18 сентября 2013 г. |
Дело N А42-7905/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Константинова П.Ю., Рудницкого Г.М.,
рассмотрев 11.09.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Норд Стар" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.03.2013 (судья Алексина Н.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2013 (судьи Серикова И.А., Барканова Я.В., Тимухина И.А.) по делу N А42-7905/2012,
установил:
Закрытое акционерное общество "Норд Стар", место нахождения: 183010, г. Мурманск, Ледокольный пр., д. 10, ОГРН 1025100834296 (далее - Общество), обратилось в арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации города Мурманска, место нахождения: 183006, г. Мурманск, пр. Ленина, д. 75, ОГРН 1025100849366 (далее - Администрация), от 24.05.2011 N 858 "О внесении изменений в постановление администрации города-героя Мурманска от 21.04.2004 N 323 "О предоставлении ЗАО "Норд Стар" земельного участка с кадастровым N 51:20:001318:0008 и части земельного участка с кадастровым N 51:20:001019:0073 (учетный кадастровый N1) в Первомайском административном округе в районе проезда Ледокольный и автодороги Санкт-Петербург - Мурманск на период завершения строительства и последующей эксплуатации горнолыжного комплекса и натяжной станции" (далее - Постановление N 858).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет имущественных отношений города Мурманска, место нахождения: 183038, г. Мурманск, Комсомольская ул., д. 10, ОГРН 1025100861004 (далее - Комитет).
Решением от 07.03.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.06.2013, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые решение и постановление отменить, заявление удовлетворить.
По мнению подателя жалобы, Методика определения размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования город Мурманск, утвержденная решением Совета депутатов города Мурманска от 25.05.2007 N 37-445 (далее - Методика), не распространяется на правоотношения, связанные с предоставленным Обществу земельным участком; суды не учли, что земельный участок предоставлен Обществу для строительства.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации от 21.04.2004 N 323 (далее - Постановление N 323) Обществу на период завершения строительства и последующей эксплуатации на условиях аренды сроком на 49 лет предоставлены земельный участок в Первомайском административном округе в 40 м на восток от дома N 9 по Ледокольному проезду площадью 160 628 кв.м с кадастровым номером 51:20:001318:0008 под горнолыжный комплекс и часть земельного участка в Первомайском административном округе ориентировочно в 790 м на юго-восток от дома N 9 по Ледокольному проезду общей площадью 160 кв.м с кадастровым номером 51:20:001019:0073 (учетный кадастровый номер 1) под натяжную станцию горнолыжного комплекса; предписано в месячный срок оформить в Комитете договор аренды земли.
Пунктом 3 Постановления N 323 срок окончания строительства объекта установлен до 01.01.2006.
В соответствии с пунктом 4 названного постановления к базовому размеру арендной платы за предоставленный Обществу земельный участок по 2012 год установлен коэффициент 0,0001.
На основании Постановления N 323 Комитет (арендодатель) и Общество (арендатор) 18.05.2004 заключили договор N 8183 аренды земельного участка площадью 160 628 кв.м с кадастровым номером 51:20:001318:0008, занятого не завершенным строительством горнолыжным комплексом и древесно-кустарниковой растительностью, расположенного по адресу: г. Мурманск, Первомайский округ, 40 м. на восток от дома N 9 по Ледокольному проезду, сроком с 21.04.2004 по 20.04.2053 на период завершения строительства и последующей эксплуатации горнолыжного комплекса.
Постановлением N 858 внесены изменения в Постановление N 323, в том числе подпункт 1.2 пункта 1 и пункт 4 признаны утратившими силу.
В связи с принятием Постановления N 858 Комитет письмом от 05.09.2012 N 15/05.03-8984 направил в адрес Общества проект дополнительного соглашения от 01.08.2012 N 1 к договору аренды от 18.05.2004 N 8183 и новый расчет арендной платы.
Общество, ссылаясь на то, что Постановление N 858 является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды обеих инстанций отказали в удовлетворении заявления Общества, не усмотрев предусмотренных названными нормами права оснований для признания оспариваемого постановления незаконным.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Суды установили, что на момент принятия Постановления N 858 действовала Методика, в соответствии с которой регулирующий коэффициент устанавливается и утверждается решением Совета депутатов города Мурманска по видам функционального использования земли и может пересматриваться не чаще одного раза в год.
Решением Совета депутатов города Мурманска от 29.09.2006 N 24-292 утвержден Порядок предоставления льгот, отсрочек (рассрочек) по арендной плате за землю и пользование муниципальным имуществом в городе Мурманске (далее - Порядок), который устанавливает понятие льготы - преимущества, предоставляемого отдельным арендаторам либо категориям арендаторов, включающего возможность частичного освобождения от арендной платы.
В пункте 1.6 Порядка определены категории лиц, которым может быть предоставлена льгота по арендной плате. Как правильно указали суды, Общество не относится к указанным категориям; оно не обращалось в уполномоченный орган за предоставлением льготы на 2011, 2012 годы; право Общества рассчитывать арендную плату с учетом регулирующего коэффициента 0,0001 нормативными правовыми актами не установлено.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о соответствии Постановления N 858 действующим нормативным правовым актам и не нашли нарушений прав Общества.
Довод заявителя о ненаправлении ему Постановления N 858 был предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получил надлежащую правовую оценку.
Довод жалобы о том, что Методика не распространяется на правоотношения, связанные с предоставленным Обществу на период завершения строительства объектов земельным участком, отклоняется кассационной инстанцией. В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие, что на участке ведется строительство каких-либо объектов. Напротив, в материалах дела имеется акт о приемке законченного строительством, реконструкцией, изменением функционального назначения объекта приемочной комиссии, распоряжение управления Первомайского административного округа Администрации от 10.04.2003 N 342-р "О вводе в эксплуатацию объекта "Горнолыжного комплекса в Первомайском административном округе между проездом Ледокольный и Ленинградским шоссе буксировочная канатная дорога и здание для обслуживания" и свидетельство от 22.01.2008 серии 51-АВ N 044776 о государственной регистрации права собственности Общества на буксировочную канатную дорогу протяженностью 713,15 м и здание для обслуживания.
С учетом того, что нормы материального и процессуального права применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов, установленных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.03.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2013 по делу N А42-7905/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Норд Стар" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.С. Гафиатуллина |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.