19 сентября 2013 г. |
Дело N А56-48345/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Марьянковой Н.В., судей Боголюбовой Е.В., Сосниной О.Г.,
при участии от открытого акционерного общества "Киностудия "Ленфильм" Машошиной Е.А. (доверенность от 08.04.2013),
рассмотрев 18.09.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Киностудия "Ленфильм" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.12.2012 (судья Александрова Е.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2013 (судьи Жукова Т.В., Попова Н.М., Смирнова Я.Г.) по делу N А56-48345/2012,
установил:
Комитет по культуре Санкт-Петербурга, место нахождения: Санкт-Петербург, Невский пр., д. 40, ОГРН 1037867016440 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Киностудия "Ленфильм", место нахождения: Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 10, ОГРН 1047820011205 (далее - Общество), о взыскании 15 000 000 руб. субсидии, предоставленной в 2011 году по договору от 09.09.2011 N 300, а также 19 726,03 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.08.2012 по 13.08.2012. Делу присвоен номер А56-48345/2012.
Общество обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с требованием о признании недействительным распоряжения Комитета от 24.07.2012 N 498 "О возврате субсидии, предоставленной открытому акционерному обществу "Киностудия "Ленфильм". Делу присвоен номер А56-65000/2012.
Определением от 17.12.2012 дело N А56-48345/2012 на основании статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) было объединено с делом N А56-65000/2012 как связанные между собой по основаниям возникновения заявленных требований и представленным доказательствам с присвоением делу номера А56-48345/2012.
Решением от 24.12.2012 иск Комитета удовлетворен частично. С Общества взыскано 3 000 000 руб. в бюджет Санкт-Петербурга и 3 945,20 руб. процентов. В остальной части иска отказано. Требования Общества удовлетворены частично. Распоряжение Комитета N 498 признано недействительным в части, обязывающей возвратить в бюджет Санкт-Петербурга субсидию в размере, превышающем 3 000 000 руб. В остальной части в удовлетворении требования Общества отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2013 решение от 24.12.2012 отменено в части взыскания с Общества процентов. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты в части взыскания 3 000 000 руб. предоставленной Комитетом субсидии и процентов и принять по делу новое решение - об отказе в удовлетворении в указанной части иска, а также об удовлетворении требований Общества в полном объеме.
Податель жалобы считает необоснованным отказ апелляционного суда в приобщении к материалам дела копии удостоверения национального фильма, закрепляющего даты начала и окончания производства спорного фильма.
Общество указывает, что продление срока производства фильма является объективной причиной невозможности представления готовой киноленты до 01.07.2013.
По мнению подателя жалобы, апелляционный суд не оценил довод Общества о том, что Комитет имел возможность узнать об изменении даты окончания производства фильма, поскольку данные сведения о выдаче удостоверения публикуются в Информационном бюллетене Агентства по кинематографии.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Комитет о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части третьей статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Комитет (главный распорядитель бюджетных средств) и Общество (получатель субсидии) 09.09.2011 заключили договор N 300 о предоставлении субсидии в 2011 году за счет средств бюджета, предусмотренных статьей расходов "Субсидия на развитие кинематографии для детской аудитории" (код целевой статьи 4500401) в приложении N 3 к Закону Санкт-Петербурга от 17.11.2010 N 651-144 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" в размере 15 000 000 руб. в целях возмещения затрат в связи с выполнением работ по созданию детского кинофильма "Моя бабушка - ведьма" в соответствии с календарным планом (пункт 1.1 договора).
Названный договор заключен по результатам проведения в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.03.2011 N 390 "О предоставлении в 2011 году субсидии на развитие кинематографии для детской аудитории" (далее - Постановление N 390) и распоряжением Комитета от 25.04.2011 N 218 "О реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.03.2011 N 390" (далее - Распоряжение N 218) конкурсного отбора на право получения в 2011 году субсидии на развитие кинематографии для детской аудитории.
Победителем данного конкурса признано Общество согласно распоряжению Комитета от 07.06.2011 N 311 "Об утверждении решения экспертной комиссии по рассмотрению заявок на участие в конкурсном отборе на право получения в 2011 году субсидии на развитие кинематографии для детской аудитории".
В силу подпункта 2.1.1 договора главный распорядитель бюджетных средств по заявке получателя субсидии на основании счета в течение 10 дней с момента представления заявки и счета перечисляет на расчетный счет получателя субсидии средства субсидии в размере 80% от суммы, указанной в пункту 1.1 договора, в целях возмещения затрат в связи с выполнением работ по созданию кинофильма, указанных в смете (приложение N 2 к договору).
Окончательный расчет производится на основании представленных получателем субсидий до 20.12.2011 счета, финансового отчета о расходовании 80% суммы, определенной в пункте 1.1 договора, с указанием первичных учетных документов и приложением их копий. Отчет о создании кинофильма, содержащего, в том числе, фотографии, рабочую копию кинофильма на электронном носителе и финансовый отчет о расходовании перечисленной суммы представляются получателем субсидии до 31.12.2011.
В соответствии с подпунктом 2.2.6 договора Общество в срок до 31.12.2011 представляет Комитету рабочую копию кинофильма на электронном носителе в двух экземплярах, отчет о создании кинофильма и финансовый отчет, с приложением копий первичных учетных документов, подтверждающих расходы на создание кинофильма, а также акт о выполнении обязательств по договору.
Согласно пункту 2.3 договора выполнение сторонами обязательств по договору оформляется актом.
В пункте 3.3 договора предусмотрено право Комитета в случае непредставления Обществом в установленный пунктом 2.2.6 срок финансового отчета, отчета о создании кинофильма, готового кинофильма, принять решение о возврате в установленном порядке предоставленной субсидии в бюджет Санкт-Петербурга.
Сторонами было подписано приложение N 1 к договору (т.д. 1, л. 13), в котором согласован календарный план выполнения работ по созданию спорного кинофильма. Названный календарный план содержит следующие виды работ и сроки их выполнения: подготовительный период съемок кинофильма - с 01.06.2011 по 10.08.2011; съемочный период кинофильма - с 11.08.2011 по 12.10.2011; монтажно-тонировочный период - с 13.10.2011 по 14.12.2011; сдача готового кинофильма - 15.12.2011.
Стороны подписали смету на проведение работ по созданию кинофильма (приложение N 2 к договору; т.д. 1, л. 14-16) на общую сумму 15 000 000 руб.
Распоряжением Комитета от 15.04.2011 N 204 утвержден Порядок возврата субсидии на развитие кинематографии для детской аудитории (далее - Порядок возврата субсидии).
В соответствии с пунктом 1 Порядка возврата субсидии предоставленная субсидия на развитие кинематографии для детской аудитории подлежит возврату в случае нарушения условий ее предоставления.
Пунктом 2 Порядка возврата субсидии предусмотрено, что в порядке и сроки, установленные договором о предоставлении субсидии, получатель субсидии представляет в Комитет отчетные документы, предусмотренные договором.
В силу пункта 3 названного Порядка документы, указанные в его пункте 2, рассматриваются и анализируются отделом экономического развития и государственного заказа Комитета по культуре и отделом искусств и международных связей Комитета по культуре в соответствии с установленной компетенцией (пункт 3).
В пункте 4 предусмотрено, что в случае выявления по результатам анализа документов, указанных в пункте 2 настоящего Порядка (отчетных документов, предусмотренных договором), нарушения условий предоставления субсидии, предусмотренных постановлением, начальник отдела искусств и международных связей, начальник отдела экономического развития и государственного заказа Комитета направляют совместную служебную записку первому заместителю председателя Комитета о необходимости принятия решения о возврате субсидии (части субсидии) в бюджет Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 5 Порядка возврата субсидии решение о возврате субсидии (части субсидии) в бюджет Санкт-Петербурга оформляется распоряжением Комитета.
Во исполнение пункта 2.1.1 договора Комитет перечислил на расчетный счет Общества денежные средства в размере 12 000 000 руб. платежным поручением от 14.09.2011 N 1298773 (т.д. 1, л. 8), что составило 80% от суммы субсидий. Платежным поручением от 27.12.2011 N 2083848 (т.д. 1, л. 7) Комитет перечислил на счет Общества 3 000 000 руб.
Комитет 12.04.2012 направил в адрес Общества письмо N 04-27-722/12-0-0 с требованием о возврате субсидии в связи с нарушением срока сдачи отчетности. Данное письмо Общество получило 12.04.2012, но оставило без ответа.
В связи с непредставлением Обществом в установленный в пункте 2.2.6 договора срок финансового отчета о расходовании средств субсидии на всю сумму субсидии (15 000 000 руб.) с приложением копий первичных учетных документов, подтверждающих расходы на создание кинофильма, Комитет 24.07.2012 принял распоряжение N 498 о возврате субсидии в размере 15 000 000 руб., представленной Обществу.
Комитет направил Обществу письмо от 24.07.2012 N 01-38-1526/12-00 с повторной просьбой возвратить субсидии в течение 7 дней с момента получения письма. Названное письмо Общество получило 31.07.2012.
Отказ Общества удовлетворить данное требование в добровольном порядке послужил основанием для обращения Комитета в арбитражный суд с настоящим иском.
Общество, считая распоряжение Комитета N 498 незаконным, в свою очередь обратилось в арбитражный суд с иском в порядке главы 24 АПК РФ.
Суд первой инстанции признал, что Общество допустило нарушение условий представления субсидии, установленных в пункте 2.2.6 договора, только в отношении части субсидии в размере 3 000 000 руб., несвоевременно представив отчетность, а в отношении условий представления субсидии в размере 12 000 000 руб. Общество представило необходимые документы, поэтому удовлетворил требования Комитета в части взыскания 3 000 000 руб., а также взыскал проценты с этой суммы, начисленные Комитетом на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о возвращении Обществом субсидии в сумме 3 000 000 руб., а в удовлетворении требования о взыскании процентов отказал, указав, что Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) не предусматривает обязанность по уплате процентов за пользование безвозмездно и безвозвратно предоставленными денежными средствами (субсидией) в случае использования их не по целевому назначению.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Комитет не обжаловал судебные акты в части отказа в возвращении 12 000 000 руб. уплаченной субсидии.
В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Из местного бюджета субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (подпункт 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
Как правильно установил суд первой инстанции, исходя из буквального толкования пунктов 2.2.6 и 3.3 договора, Комитет вправе принять решение о возврате предоставленной субсидии в полном объеме в случае непредставления в срок до 31.12.2011 рабочей копии кинофильма, отчета о создании кинофильма и финансового отчета на сумму, указанную в пункте 1.1 договора (т.е. на всю сумму субсидии), с приложением первичных учетных документов, а также акта о выполнении обязательств по договору.
Как следует из материалов дела, полный финансовый отчет на общую сумму 15 000 000 руб. по проекту "Моя бабушка - ведьма" направлен Комитету сопроводительным письмом от 13.12.2012 N 413 (т.д. 1, л. 47-49). В этом же письме Общество сообщило Комитету о том, что готово представить готовый фильм на цифровом носителе с условием обеспечения сохранности киноматериала, защиту и соблюдение авторских и смежных прав.
Вместе с тем, как пояснили представители сторон апелляционному суду, на момент рассмотрения спора готовый фильм Общество не передало Комитету.
При таких обстоятельствах, учитывая, что материалами дела подтвержден факт нарушения ответчиком условий предоставления субсидии, поскольку предусмотренные пунктами 2.2.6 и 3.3 договора документы, в том числе финансовый отчет на всю сумму субсидии (15 000 000 руб.), Общество в срок до 31.12.2011 не представило Комитету, требование о взыскании 3 000 000 руб. субсидии является обоснованным и правомерно удовлетворено судами первой и апелляционной инстанций.
Общество не представило доказательств того, что к моменту рассмотрения дела в суде первой инстанции оно не располагало сведениями о том, что Министерство культуры Российской Федерации продлило сроки сдачи фильма, поэтому суд апелляционной инстанции правомерно не принял от истца в качестве доказательства продления срока сдачи фильма удостоверение национального фильма N 16921, из содержания которого невозможно установить, когда Министерство культуры Российской Федерации продлило этот срок и когда Общество обращалось с такой просьбой.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, поэтому оснований для их отмены не имеется. В то же время подлежит оставлению в силе постановление апелляционной инстанции, изменившее в части взыскания процентов решение суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2013 по делу N А56-48345/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Киностудия "Ленфильм" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Марьянкова |
Судьи |
Е.В. Боголюбова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.