06 августа 2013 г. |
Дело N А66-22/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Никитушкиной Л.Л., Серовой В.К.,
при участии от закрытого акционерного общества "Пансионат с лечением "Верхневолжский" Бускиной Н.М. (доверенность от 25.12.2012),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Пансионат с лечением "Верхневолжский" на решение Арбитражного суда Тверской области от 13.05.2013 (судьи Голубева Л.Ю., Басова О.А., Бачкина Е.А.) по делу N А66-22/2013,
установил:
Закрытое акционерное общество "Пансионат с лечением "Верхневолжский", (место нахождения: Тверская обл., Конаковский р-н, п/о Радченко-1, ОГРН: 1026901729304; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействующим приказа Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области (место нахождения: г. Тверь, Комсомольский пр., д. 4/4, ОГРН: 1026900585942; далее - РЭК) от 29.11.2010 N 737-нп "О тарифе на услуги систем водоотведения, оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Коммунальное хозяйство Радченко" для потребителей городского поселения поселок Радченко Конаковского муниципального района" (далее - Приказ N 737-нп) в части установления тарифа для прочих потребителей в размере 54,24 руб./куб., как несоответствующего требованиям пунктов 1 и 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ), пункту 14, абзацу 1 пункта 2, абзацу 2 пункта 15 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 ( далее - Основы ценообразования) и пунктам 3 и 14 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Правила).
К участию в деле привлечены муниципальное унитарное предприятие "Коммунальное хозяйство Радченко" (место нахождения: Тверская обл., Конаковский р-н, пгт. Радченко, д. 19-а, далее - Предприятие) в качестве заинтересованного лица и прокурор Тверской области.
Решением от 13.05.2013 (с учетом определения об исправлении опечатки от 13.05.2013) в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам, просит отменить решение от 13.05.2013. По мнению подателя жалобы, РЭК при установлении оспариваемого тарифа неправомерно не учтено то обстоятельство, что услуга по водоотведению для Общества оказывается Предприятием не полностью, а только по очистке сточных вод без их транспортировки на очистные сооружения.
В отзыве на кассационную жалобу РЭК просит оставить решение от 13.05.2013 без изменения, полагая его правомерным.
В судебном заседании представитель Общества подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Другие привлеченные к участию в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как установлено судом по материалам дела, деятельность Предприятия направлена на обеспечение работоспособности коммунальных объектов для оказания коммунальных услуг (пункт 3.1 Устава). Для достижения целей, указанных в пункте 3.1 Устава, Предприятие, в частности, осуществляет обслуживание муниципальных очистных сооружений и предоставление услуг по приему сточных вод в соответствии с заключенными договорами; осуществление эксплуатации и обслуживания водопроводных и канализационных сетей и фекальных насосных станций (пункт 3.2 Устава).
В ноябре 2010 года Предприятие представило в РЭК пакет документов для установления тарифа на водоотведение, который Предприятие намеревалось применять для населения и прочих потребителей в 2011 году.
Приказом N 737-нп РЭК установила для Предприятия тарифы на водоотведение, в том числе для прочих потребителей 54,25 руб./куб.м (НДС не облагается). Приказ опубликован в газете "Тверская Жизнь" 04.12.2010 N 221.
Приказом РЭК от 08.12.2011 N 631-нп приказ N 737-нп признан утратившим силу и с 01.01.2012 для Предприятия установлен тариф на водоотведение для прочих потребителей в размере 54,24 руб., в том числе - тариф на очистку сточных вод в размере 28,25 руб.
Ссылаясь на то, что установление тарифа на водоотведение на 2011 год без выделения в его составе тарифа на очистку не соответствует действующему законодательству, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании приказа N 737-нп в соответствующей части недействующим.
В силу статьи 192 АПК РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных названным кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приказ N 737-нп является нормативным правовым актом, поскольку содержит обязательные для применения правила и нормы; касается неопределенного круга лиц (потребителей); рассчитан на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения; опубликован в установленном порядке.
В соответствии с частью 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Регулирование тарифов осуществляется в соответствии с Федеральным законом, основами ценообразования и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 15 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, при регулировании тарифов применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Законом N 210-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Закона N 210-ФЗ подлежат регулированию тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоотведения и очистки сточных вод. Одним из общих принципов регулирования тарифов и надбавок является установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных и инвестиционных программ (пункт 2 части 1 статьи 3 ФЗ N 210-ФЗ).
В пункте 14 Основ ценообразования указано, что при регулировании тарифов могут устанавливаться фиксированные размеры тарифов на единицу продукции, работ, услуг; предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов. Тарифы и предельные уровни тарифов могут устанавливаться с календарной разбивкой, а также с разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организации коммунального комплекса и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организации коммунального комплекса (далее - Правила N 520).
Названные Правила определяют порядок и условия установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 520 организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги представляет до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, отдельно по видам деятельности, включающим в себя производство и реализацию товаров и услуг, тарифы и надбавки к тарифам, которые подлежат регулированию в соответствии с Основами ценообразования, ряд документов, в том числе производственную программу и расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы с расшифровкой затрат по видам деятельности.
Пунктом 14 Правил N 520 установлена процедура рассмотрения органом регулирования дел об установлении тарифов, которая включает в себя проверку соответствия рассчитанных заявителем тарифов финансовым потребностям для реализации производственной программы, проверку соблюдения предельных индексов и оценку доступности товаров и услуг организации коммунального комплекса для потребителей.
Согласно пункту 2 Правил N 520 установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации производственной программы.
Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, в которых установлены правила расчета тарифов и финансовых потребностей с указанием отдельных стадий технологического процесса водоотведения, утверждены приказом Министерства регионального развития N 47 только 15.02.2011 и на момент принятия оспариваемого приказа не действовали.
Вместе с тем судом установлено, что Предприятие, обращаясь за установлением тарифа на водоотведение в качестве образующих его затрат заявило в том числе о затратах на перекачку сточной жидкости, очистку сточной жидкости, транспортирование и утилизацию сточной жидкости. В заявлении Предприятия на установление тарифа отсутствовала просьба на выделение в составе тарифа на водоотведение тарифа на очистку сточных вод.
Суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основании представленных в материалы дела документов пришел к выводу о неподтверждении представленными документами того обстоятельства, что Предприятие оказывает Обществу услугу только по очистке сточных вод. Данных в подтверждение того, что Предприятие не оказывало услуги по транспортировке сточных вод также и другим потребителям, судом также не выявлено. Тариф на водоотведение оспариваемым приказом установлен РЭК для расчетов Предприятия со всеми потребителями городского поселения (реестр-т. 2, д. 19), а не только для расчетов с Обществом.
При таком положении кассационная инстанция считает правильным вывод суда об отсутствии оснований для признания приказа РЭК от 29.11.2010 N 737-нп в соответствующей части недействующим в связи с невыявлением каких-либо противоречий данного приказа федеральному законодательству, равно как и вывод об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований и, не усматривая при принятии обжалуемого судебного акта каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, не находит причин для его отмены.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 13.05.2013 по делу N А66-22/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Пансионат с лечением "Верхневолжский" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
Л.Л. Никитушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.