекта Российской Федерации. Порядок и сроки составления передаточного (разделительного) акта устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Правительство Российской Федерации постановлением от 31.12.2004 N 903 утвердило Правила составления передаточного (разделительного) акта по имущественным обязательствам органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 Правил разграничение обязательств осуществляется между органами местного самоуправления муниципальных образований, осуществляющих полномочия по решению вопросов местного значения в периоды, установленные частями 3, 4 и 5 статьи 84 Закона N 131-ФЗ, и органами местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований в части решения вопросов местного значения, входящих в компетенцию муниципальных образований в соответствии со статьями 14 -16 Закона N 131-ФЗ.
Согласно пункту 3 Правил разграничение обязательств оформляется органами местного самоуправления, выступающими от имени муниципальных образований, путем составления передаточного (разделительного) акта по разделяемым (передаваемым, принимаемым) обязательствам, определяющего имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающих в силу правопреемства.
В силу пункта 4 Правил основаниями для разграничения обязательств являются вступление в силу закона субъекта Российской Федерации об определении границы вновь образуемого муниципального образования в связи с изменением границы, преобразованием ранее образованного на этой территории муниципального образования в соответствии со статьями 12 и 13 Закона N 131-ФЗ, а также наличие муниципального долга и (или) кредиторской задолженности муниципальных бюджетных учреждений.
В данном случае о наличии правопреемства свидетельствуют следующие нормативные акты.
Закон Калининградской области от 30.06.2008 N 254, в соответствии с которым муниципальное образование "Гурьевский городской округ" наделен статусом муниципального района, в состав которого вошло муниципальное образование "Храбровское сельское поселение", на территории которого находится поселок Маршальское.
Устав Храбровского сельского поселения Гурьевского муниципального района Калининградской области, утвержденный в 2009 году.
Решением сорок четвертой сессии районного Совета депутатов третьего созыва Гурьевского районного Совета депутатов от 28.05.2008 N 341 ликвидированы в том числе Маршальский административный район и Маршальская администрация муниципального образования "Гурьевский городской округ". С момента ликвидации 10.07.2009 на основании постановления администрации Гурьевского муниципального района от 10.07.2009 N 9348 Маршальской администрации и вхождением территории, находящейся в ее ведении, в состав Храбровского сельского поселения Маршальская администрация прекратила свое существование, поскольку существование одного органа местного самоуправления исключает возможность существование другого органа местного самоуправления на одной и той же территории.
В силу положений Закона N 131-ФЗ вновь образованное сельское поселение является правопреемником органов местного самоуправления, осуществлявших на его территории полномочия по решению вопросов местного значения, в силу прямого указания закона, а отсутствие передаточного акта не может служить основанием для прекращения обязательства. Аналогичная позиция изложена в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.01.2013 N ВАС-18461/12.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а заявление Общества - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда Калининградской области от 14.01.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2013 по делу N А21-3480/2009 отменить.
Произвести процессуальное правопреемство, заменив Маршальскую администрацию муниципального образования "Гурьевский городской округ" на администрацию Храбровского сельского поселения Гурьевского муниципального района.
Выдать новый исполнительный лист о взыскании с администрации Храбровского сельского поселения Гурьевского муниципального района за счет казны Храбровского сельского поселения в пользу общества с ограниченной ответственностью "РОСЭМ" 44 891 руб. задолженности.
Председательствующий |
Н.В. Марьянкова |
Судьи |
Е.В. Боголюбова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.