г. Санкт-Петербург |
|
18 апреля 2013 г. |
Дело N А56-48345/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жуковой Т.В.
судей Поповой Н.М., Смирновой Я.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Пампу Н.Б.,
при участии:
от истца (заявителя): Поповой О.А. по доверенность от 03.04.2013 N 49,
от ответчика (должника): Кудрявцева М.И. по доверенности от 08.02.2013, Алексеевой Ю.В. по доверенности от 26.12.2012 N 53, Машошиной Е.А. по доверенности от 08.04.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3910/2013) ОАО "Ленфильм" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.12.2012 по делу N А56-48345/2012 (судья Александрова Е.Н.), принятое
по иску Комитета по культуре
к ОАО "Киностудия "Ленфильм"
о взыскании денежных средств в размере 15 019 726,03 руб.
установил:
Комитет по культуре (далее - истец, главный распорядитель бюджетных средств) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с открытого акционерного общества "Киностудия "Ленфильм" (далее - ответчик. ОАО "Киностудия "Ленфильм", получатель субсидии) денежных средств в размере 15 019 726,03 руб., из которых 15 000 000 руб. субсидии и 19 726,03 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами. Делу присвоен номер А56-48345/2012.
ОАО "Киностудия "Ленфильм" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с требованием о признании недействительным распоряжения Комитета от 24.07.2012 N 498 "О возврате субсидии, предоставленной открытому акционерному обществу "Киностудия "Ленфильм". Делу присвоен номер А56-65000/2012.
Определением суда от 17.12.2012 дело N А56-48345/2012 на основании статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации было объединено с делом N А56-65000/2012 как связанные между собой по основаниям возникновения заявленных требований и представленным доказательствам с присвоением делу номера А56-48345/2012.
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.12.2012 требования Комитета по культуре были удовлетворены частично. С ОАО "Киностудия "Ленфильм" взысканы в бюджет Санкт-Петербурга денежные средства в размере 3 000 000 руб., а также проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 3 945,20 руб. В остальной части в иске Комитету по культуре было отказано.
Требования ОАО "Киностудия "Ленфильм" удовлетворены частично. Распоряжение Комитета по культуре от 24.07.2012 N 498 "О возврате субсидии, предоставленной открытому акционерному обществу "Киностудия "Ленфильм" признано недействительным в части, обязывающей возвратить в бюджет Санкт-Петербурга субсидию в размере, превышающем 3 000 000 руб.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований ОАО "Киностудия "Ленфильм" отказано. С ОАО "Киностудия "Ленфильм" взыскано в федеральный бюджет государственная пошлина в размере 38 019,72 руб.
Не согласившись с указанным решением в части взыскания с ОАО "Киностудия "Ленфильм" в бюджет Санкт-Петербурга денежных средств в размере 3 000 000 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 3 945,20 руб., государственной пошлины в размере 38 019,72 руб. и отказа в признании недействительным распоряжения Комитета от 24.07.2012 N 498 в части, обязывающей возвратить в бюджет Санкт-Петербурга субсидию в размере 3 000 000 руб., ОАО "Киностудия "Ленфильм" обратилось с апелляционной жалобой.
Ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, ОАО "Киностудия "Ленфильм" просит отменить решение в обжалуемой части, принять по делу новый судебный акт, которым в иске Комитета по культуре в части взыскания с ОАО "Киностудия "Ленфильм" в бюджет Санкт-Петербурга денежных средств в размере 3 000 000 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 3 945,20 руб., государственной пошлины в размере 38 019,72 руб. отказать, признать недействительным распоряжение Комитета по культуре от 24.07.2012 N 498 "О возврате субсидии, предоставленной открытому акционерному обществу "Киностудия "Ленфильм" в части, обязывающей возвратить в бюджет Санкт-Петербурга субсидию в размере 3 000 000 руб.
В апелляционной жалобе "Киностудия "Ленфильм" ссылается на следующие обстоятельства.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.03.2011 N 390 "О предоставлении в 2011 году субсидии на развитие кинематографии для детской аудитории" утвержден Порядок предоставления в 2011 году субсидии на развитие кинематографии для детской аудитории (далее - Порядок предоставления субсидии), которым установлены правила предоставления в 2011 году субсидии, предусмотренной статьей расходов "Субсидия на развитие кинематографии для детской аудитории" (код целевой статьи 4500401) в приложении 3 к Закону Санкт-Петербурга от 17.11.2010 N 651-144 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
Распоряжением Комитета по культуре от 15.04.2011 N 204 утвержден Порядок возврата субсидии на развитие кинематографии для детской аудитории (далее - Порядок возврата субсидии).
Ни Порядком предоставления субсидии, ни Порядком возврата субсидии отсутствуют какие-либо императивно установленные требования относительно возможности возврата субсидий в случае непредставления отчета об их использовании с нарушением условий договора.
По мнению ОАО "Киностудия "Ленфильм", Комитет по культуре не вправе был принимать решение о возврате субсидии до анализа финансового отчета о расходовании средств субсидии и выявления в нем нарушений условий предоставления субсидии.
Также в апелляционной жалобе истец указывает на то, что поскольку положения статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации не распространяются на бюджетные правоотношения, в частности на правоотношения, связанные с предоставлением юридическому лицу субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе, в связи с чем исковые требования в части взыскания процентов на пользование чужими денежными средствами неправомерны.
В судебном заседании представитель ответчика ходатайствовал о приобщении к материалам дела письменных пояснений, а также дополнительных доказательств: государственного контракта, платежных поручений, письма.
Представитель истца оставил вопрос об удовлетворении ходатайства ответчика на усмотрение суда.
Судебная коллегия определением, занесенным в протокол судебного заседания, на основании пункта 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отклонила ходатайство ответчика, поскольку ответчик не обосновал невозможность представления доказательств в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него.
К материалам дела приобщены письменные пояснения ответчика, изложенные в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, подтвердил, что готовый фильм не представлен и доказательства его предоставления отсутствуют.
Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Изучив материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание представителей сторон, апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
09.09.2011 между Комитетом по культуре (главный распорядитель бюджетных средств) и ОАО "Киностудия "Ленфильм" (получатель субсидии) был заключен договор N 300 о предоставлении субсидии (далее - договор N 300) (том 1, л.д. 10-12) в 2011 году за счет средств бюджета, предусмотренных статьей расходов "Субсидия на развитие кинематографии для детской аудитории" (код целевой статьи 4500401) в приложении N 3 к Закону Санкт-Петербурга от 17.11.2010 N 651-144 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" в сумме 15 000 000 руб. в целях возмещения затрат в связи с выполнением работ по созданию детского кинофильма "Моя бабушка - ведьма" в соответствии с календарным планом.
Согласно подпункту 2.1.1. указанного договора главный распорядитель бюджетных средств по заявке получателя субсидии на основании счета в течение 10 дней с момента предоставления заявки и счета перечисляет на расчетный счет получателя субсидии средства субсидии в размере 80% от суммы, указанной в пункту 1.1 договора, в целях возмещения затрат в связи с выполнением работ по созданию кинофильма, указанных в смете (приложение N 2 к договору).
Окончательный расчет производится на основании представленных получателем субсидии до 20.12.2011 счета, финансового отчета о расходовании 80% суммы, указанной в пункте 1.1 договора, с указанием первичных учетных документов и приложением их копий. Отчет о создании кинофильма, содержащего, в том числе, фотографии и рабочая копия кинофильма на электронном носителе и финансовый отчет о расходовании суммы, указанной в пункте 1.1 договора представляются получателем субсидии до 31.12.2011.
Согласно подпункту 2.2.6. данного договора ОАО "Киностудия "Ленфильм" в срок до 31.12.2011 представляет Комитету по культуре рабочую копию кинофильма на электронном носителе в 2-х экземплярах, отчет о создании кинофильма и финансовый отчет на сумму, указанную в пункте 1.1 договора, с приложением копий первичных учетных документов, подтверждающих расходы на создание кинофильма, а также акт о выполнении обязательств по договору.
В соответствии с пунктом 2.3. договора N 300 выполнение сторонами обязательств по договору оформляется актом о выполнении обязательств по договору.
В пункте 3.3. указанного договора предусмотрено право Комитета по культуре в случае непредставления ОАО "Киностудия "Ленфильм" в установленный пунктом 2.2.6. договора срок финансового отчета, отчета о создании кинофильма, готового кинофильма, принять решение о возврате в установленном порядке предоставленной субсидии в бюджет Санкт-Петербурга.
Сторонами было подписано приложение N 1 к договору N 300 (том 1, л.д. 13), в котором был согласован календарный план выполнения работ по созданию детского кинофильма "Моя бабушка - ведьма". Указанный календарный план содержит следующие виды работ и сроки их выполнения: подготовительный период съемок кинофильма - с 01.06.2011 по 10.08.2011; съемочный период кинофильма - с 11.08.2011 по 12.10.2011; монтажно-тонировочный период - с 13.10.2011 по 14.12.2011; сдача готового кинофильма - 15.12.2011.
Также сторонами была подписана смета на проведение работ по созданию детского кинофильма "Моя бабушка - ведьма" (приложение N 2 к договору N 300) (том 1, л.д. 14-16) на общую сумму 15 000 000 руб.
Распоряжением Комитета по культуре от 15.04.2011 N 204 утвержден Порядок возврата субсидии на развитие кинематографии для детской аудитории (далее - Порядок возврата субсидии).
В соответствии с пунктом 1 Порядка возврата субсидии предоставленная субсидия на развитие кинематографии для детской аудитории подлежит возврату в случае нарушения условий ее предоставления.
Пунктом 2 Порядка возврата субсидии определено, что в порядке и сроки, установленные договором о предоставлении субсидии, получатель субсидии представляет в Комитет по культуре отчетные документы, предусмотренные договором.
В силу пункта 3 указанного Порядка документы, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, рассматривают и анализируют отдел экономического развития и государственного заказа Комитета по культуре и отдел искусств и международных связей Комитета по культуре в соответствии с установленной компетенцией (пункт 3).
В пункте 4 предусмотрено, что в случае выявления по результатам анализа документов, указанных в пункте 2 настоящего Порядка (отчетные документы, предусмотренные договором), нарушения условий предоставления субсидии, предусмотренных постановлением, начальник отдела искусств и международных связей, начальник отдела экономического развития и государственного заказа Комитета направляют совместную служебную записку первому заместителю председателя Комитета о необходимости принятия решения о возврате субсидии (части субсидии) в бюджет Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 5 Порядка возврата субсидии решение о возврате субсидии (части субсидии) в бюджет Санкт-Петербурга оформляется распоряжением Комитета.
Во исполнение пункта 2.1.1. договора N 300 Комитет по культуре перечислил на расчетный счет ОАО "Киностудия "Ленфильм" денежные средства в размере 12000000 руб. по платежному поручению N 1298773 от 14.09.2011 (том 1, л.д. 8). (80% от суммы субсидий). По платежному поручению N 2083848 от 27.12.2011 (том 1, л.д. 7) Комитет по культуре перечислил на счет истца 3 000 000 руб.
В связи с непредставлением обществом в установленный в пункте 2.2.6. договора N 300 срок финансового отчета о расходовании средств субсидии на всю сумму субсидии (15 000 000 руб.) с приложением копий первичных учетных документов, подтверждающих расходы на создание кинофильма, Комитетом 24.07.2012 было вынесено распоряжение N 498 о возврате субсидии в размере 15000000 руб., предоставленной ОАО "Киностудия "Ленфильм" на создание детского кинофильма "Моя бабушка - ведьма" в соответствии с договором о предоставлении субсидии от 09.09.2011 N 300.
В связи с тем, что субсидии в указанном размере ОАО "Киностудия "Ленфильм" в добровольном порядке возвращены не были, Комитет обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с общества денежных средств в размере 15019726,03 руб., из которых 15 000 000 руб. - сумма субсидии и 19 726,03 руб. - проценты за пользование чужими денежными средствами.
ОАО "Киностудия "Ленфильм", полагая распоряжение Комитета культуры от 24.07.2012 N 498 о возврате субсидии в размере 15 000 000 руб. незаконным, в свою очередь оспорило его в судебном порядке.
Законность и обоснованность решения проверяется в обжалуемой части в отсутствие возражений сторон.
При вынесении решения о частичном удовлетворении требования Комитета по культуре о взыскании с ОАО "Киностудия "Ленфильм" по взысканию субсидии и частичном удовлетворении требования ОАО "Киностудия "Ленфильм" о признании недействительным распоряжения Комитета по культуре от 24.07.2012 N 498 суд первой инстанции правильно руководствовался нормами части 1, части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Судом было установлено, и не оспаривалось сторонами, что ОАО "Киностудия "Ленфильм" было допущено нарушение условий представления субсидии, установленных в пункте 2.2.6 договора, в отношении части субсидии - на сумму 3 000 000 руб., а именно: несвоевременное представление отчетности. При этом условия предоставления субсидии в размере 12 000 000 руб. истцом нарушены не были. Отчет о расходовании 12 000 000 руб. (80 % от суммы субсидий) был представлен обществом в Комитет по культуре в установленный срок.
Данное обстоятельство, а также достоверность приведенных в отчете сведений, Комитетом по культуре не оспаривалось.
В материалах дела отсутствуют доказательства о каких-либо нарушений ОАО "Киностудия "Ленфильм" условий использования представленной в размере 12000000 руб. субсидии.
Суд первой инстанции также учел, что оставшаяся часть субсидии в размере 3000000 руб. была перечислена обществу 27.12.2011, то есть за 4 дня до истечения срока представления финансового отчета в отношении всей суммы предоставленной субсидии, в связи с чем у ОАО "Киностудия "Ленфильм" отсутствовала реальная возможность оформить и представить в Комитет до 31.12.2011 предусмотренные в пункте 2.2.6. договора N 300 копию кинофильма, отчет о создании кинофильма и финансовый отчет на сумму, указанную в пункте 1.1. указанного договора, с приложением копий первичных учетных документов, подтверждающих расходы на создание кинофильма, а также акт о выполнении обязательств по договору. Приведенные доводы общества Комитетом по культуре опровергнуты не были.
Как следует из материалов дела, полный финансовый отчет на общую сумму 15 000 000 руб. по проекту "Моя бабушка - ведьма" был направлен Комитету по культуре сопроводительным письмом исх. N 413 от 13.12.2012 (том 1, л.д. 47-49). В этом же письме истец сообщал, что готов предоставить готовый фильм на цифровом носителе материально-ответственному лицу Комитета по культуре с условием обеспечения сохранности киноматериала, защиту и соблюдение авторских и смежных прав.
Вместе с тем, как пояснили представители сторон апелляционному суду, на момент рассмотрения спора готовый фильм истцом ответчику не передан.
В связи с чем судебная коллегия делает вывод о том, что истцом в полном объеме обязательства по договору N 300 не исполнены, в связи с чем взыскание с ОАО "Киностудия "Ленфильм" в бюджет Санкт-Петербурга части субсидии в размере 3 000 000 руб. обоснованно.
Новые доводы, изложенные в письменных пояснениях ОАО "Киностудия "Ленфильм", представленных апелляционному суду, не были предметом рассмотрения и исследования при разрешении спора судом первой инстанции, соответствующие обстоятельства судом не устанавливались, поскольку о них не было заявлено ОАО "Киностудия "Ленфильм".
Указанные истцом обстоятельства связаны с правоотношениями, возникшими из иного договора с иным субъектным составом.
Решение суда первой инстанции в части взыскания с ОАО "Киностудия "Ленфильм" в бюджет Санкт-Петербурга процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 3 945,20 руб. подлежит отмене в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.
В силу пунктов 1-3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1); субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (пункт 2); нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3).
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
При этом Бюджетный кодекс Российской Федерации не предусматривает обязанность по уплате процентов за пользование безвозмездно и безвозвратно предоставленными денежными средствами (субсидией) в случае использования их не по целевому назначению. Положения статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации не распространяются на бюджетные правоотношения, в частности на правоотношения, связанные с предоставлением юридическому лицу субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе.
В силу пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
На основании изложенного коллегия судей квалифицирует правоотношения между Комитетом по культуре и ОАО "Киностудия "Ленфильм" как бюджетные, в связи с чем нормы, регулирующие ответственность за неисполнение денежного обязательства (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации) в данном случае применению не подлежат.
В удовлетворении исковых требований Комитета по культуре в части взыскания с ОАО "Киностудия "Ленфильм" процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 3 945,20 руб. надлежит отказать.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ОАО "Киностудия "Ленфильм" надлежит взыскать в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 38 000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.12.2012 по делу N А56-48345/2012 отменить в части взыскания с ОАО "Киностудия "Ленфильм" процентов за пользование чужими денежными средствами и размера взысканной государственной пошлины.
Во взыскании с ОАО "Киностудия "Ленфильм" процентов за пользование чужими денежными средствами отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с ОАО "Киностудия "Ленфильм" в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 38 000 рублей.
Председательствующий |
Т.В. Жукова |
Судьи |
Н.М. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-48345/2012
Истец: Комитет по культуре
Ответчик: ОАО "Киностудия "Ленфильм"
Хронология рассмотрения дела:
19.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5011/13
18.04.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3910/13
24.12.2012 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-48345/12
17.12.2012 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-48345/12