13 августа 2013 г. |
Дело N А56-78745/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Никитушкиной Л.Л., Серовой В.К.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 4 Красное село" Проскуриной М.Г. (доверенность от 31.01.2013 N 86), от Комитета по тарифам Санкт-Петербурга Бугославской И.И. (доверенность от 14.01.2013 N 01-14-56/13-0-0), Любутиной В.А. (доверенность от 14.01.2013 N 01-14-55/13-0-0), от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Перепелицы Е.А. (доверенность от 12.07.2013 N 02/ЗГДКР/264), от общества с ограниченной ответственностью "Городской центр коммунального сервиса" Майорова А.Г. (доверенность от 25.02.2013),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 4 Красное село" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.05.2013 по делу N А56-78745/2012 (судьи Боровлев Д.Ю., Семенова И.С., Трохова М.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 4 Красное село" (место нахождения: Санкт-Петербург, п. Горелово, Красносельское ш., д. 46, корп. 4, ОГРН: 1079847079278; далее - Общество) и общество с ограниченной ответственностью "Городской центр коммунального сервиса" (место нахождения: Санкт-Петербург, ул. Дибуновская, д. 50, ОГРН: 1037851027004; далее - Центр) обратились в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействующими нормативных правовых актов Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (место нахождения: Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 14/52, ОГРН: 1037851017973; далее - Комитет), а именно:
абзаца четвертого пункта 1 "тариф на тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемую гражданам, в размере 795,73 руб./Гкал (включая налог на добавленную стоимость)" распоряжения Комитета по тарифам Правительства Санкт-Петербурга от 31.12.2008 г. N 232-р "О внесении изменений в распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.11.2008 г. N 141-р", опубликованного в газете "Санкт-Петербургские ведомости" N 4 от 14.01.2009;
абзаца третьего пункта 1 "тариф на тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемую гражданам, в размере 931,00 руб./Гкал." распоряжения Комитета по тарифам Правительства Санкт-Петербурга от 14.12.2009 N 199-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, и тарифа на тепловую энергию для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах на территории Санкт-Петербурга на 2010 год", опубликованного в газете "Невское время" N 230 от 19.12.2009;
абзаца третьего пункта 1 "тариф на тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемую гражданам, в размере 1050,00 руб./Гкал." Распоряжения Комитета по тарифам Правительства Санкт-Петербурга от 13.12.2010 N 334-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, и тарифа на тепловую энергию для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2011 год", опубликованного в газете "Невское время", N 229, 18.12.2010.
абзаца третьего пункта 1 слова "тариф на тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемую гражданам, в размере 1050,00 руб./Гкал" распоряжения Комитета по тарифам Правительства Санкт-Петербурга от 20.12.2011 г. N 497-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, и тарифа на тепловую энергию для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах на территории Санкт-Петербурга на 2012 год", опубликованного в газете "Вестник Комитета по тарифам Санкт-Петербурга", специальный выпуск N 3 от 20.12.2011.
Также Общество просит обязать Комитет привести распоряжения от 31.12.2008 N 232-р (далее - Распоряжение N 232-р); от 14.12.2009 N 199-р (далее - Распоряжение N 199-р); от 13.12.2010 N 334-р (далее - Распоряжение N 334-р); от 20.12.2011 N 497-р (далее - Распоряжение N 497-р) в обжалуемой части в соответствии с действующим законодательством, а именно уменьшить тариф на тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемую гражданам, на стоимость 1 куб. метра холодной воды (с учетом уточнения заявленных требований).
К участию в деле привлечены прокурор, а также в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (место нахождения: Санкт-Петербург, ул. Малая Морская, д. 12, ОГРН: 1027810310274; далее - Предприятие).
Решением от 29.05.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм права, просит отменить решение от 29.05.2013.
В судебном заседании представители Общества и Центра подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Комитета и Компании просили оставить решение от 29.05.2013 без изменения, полагая его правомерным.
Прокурор о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом, однако в судебное заседание представитель прокуратуры не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Комитетом приняты Распоряжения N 232-р; 199-р; 334-р; 497-р, которыми установлены тарифы на тепловую энергию для расчета размера платы за предоставляемую гражданам коммунальную услугу по горячему водоснабжению.
Распоряжения N 232-р; 199-р; 334-р; 497-р опубликованы в средствах массовой информации и вступили в законную силу. Данные обстоятельства подтверждены материалами дела и не оспариваются его участниками.
Ссылаясь на то, что отдельные положения оспариваемых распоряжений не соответствуют нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество и Центр обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением. При этом заявители указали, что в тариф на горячую воду должна входить стоимость 1 куб. метра холодной воды и тепловой энергии на ее подогрев до температуры горячей воды,
В силу статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемые распоряжениями являются нормативными правовыми актами и в соответствии со статьей 29 АПК РФ правомерно отнесены к подведомственности арбитражных судов.
В период издания оспариваемых распоряжений действовали положения Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" (далее - Закон N 41-ФЗ), в соответствии с которым тарифы на тепловую энергию определены как система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность).
В силу пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно пунктам 6, 7 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования N 520) тариф на горячую воду представляет собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за кубический метр горячей воды. Пунктами 47, 48 Основ ценообразования N 520 предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения. Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость кубического метра холодной воды и расходы на подогрев воды. Данные расходы определяются как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева кубического метра холодной воды до определенной температуры, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования N 109). Согласно положениям Основ ценообразования N 109 они определяют основные принципы и методы регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию и на соответствующие услуги. Исходя из статьи 6 Закона N 41-ФЗ, действовавшего в спорный период, тарифы на тепловую энергию устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - органы регулирования). Тарифы на тепловую энергию используются при установлении органом местного самоуправления тарифа на горячую воду.
Вместе с тем, оспариваемыми распоряжениями Комитет установил тарифы на тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемую гражданам на 2009 год - 795,73 руб./Гкал; на 2010 год - 931,00 руб./Гкал; на 2011 год - 1050 руб./Гкал; с 01.01.2012 по 30.06.2012- 1050 руб./Гкал, а не горячую воду.
Общество является управляющей организацией, обслуживающей многоквартирные дома, в том числе, оборудованные закрытой системой водоснабжения. В домах с закрытой системой водоснабжения Общество самостоятельно приготовляет горячую воду в установленных в домах бойлерах, являющихся общим имуществом многоквартирного дома. Для производства горячей воды с целью подачи ее гражданам, Общество приобретает у Компании тепловую энергию и у ГУП "Водоканал СПб" холодную воду.
Ссылку подателя жалобы на то, что при установлении оспариваемыми распоряжениями тарифа на предоставляемую гражданам тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению Комитетом не включена в тариф на горячую воду стоимость 1 куб. метра холодной воды, кассационная инстанция считает несостоятельной, так как тарифы на горячее водоснабжение (в руб./куб.м) для населения Комитетом не устанавливались.
Приказ ФСТ России от 08.04.2005 N 130-э "Об утверждении Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности)" предусматривает выделение тарифов на тепловую энергию для населения.
Судом установлено, что тарифы для населения на тепловую энергию, утвержденные распоряжениями N 232-р; 199-р; 334-р и 497-р, установлены в размере 82% от экономически обоснованных значений в среднем по Санкт-Петербургу.
Из материалов дела следует, что между Предприятием и Обществом заключен договор теплоснабжения, в соответствии с которым объем тепловой энергии фиксируется приборами учета, а количество тепловой энергии (в Гкал), оплачивается по установленным Комитетом тарифам на тепловую энергию.
Подобным образом производятся расчеты за холодную воду, поставляемую ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" по договору на холодное водоснабжение (по показаниям приборов учета и установленным Комитетом тарифам на холодную воду). Тарифы на холодную воду, отпускаемую ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", на 2009 год установлены распоряжениями Комитета от 14.11.2008 N 138-р; на 2010 год - от 10.11.2009 N 117-р; на 2011 год - от 30.11.2010 N 301-р, на 2012 год - от 29.11.2011 N 374-р.
Предприятие и ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" в указанное время продавали, а Общество покупало ресурсы (тепловую энергию и холодную воду) по установленным тарифам в предусмотренном законодательством порядке.
При таком положении, суд сделал правильный вывод о том, что распоряжения N 232-р, N 199-р, N 334-р, N 497-р приняты в соответствии с действующим законодательством и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, кассационная инстанция, не усматривая при принятии обжалуемого судебного акта каких-либо нарушений норм материального или процессуального права не находит оснований для его отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.05.2013 по делу N А56-78745/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 4 Красное село"- без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
Л.Л. Никитушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.