05 августа 2013 г. |
Дело N А05-13956/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Блиновой Л.В., Кудина А.Г.,
рассмотрев 29.07.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Архангельской области на решение арбитражного суда Архангельской области от 09.01.2013 (судья Макаревич И.А.) по делу N А05-13956/2012,
установил:
Муниципальное образование "Город Новодвинск" в лице Администрации муниципального образования город Новодвинск, место нахождения: 164900, Архангельская область, город Новодвинск, улица Фронтовых бригад, дом 6, корпус 1, ОГРН 1022901005764, (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Архангельской области в лице Министерства финансов Архангельской области, место нахождения: 163000, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49, ОГРН 1022900535558 (далее - Минфин Архангельской области) и к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, место нахождения: город Москва, ул. Ильинка, д. 9 строение 1, ОГРН 1037739085636 (далее Минфин России) о взыскании 1 497 100 руб. убытков, связанных с предоставлением Николаеву А.П. благоустроенного жилого помещения.
Решением от 09.01.2013 с Архангельской области в лице Минфина Архангельской области за счет казны Архангельской области в пользу истца взыскано 1 399 700 руб. убытков. В иске к Российской Федерации отказано.
В апелляционном порядке дело не пересматривалось.
Определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2013 Минфину Архангельской области отказано в восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы, апелляционная жалоба возвращена подателю.
Дело рассмотрено в кассационном порядке на основании статьи 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Минфин Архангельской области с решением суда не согласился и обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 09.01.2013 и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, неиспользованные остатки субвенции за 2012 год находятся в распоряжении Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области, поэтому суду следовало привлечь его к участию в деле.
Стороны о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Новодвинского городского суда Архангельской области от 30.12.2010 по делу N 332-803/2010, удовлетворены требования Николаевой Т.А., действующей в интересах недееспособного Николаева А.П. о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма на семью из двух человек: Николаеву Т.А., Николаева А.П., общей площадью не менее 42 кв.м.
В целях исполнения судебного решения, постановлением Администрации МО "Город Новодвинск" от 07.04.2011 N 191-па Николаеву А.П. в лице законного представителя Николаевой Т.А. предоставлена двухкомнатная квартира общей площадью 42,4 кв. м. в г. Новодвинске по адресу: ул. Ломоносова, д. 1, кв. 49.
Как установлено судом, в 2012 году данная квартира приватизирована и на дату рассмотрения дела судом принадлежит Николаеву А.П. и Николаевой Т.А. на праве общей долевой собственности, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно отчету ООО "Архангельское общество оценщиков" об оценке рыночной стоимости названной квартиры, ее стоимость по состоянию на 07.04.2011 составила 1 399 700 руб.
Считая, что он понес убытки в результате предоставления квартиры Николаевым А.П. и Т.А., которые ему не компенсированы, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании убытков.
Суд удовлетворил заявленные требования и взыскал с Архангельской области в лице Минфина Архангельской области за счет казны Архангельской области 1399 700 руб. убытков. В удовлетворении требований к Российской Федерации отказано.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, кассационная инстанция считает обжалуемое решение законным по следующим основаниям.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Как указано в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Часть 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации содержит положения о том, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
В соответствии со статьей 28.2 Закона N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее - Правила), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N 614.
Согласно пункту 2 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением жильем граждан, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций.
При этом пунктом 3 Правил предусмотрено, что субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству регионального развития Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством регионального развития Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
Аналогичные положения содержатся и в статье 14 (часть 1) и в статье 19 (пункт 3 части 2) ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ.
Указанная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, в силу статей 6 и 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц.
Согласно положениям пункта 3 статьи 20 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Право требования возмещения от государства понесенных расходов по предоставлению жилья не может быть связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Обязанность государства по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений определенным в законе лицам.
Как следует из приложения 28 (таблица 18) Федерального закона от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" бюджету Архангельской области на 2012 год на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и Законом N 181-ФЗ, были распределены субвенции в размере 36 015,6 тыс. руб.
Согласно таблице 23 приложения 30 Федерального закона от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" при распределении субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на 2011 год на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и Законом N 181-ФЗ Архангельской области было выделено 27 767 000 руб.
Как установлено судами, денежные средства из федерального бюджета выделены Архангельской области в полном объеме, что подтверждается материалами дела.
Согласно пункту 5 Правил форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 9 Правил установлено, что ответственность за несоблюдение настоящих Правил и недостоверность представляемых в Министерство финансов Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство регионального развития Российской Федерации сведений возлагается на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", статьей 28.2 Закона N 181-ФЗ и в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих в Архангельской области, Администрацией Архангельской области утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, от 02.04.2007 N 58-па (далее - Порядок).
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что меры социальной поддержки предоставляются по выбору гражданина в форме:
безвозмездных субсидий для приобретения жилого помещения (квартиры, комнаты, индивидуального жилого дома или их части) (далее - субсидия);
предоставления в соответствии с жилищным законодательством жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет бюджетных ассигнований, по договорам социального найма.
На основании пункта 8 Порядка субсидии предоставляются гражданам, указанным в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка, для приобретения ими жилого помещения, в том числе инвалидам.
Согласно пункту 12 Порядка государственное учреждение - отделение социальной защиты населения по месту жительства (далее - отделение социальной защиты населения) формирует на каждого гражданина, указанного в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка, нуждающегося в улучшении жилищных условий, личное дело.
В соответствии с пунктом 14 Порядка отделение социальной защиты населения формирует регистры граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно пункту 16 Порядка Министерство на основании регистров, указанных в пункте 14 настоящего Порядка, формирует единые областные регистры граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из времени постановки граждан на учет.
В силу пункта 18 Порядка Министерство на основании областных регистров и объема средств, предоставленных из федерального бюджета на соответствующий финансовый год, формирует списки получателей субсидии.
При формировании списка получателей субсидии Министерством проверяются личные дела граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Как установлено вступившим в законную силу решением Новодвинского городского суда от 30.12.2010 по делу N 2-803/2010, Николаев А.П. встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до января 2005 года как имеющий право на безвозмездную субсидию за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья по категории "инвалид", нуждающихся в улучшении жилищных условий, следовательно, на него отделением социальной защиты по месту жительства и Министерством формировались списки получателей субсидии и предусматривались денежные средства в федеральном бюджете.
Из отчета об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным государственным внебюджетным фондом на 01.01.2012 следует, что остаток на начало отчетного периода у Архангельской области составлял 19 560 000 руб., остаток на конец отчетного периода у субъекта Российской Федерации составлял 24 047 600 руб. (том 1, лист дела 89).
Судом апелляционной инстанции установлено, что по состоянию на 01.01.2012 остаток денежных средств, поступивших из федерального бюджета для приобретения жилья инвалидам, составил 24 047 600 руб. В 2012 году на указанные цели поступили денежные средства в размере 36 015 600 руб.
На основании статьи 24 Федерального закона от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" не использованные по состоянию на 01.01.2012 остатки межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в форме субвенций (за исключением субвенций на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, вставших на учет до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно), субсидий (за исключением субсидий на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, а также капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог общего пользования административных центров субъектов Российской Федерации), иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в федеральный бюджет в течение первых 15 рабочих дней 2012 года.
Как установлено судом, в материалах дела отсутствуют доказательства возврата Архангельской областью в федеральный бюджет в течение 15 рабочих дней 2012 года остатков указанных выше межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета.
Кроме того, суду не представлены доказательства, подтверждающие, что выделенные в 2011 и 2012 годах Архангельской области из федерального бюджета в форме субвенций межбюджетные трансферты на реализацию полномочий по обеспечению жильем инвалидов были в течение 2012 года полностью израсходованы или возвращены в федеральный бюджет.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что Российская Федерация исполнила взятые на себя обязательства в полном объеме, недостаточность выделенных из федерального бюджета денежных средств на указанные цели документально не подтверждена, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения исковых требований за счет средств казны Российской Федерации не имелось.
Поскольку жилое помещение, предоставленное инвалиду, выбыло из собственности истца, Администрация для исполнения собственных обязательств будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости.
Суд признал размер убытков в сумме 1 399 700 руб. обоснованным. Каких-либо документов, опровергающих представленные истцом доказательства наличия убытков в заявленном размере, ответчик не представил.
Законом N 181-ФЗ полномочия по обеспечению жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Истец выполнил свою обязанность по предоставлению жилого помещения инвалиду, однако орган государственной власти субъекта расходы на исполнение названных полномочий истцу не компенсировал.
В связи с указанными обстоятельствами, как правильно указали суд, убытки истца в сумме 1 399 700 руб. подлежат компенсации за счет средств казны Архангельской области, от имени которой выступает Министерство финансов Архангельской области.
Податель жалобы считает, что иск удовлетворен к ненадлежащему ответчику (Минфину Архангельской области), поскольку в части полномочий по обеспечению жильем инвалидов главным распорядителем бюджетных средств выступает Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области.
Между тем в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 12 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", указано, что в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Согласно подпункту 12.1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ) главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
В данном случае Министерство финансов Архангельской области является надлежащим лицом, представляющим интересы ответчика в рамках спорных правоотношений.
Министерству финансов Архангельской области в соответствии с Положением, утвержденным постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2009 N 217-пп, предоставлены полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере организации исполнения областного бюджета и исполнения областного бюджета в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, областным законом об областном бюджете и иными областными законами.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права и оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 09.01.2013 по делу N А05-13956/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Архангельской области в лице Министерства финансов Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
Л.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпункту 12.1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ) главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
...
Министерству финансов Архангельской области в соответствии с Положением, утвержденным постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2009 N 217-пп, предоставлены полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере организации исполнения областного бюджета и исполнения областного бюджета в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, областным законом об областном бюджете и иными областными законами."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 августа 2013 г. N Ф07-2048/13 по делу N А05-13956/2012
Хронология рассмотрения дела:
05.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2048/13
30.04.2013 Определение Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3486/13
03.04.2013 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2048/13
03.04.2013 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-13956/12
09.01.2013 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-13956/12