06 августа 2013 г. |
Дело N А56-60509/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Кудина А.Г., Самсоновой Л.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Морской яхтклуб" Самаевой Т.И. (доверенность от 25.10.2012 б/н), от Федерального казенного учреждения "Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Санкт-Петербургу" Богоносова Н.Г. (доверенность от 03.07.2012 до 31.12.2013 б/н),
рассмотрев 05.08.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Санкт-Петербургу" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области суда от 22.01.2013 (судья Галкина Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 (судьи Зотеева Л.В., Лопато И.Б., Семенова А.Б.) по делу N А56-60509/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Морской яхтклуб" (место нахождения: 197110, Санкт-Петербург, наб. Мартынова, д. 92, лит. "А", ОГРН 1037828028787; далее - Общество, ООО "Морской яхтклуб") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Федерального казенного учреждения "Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Санкт-Петербургу" (место нахождения: Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, д. 50, ОГРН 1057810265149; далее - ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по городу Санкт-Петербургу") от 23.08.2012 N 6-6/2-20, а также о признании незаконным отказа учреждения в техническом освидетельствовании базы (сооружения) для стоянки маломерных судов ООО "Морской яхтклуб" согласно акту от 23.08.2012 N 6-6/2-20 (с учетом уточнения предмета спора в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ),.
Решением суда от 22.01.2013 заявление Общества удовлетворено.
Постановлением апелляционного суда от 01.04.2013 решение суда от 22.01.2013 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по городу Санкт-Петербургу", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты.
Податель жалобы полагает, что из технических паспортов на субарендованные понтоны усматривается, что они являются маломерными судами (код ОКП - 74****), соответствуют технической документации по проекту, изготовлены в полном соответствии с технологическим регламентом и ТУ 7440-001-76286683-2005; в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (ОКП), введенным с 01.07.1994 постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301, кодовый раздел 74**** соответствует судам различного типа и назначения. При этом конструкции причальных устройств гидротехнических сооружений отнесены к другому разделу ОКП - 526465. В сертификате соответствия Госстандарта России N РОСС RU.МП13.В00700 на спорные понтоны также указано, что продукция соответствует требованиям нормативных документов - ГОСТ 19105-79 и ГОСТ 19356-79. Указанные государственные стандарты устанавливают требования для судов пассажировместимостью не более 12 человек, то есть относятся к маломерным судам.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по городу Санкт-Петербургу" поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, 23.08.2012 должностными лицами ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Санкт-Петербургу" на основании обращений Общества от 11.05.2012, 19.07.2012 (том 1, л.д. 97-99) было проведено ежегодное техническое освидетельствование базы (сооружения) для стоянок маломерных судов, эксплуатируемой ООО "Морской яхтклуб", в ходе которого выявлено нахождение на территории базы (сооружения) незарегистрированных в установленном порядке маломерных судов.
По результатам проверки актом от 23.08.3012 N 6-6/2-20 ООО "Морской яхтклуб" было отказано в ежегодном техническом освидетельствовании по причине нахождения на стоянке незарегистрированных маломерных судов и выдано предписание от 23.08.2012 N 6-6/2-20, обязывающее Общество зарегистрировать маломерные суда (понтоны).
Посчитав отказ в освидетельствовании и выданное предписание незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По мнению Общества, находящиеся на территории базы понтоны не являются маломерными судами и не подлежат государственной регистрации как маломерные суда.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции пришли к выводу о том, что понтоны не являются маломерными судами и не подлежат государственной регистрации в качестве таковых.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены судебных актов по следующим основаниям.
Отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, регулируются Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ, Кодекс).
В статье 3 КВВТ раскрыты основные понятия, используемые в Кодексе, в том числе:
судоходство - деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки судов и иных плавучих объектов, проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, проведения мероприятий по контролю, научных исследований, учебных, спортивных, культурных и иных целей (в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ);
судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода;
причал - гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов;
маломерное судно - судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации установлены также порядок и условия государственной регистрации судна и прав на него.
Согласно части 1 статьи 16 КВВТ судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных в настоящем пункте реестров судов Российской Федерации: Государственном судовом реестре; реестре маломерных судов; реестре арендованных иностранных судов; Российском международном реестре судов; реестре строящихся судов.
В соответствии с частью 3 этой же статьи Кодекса под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.
Государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 17 КВВТ).
Маломерные суда, подлежащие государственной регистрации и используемые в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 35 КВВТ).
Постановлением Правительства Российской Федерации 23.12.2004 N 835 утверждено Положение о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Положение).
В силу подпункта 4 пункта 5 данного Положения Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет в установленном порядке классификацию, государственную регистрацию, учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда.
В соответствии с пунктом 2 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29.06.2005 N 500 (далее - Правила N 500), государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных парусных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах; прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажиров вместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных парусных судов), используемые в целях мореплавания.
Как видно из материалов дела, плавучие объекты, в отношении которых ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по городу Санкт-Петербургу" выдано Обществу предписание зарегистрировать как маломерные суда (понтоны), представляют из себя цельный бетонный параллелепипед, заполненный внутри пенополистиролом, приспособленный только для использования под устройство причалов и предназначенный для стоянки и швартовки судов, не имеют документов, подтверждающих право собственности или владения, не имеют технических паспортов, не прошли первичное техническое освидетельствование, не имеют двигателя, парусов, рулевого и навигационного оборудования, ходовых и сигнальных огней, каких-либо иных приспособлений, а также иных признаков, позволяющих отнести данные понтоны к маломерным судам, используемым для перевозки людей и грузов.
Как пояснил представитель Общества, понтоны используются яхтклубом в качестве причалов для стоянки судов, не используются и не могут быть использованы в целях судоходства, и кроме того, они не отвечают критериям маломерного судна, данным в статье 3 КВВТ, так как не обладают необходимыми для таких судов характеристиками как пассажировместимость и грузовместимость.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 623 утвержден Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, в соответствии с подпунктом "в" пункта 5 которого к объектам регулирования относятся объекты инфраструктуры внутреннего водного транспорта, включающие причалы и портовые причальные сооружения.
Согласно пункту 9 Технического регламента "причальное сооружение" - гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов.
Требования к объектам инфраструктуры внутреннего водного транспорта, в том числе, к причальным сооружениям установлены в разделе VI Технического регламента. Согласно пункту 494 Технического регламента причальные сооружения также как и маломерные и иные суда являются объектами технического контроля и могут быть подвергнуты освидетельствованию уполномоченным на осуществление контрольных функций органом на соответствие техническим и противопожарным требованиям.
Согласно Техническому паспорту (том 2, л.д. 95-98) понтон железобетонный предназначен для формирования плавучего причала, обеспечивающего швартовку и стоянку маломерных судов, заправку их пресной водой, посадки и высадки пассажиров. В Техническом паспорте указано на запрет использовать понтон в качестве средства для транспортировки людей и грузов.
Сертификат соответствия Госстандарта России N РОСС RU.МП13.В00700 (том 2, л.д. 110) выдан также на продукцию, поименованную как понтон железобетонный, указание в сертификате на код ОКП 74 4000 не является доказательством, подтверждающим, что понтон железобетонный может быть отнесен к маломерным судам. К данному коду относились суда спортивные, туристические и прогулочные, катера, лодки и прочие плавсредства.
Таким образом, правильным является вывод судов о том, что ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по городу Санкт-Петербургу" не доказано использование Обществом понтонов в целях судоходства, не представлено доказательств, однозначно свидетельствующих о необходимости отнесения понтонов к маломерным судам и необходимости их регистрации, как маломерные суда.
Кроме того, как правомерно указали суды, согласно распоряжению Министра МЧС РФ Пучкова В.А. от 29.06.2012 N 43-3342-1 с 01.07.2012 приостановлена контрольно-надзорная деятельность МЧС России в части, касающейся технического освидетельствования маломерных судов, до принятия соответствующих нормативных правовых актов.
Суд кассационной инстанции считает, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены доводы сторони все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, поэтому не имеется правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области суда от 22.01.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 по делу N А56-60509/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Санкт-Петербургу" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.