г. Санкт-Петербург |
|
16 мая 2013 г. |
Дело N А21-3480/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горшелева В.В.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: Пампу Н.Б.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
от 3-их лиц: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3442/2013) Общества с ограниченной ответственностью "РОСЭМ" на определение Арбитражного суда Калининградской области от 14.01.2013 по делу N А21-3480/2009 (судья Мельник И.А.), принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "РОСЭМ" о процессуальном правопреемстве
по иску Общества с ограниченной ответственностью "РОСЭМ"
к Маршальской администрации муниципального образования (МО) "Гурьевский городской округ"
третьи лица:
Муниципальное унитарное предприятие "Управление инвестициями в строительстве",
Калининградская областная Дума,
Правительство Калининградской области
о взыскании 44 891 руб.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "РОСЭМ" обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением к Муниципальному унитарному предприятию "Управление инвестициями в строительстве" с привлечением в качестве третьего лица Маршальской администрации муниципального образования "Гурьевский городской округ" о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 44 891 руб.
В ходе рассмотрения дела истцом было заявлено ходатайство об исключении Маршальской администрации муниципального образования "Гурьевский городской округ" из числа третьих лиц и привлечении Маршальской администрации муниципального образования "Гурьевский городской округ" к участию в деле в качестве ответчика, о чем вынесено судом определение от 29.06.2009.
Решением Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-3480/2009 от 11.11.2009 заявленные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Указанное решение в апелляционном порядке не обжаловалось, вступило в законную силу 11.12.2009, 23.12.2009 выдан исполнительный лист АС N 000928415.
18.10.2012 в Арбитражный суд Калининградской области от истца Общества с ограниченной ответственностью "РОСЭМ" поступило заявление о замене стороны арбитражного процесса (процессуальном правопреемстве) в связи с ликвидацией Маршальской администрации муниципального образования "Гурьевский городской округ" на основании решения N 241 от 28.05.2009, принятого Гурьевским советом депутатов, на правопреемника Администрацию муниципального "Храбровское сельское поселение" Гурьевского муниципального района.
Определением Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-3480/2009 от 14.01.2013 в удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью "РОСЭМ" о замене стороны арбитражного процесса отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "РОСЭМ" с принятым определением не согласилось, обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе Общество с ограниченной ответственностью "РОСЭМ" ссылается незаконность и необоснованность судебного акта, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Общество с ограниченной ответственностью "РОСЭМ" указывает, что в отношении должника по исполнительному листу Маршальской администрации муниципального образования "Гурьевский городской округ" приняты отдельные локальные постановления о его ликвидации на основании действующего законодательства, без правопреемства, из реестра юридических лиц должник не исключен, расчетный счет в отделении федерального казначейства не закрыт.
Территория, на которой ранее функционировал ликвидированный должник, вошла составной частью в состав территории, на которой осуществляет деятельность вновь созданный орган местного самоуправления - Администрация муниципального образования "Храбровское сельское поселение" Гурьевского муниципального района.
Законность и обоснованность обжалуемого определения проверены в апелляционном порядке.
Решением Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-3480/2009 от 11.11.2009 заявленные исковые требования удовлетворены в полном объеме. Решение в апелляционном порядке не обжаловалось, вступило в законную силу 11.12.2009, 23.12.2009 выдан исполнительный лист АС N 000928415. Доказательства исполнения указанного решения в материалы дела не представлены.
Как усматривается из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "РОСЭМ" обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о замене стороны арбитражного процесса (процессуальном правопреемстве) в связи с ликвидацией Маршальской администрации муниципального образования "Гурьевский городской округ" и создания вместо ликвидированного должника Администрации муниципального образования "Храбровское сельское поселение Гурьевского муниципального района" на стадии исполнительного производства. О чем свидетельствуют постановление Администрации Гурьевского муниципального района N 2348 от 10.06.2009 "О ликвидации территориальный администраций", а также устав Храбровского сельского поселения Гурьевского муниципального района Калининградской области.
Из содержания постановления от 10.06.2009 N 2348, а также представленного свидетельства о регистрации Администрации Храбровского сельского поселения от 28.01.2009, устава Администрации Храбровского сельского поселения Гурьевского муниципального района Калининградской области не усматриваются факты правопреемства указанного истцом лица в отношении обязательств должника Маршальской администрации муниципального образования Гурьевский городской округ. В содержании представленного постановления N 2348 от 10.06.2009 указано, что администрацией Гурьевского муниципального района принято решение о ликвидации территориальных образований, в том числе Маршальской администрации муниципального образования Гурьевский городской округ, Управлению финансов и бюджета предложено внести изменения в решение "О бюджете Гурьевского муниципального района на 2009 год".
Согласно имеющейся выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 20.09.2010, сведений суда на день рассмотрения настоящего заявления, следует, что Маршальская администрация муниципального образования Гурьевский городской округ на указанную дату не исключена из реестра юридических лиц, доказательств ликвидации ответчика по данному делу в установленном законодательством порядке - в том числе с названным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 903 (в редакции 02.08.2005) суду не предоставлено, в материалах дела отсутствуют сведения о передаточном (либо ликвидационном) балансе.
В соответствии с законом Калининградской области "Об организации местного самоуправления на территории муниципального образования "Гурьевский городской округ" (в редакции законов от 25.06.2008, 01.07.2009 и 12.04.2010) муниципальной образование "Гурьевский городской округ" наделен статусом муниципального района, на территории Гурьевского муниципального района образованы муниципальные образования, в том числе и Храбровское сельское поселение. В соответствии со ст. 2.1 вышеназванного закона Калининградской области определены перечни населенных пунктов, входящих в состав территорий поселений Гурьевского муниципального района, в том числе в состав муниципального образования "Храбровское сельское поселение" вошел и поселок Маршальское, установлено описание границ муниципальных образований.
Общие правовые и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также гарантии его осуществления, включая порядок формирования представительных органов муниципальных образований, закреплены в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Как следует из Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на первичном (базовом) уровне местное самоуправление осуществляется в поселениях, создаваемых с учетом естественного расселения людей и потому являющихся наиболее близкими населению публично-территориальными единицами, главная задача которых - удовлетворение его основных жизненных потребностей, т.е непосредственное решение вопросов местного значения.
Муниципальный район, согласно названному Федеральному закону, представляет собой совокупность поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (абзац пятый части 1 статьи 2); границы муниципальных районов устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 15 части 1 статьи 11).
Таким образом, все муниципальные образования, независимо от их территориальной основы, предназначены для осуществления муниципальной власти как власти местного сообщества и не находятся между собой в отношениях соподчинения.
Вместе с тем, муниципальный район по своей правовой природе - это муниципальное образование, которое объединяет другие муниципальные образования (поселения), и одновременно - это публично-территориальная единица, представительные органы которой признаны не только решать вопросы местного значения, но и исполнять в соответствующих пространственных пределах отдельные государственные полномочия, возложенные на них Российской Федерации и (или) субъектом Российской Федерации, что предполагает возможность выбора в рамках основанного на требования Конституции Российской Федерации федерального законодательства оптимальных для конкретного муниципального района форм осуществления муниципальной власти и порядка формирования его представительных органов.
Поскольку доводы истца о неисполнении до настоящего времени решения суда не являются предметом рассмотрения настоящего требования, порядок исполнения решения суда установлен ст.ст. 158, 290 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции сделал вывод об отсутствии нарушений норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 71, 176, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Определение Арбитражного суда Калининградской области от 14.01.2013 по делу N А21-3480/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Горшелев |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-3480/2009
Истец: ООО "РОСЭМ"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Храбровское сельское поселение" Гурьевского муниципального района, Маршальская администрация муниципального образования (МО) "Гурьевский городской округ", МУП "Упрвление инвестициями в строительстве"
Третье лицо: Калининградская областная Дума, Маршальская Администрация МО "Гурьевский ГО", МУП "Управление инвестициями в строительстве", Правительство Калининградской области, Администрация Храбровского сельского поселения, Калининградская Обл. Дума