30 августа 2013 г. |
Дело N А56-75870/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.08.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 30.08.2013.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Стрелова И.М., судей Захаровой М.В., Кужаровой Н.И., при участии от администрации муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" Типикиной Е.С. (доверенность от 31.05.2013 N 22), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.02.2013 (судья Раннева Ю.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 (судьи Горбик В.М., Жиляева Е.В., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-75870/2012,
установил:
Администрация муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Управление, регистрирующий орган) от 08.10.2012 N 12/074/2012-315-318 в государственной регистрации прекращения права муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" (далее - МО) на земельный участок с кадастровым номером 47:07:1703020:1 и регистрации права собственности МО на образованные в результате раздела названного земельного участка земельные участки с кадастровыми номерами 47:07:1703020:2, 47:07:1703020:3, 47:07:1703020:4. Администрация просит обязать Управление осуществить государственную регистрацию права собственности МО в отношении вновь образованных земельных участков.
Решением от 11.02.2013 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Управления в государственной регистрации прекращения права МО на земельный участок с кадастровым номером 47:07:1703020:1 и регистрации права собственности МО на образованные в результате раздела названного земельного участка земельные участки с кадастровыми номерами 47:07:1703020:2, 47:07:1703020:3, 47:07:1703020:4. Суд обязал Управление осуществить государственную регистрацию прекращения права МО на земельный участок с кадастровым номером 47:07:1703020:1 и зарегистрировать за МО право собственности в отношении выделенных земельных участков с кадастровыми номерами 47:07:1703020:2, 47:07:1703020:3, 47:07:1703020:4.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.05.2013 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение и постановление и вынести новый судебный акт, отказав Администрации в удовлетворении заявленных требований. По мнению Управления, отказ в государственной регистрации соответствует действующему законодательству.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Остальные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
В судебном заседании Администрация просила оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, МО является собственником земельного участка общей площадью 289 627 кв.м с кадастровым номером 47:07:1703020:1 (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для обслуживания нежилого здания) по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский район, г.п. им. Морозова, ул. Рабочего батальона, уч. 37, 38, что подтверждается свидетельством от 28.11.2011 серии 47-АБ N 556991 (л.д. 14).
Постановлением Администрации от 15.03.2012 N 50 по итогам публичных слушаний принято решение о разделе указанного земельного участка, в результате чего образовано три земельных участка: N 1 общей площадью 207 164 кв.м, N 2 общей площадью 73 671 кв.м, N 3 общей площадью 8 792 кв.м.
Для земельных участков N 1 и N 2 определен вид разрешенного использования: для целей проведения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства промышленных объектов и объектов инженерно-технического обеспечения, для земельного участка N 3 - для обслуживания нежилого здания. Из постановления Администрации следует, что земельные участки NN 1, 2, 3 расположены по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г.п. им. Морозова, ул. Рабочего батальона, уч. 37, 38; 39; 40.
Образованные в результате раздела земельные участки поставлены на кадастровый учет, им присвоены кадастровые номера: 47:07:1703020:2, 47:07:1703020:3, 47:07:1703020:4, что подтверждается представленными в материалах дела кадастровыми паспортами (л.д. 24-32).
Администрация 17.08.2012 обратилась в Управление с заявлением о государственной регистрации прекращения права на земельный участок с кадастровым номером 47:07:1703020:1 и государственной регистрации права собственности вновь выделенных из указанного земельного участка трех земельных участков.
Управление приостановило государственную регистрацию, направив в Администрацию письмо от 05.09.2012 N 12/074/2012-315-318.
Письмом от 08.10.2012 N 12/074/2012-315-318 Управление отказало в государственной регистрации со ссылкой на абзац 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации), поскольку не представлены документы, предусмотренные Законом о государственной регистрации.
Администрация, полагая, что отказ Управления является незаконным в порядке главы 24 АПК РФ, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды, руководствуясь статьями 198, 201 АПК РФ, статьями 2, 20 Закона о государственной регистрации, статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), удовлетворили заявленные требования.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу пункта 5 статьи 2 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
Обжалование отказа в государственной регистрации осуществляется по правилам главы 24 АПК РФ, согласно статье 201 которой для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо установить, что ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из письма от 08.10.2012 N 12/074/2012-315-318 следует, что причиной отказа послужило нарушение Администрацией пункта 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), предусматривающего, что целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Поскольку при разделе земельного участка с кадастровым номером 47:07:1703020:1 в отношении двух из вновь образованных земельных участков изменен вид разрешенного использования по сравнению с первоначальным, Управление отказало в государственной регистрации.
Согласно части 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 названной статьи, в том числе и земли населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Однако Управлением не учтено, что Администрация, осуществляя на основании статьи 209 ГК РФ полномочия собственника в отношении первоначального земельного участка (л.д. 43), является одновременно и органом, в чью компетенцию входит решение вопросов изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
Из пункта 3 части 1 статьи 4 названного Закона следует, что изменение вида разрешенного использования земельного участка обусловлено не только желанием землепользователя, но и мнением населения соответствующего муниципального образования.
В соответствии с действующим законодательством для изменения вида разрешенного использования земельного участка Администрацией в соответствии с уставом организованы публичные слушания (постановление Администрации от 29.02.2012 N 2, л.д. 33), результат которых отражен в протоколе от 13.03.2012 (л.д. 35). Большинством голосов участников публичных слушаний по данному вопросу принято положительное решение (л.д. 35).
Таким образом, в рамках предоставленных Администрации полномочий и с соблюдением установленной законодательством процедуры принято постановление от 15.03.2012 N 50 "О разделе земельного участка, расположенного по адресу: Ленинградская обл., г.п.им. Морозова, ул. Рабочего батальона, уч. 37, 38, кадастровый номер 47:07:1703020:1", в котором изменен вид разрешенного использования в отношении двух вновь образуемых земельных участков.
В материалах дела не представлено доказательств, препятствующих изменению вида разрешенного использования первоначального земельного участка.
При таких обстоятельствах отказ Управления в государственной регистрации прекращения права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:07:1703020:1 и регистрации права собственности в отношении вновь образованных земельных участков не соответствует действующему законодательству.
Учитывая изложенное, основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения доводов жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.02.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 по делу N А56-75870/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.М. Стрелов |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.