21 августа 2013 г. |
Дело N А56-68668/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Алешкевича О.А., Самсоновой Л.А.,
при участии от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу Шарапко Д.А. (доверенность от 07.09.2012 N 01-19/8851), Галкиной Д.А. (доверенность от 07.11.2012 N 01-19/11108),
рассмотрев 19.08.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.02.2013 (судья Синицына Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2013 (судьи Лопато И.Б., Борисова Г.В., Савицкая А.Б.) по делу N А56-68668/2012,
установил:
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу (место нахождения: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39; далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с закрытого акционерного общества "Завод комплексной переработки отходов" (место нахождения: 188508, Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, пос. Горелово, Волхонское шоссе, д. 20, ОГРН 1024702181460; далее - ЗАО "Завод КПО", Общество) 8 476 103 руб. 95 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за период с III квартала 2010 года по III квартал 2011 года.
Решением суда от 08.02.2013 требования заявителя оставлены без удовлетворения.
Постановлением апелляционного суда от 24.05.2013 решение суда от 08.02.2013 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты.
Податель жалобы полагает, что расчет платежей за размещение отходов, произведенный Департаментом, обоснован по тоннажу, классу опасности и видам отходов.
В судебном заседании представители Департамента поддержали доводы кассационной жалобы.
Общество о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов на основании лицензии от 20.02.2007 N ОТ-19-000988 (78), выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В период с III квартала 2010 года по III квартал 2011 года Общество, как владелец полигона, размещало отходы ОАО Судостроительный завод "Северная верфь". Между ЗАО "Завод КПО" и ОАО СЗ "Северная верфь" заключен договор от 27.11.2008 N 4\030\164 на размещение и обезвреживание отходов.
Кроме того, ОАО СЗ "Северная верфь" заключены договоры с транспортными организациями (перевозчиками) от 02.02.2009 N 030-165 (ООО "Мехуборка СПб"), от 01.10.2007 N030-158 (ООО "СпепТрансПорт") на транспортировку и передачу для размещения отходов производства и потребления.
Согласно справкам ООО "Мехубока СПб", ООО "СпепТрансПорт" и ЗАО "Завод КПО" отходы производства и потребления с территории ОАО СЗ "Северная верфь" в период III квартал 2010 - III квартал 2011 года вывозились для размещения на полигон ЗАО "Завод КПО".
ЗАО "Завод КПО" было предъявлено требование об уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду (размещение отходов от ОАО СЗ "Северная верфь" за III-IV квартал 2010 года и I-III квартал 2011 года) от 28.09.2012 N 02-28\9612 в сумме 8 476 103 руб. 95 коп.
Письмом от 26.10.2012 Общество сообщило об отказе внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов производства и потребления.
Неисполнение Обществом требования в добровольном порядке явилось основанием для обращения Заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отзывая в удовлетворении требований заявителя, признали иск обоснованным по праву, но не доказанным по размеру.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены судебных актов по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (ред. от 14.06.2001, с изменениями от 12.02.2003), утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок N 632), который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
С учетом позиции, изложенной в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 N 14561/08, субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду является юридическое лицо, осуществляющее специализированную деятельность по размещению отходов.
Суд кассационной инстанции считает, что субъект платы за размещение отходов, определен Департаментом и судебными инстанциями правильно.
Вместе с тем, апелляционный суд обоснованно не согласился с выводом суда первой инстанции о правомерности применения Департаментом пятикратного повышающего коэффициента за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды в соответствии с пунктом 5 Порядка N 632, поскольку данный вывод противоречит позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 05.03.2013 N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Тополь". Как указано в Постановлении, применение пятикратного повышающего коэффициента за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления в отношении специализированных организаций за размещение отходов, образованных в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций, признано не соответствующим Конституции.
В обоснование заявленных требований, Департаментом произведен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, который, по мнению Общества не обоснован по размеру (тоннажу, классу опасности и видам отходов).
Поскольку ОАО СЗ "Северная верфь" учитывало отходы в целом как по количеству, так и классу опасности, а размещало отходы на 6 полигонах, в справках количество отходов отражено как в тоннах, так и в кубических метрах, то Департамент произвел расчет количества размещенных отходов расчетным методом.
Порядком N 632 определяются общие правила расчета сумм платы, а также принципы установления базовых нормативов и коэффициентов к нему. Размеры указанных базовых нормативов платы и коэффициентов, учитывающих экологические факторы, утверждены в свою очередь Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344.
Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденные Минприроды России 26.01.1993 (ред. от 15.02.2000), конкретизируют применение базовых нормативов платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов, коэффициентов, учитывающих экологические факторы, а также определяют механизм расчета платежей на основе Порядка N 632 (п.1.2 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды).
Согласно пункту 4.1 Приложения N 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды размер платы за размещение отходов в пределах установленных природопользователю лимитов определяется путем умножения ставок платы с учетом размещаемого отхода на массу размещаемого отхода и суммирования полученных произведений по видам размещаемых отходов. Следовательно, плата за загрязнение окружающей среды определяется путем суммирования результатов расчетов платы, исчисленных по каждому виду отходов в отдельности.
Данное требование проверено судебными инстанциями и установлено, что в материалах дела отсутствуют документы, которые подтверждают факт размещения именно на полигоне Общества того количества тонн, того вида и класса опасности отходов, которые указаны в приведенном Департаментом расчете. Как видно из материалов дела, отходы ОАО СЗ "Северная верфь" размещались на нескольких полигонах, в том числе ГУПП "Полигон "Красный Бор", ООО "Новый свет-ЭКО", СПб ГУП "Завод МПБО-2". Учет принятых указанными организациями отходов велся в разных единицах измерения (тонны, куб. м), без указания класса опасности.
В соответствии с пунктами 4.1, 4.2 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденными Минприроды Российской Федерации 26.01.1993, неотъемлемым условием для выполнения расчета является правильное установление количества фактически размещенных отходов в весовых показателях (тоннах). Департамент не мог пояснить чем предусмотрен примененный им порядок перевода отходов, отраженных в кубических метрах в тонны, как определены общая плотность и количество отходов по классам опасности.
Произведенный Департаментом расчет платы, пропорциональным путем, методом исключения из общего количества (которое также определено расчетным путем с переводом одних единиц измерения в другие) отходов, подлежащих размещению только на ГУПП "Полигон "Красный Бор" ничем не обоснован, расчет платы не соответствует нормативным требованиям Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, не подтвержден доказательствами, соответствующими принципам относимости и допустимости (статьи 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Поэтому суды обоснованно пришли к выводу о недоказанности иска по размеру.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.02.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2013 по делу N А56-68668/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.