24 сентября 2013 г. |
Дело N А44-6666/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 24.09.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Новгородской области от 09.04.2013 по делу N А44-6666/2012 (судья Аксенов И.С.),
установил:
Открытое акционерное общество "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" (место нахождения: город Санкт-Петербург, Биржевой переулок, дом 6А; ОГРН 1067847492888; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к Новгородской области в лице Комитета транспорта Новгородской области (далее - Комитет транспорта) и Комитета финансов Новгородской области (далее - Комитет финансов) и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) о взыскании за счет казны Новгородской области и казны Российской Федерации 1 463 079 руб. 92 коп. убытков, понесенных в результате оказания в 2010 году услуг по перевозке обучающихся на льготных условиях (с учетом уточнения исковых требований).
Решением суда первой инстанции от 09.04.2013 убытки в пользу Общества в размере 70 881 руб. 16 коп. взысканы с Новгородской области в лице Комитета финансов за счет казны Новгородской области, а убытки в размере 1 392 198 руб. 76 коп. - с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации.
В порядке апелляционного производства дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Минфин России просит отменить указанное решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, правовых оснований для удовлетворения иска за счет казны Российской Федерации не имеется.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между Комитетом транспорта и связи Новгородской области (заказчик) и Обществом (исполнитель) заключен договор от 08.07.2010 N 13 на оказание услуг по перевозке отдельных категорий граждан (обучающихся) железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Новгородской области.
В рамках указанного договора Общество обязалось осуществить с 01.01.2010 по 15.06.2010 включительно и с 01.09.2010 по 31.12.2010 включительно перевозку обучающихся железнодорожным транспортом пригородного сообщения с предоставлением льготы в виде 50-процентной скидки от действующего тарифа, а заказчик - возместить исполнителю потери в доходах.
Дополнительным соглашением от 22.12.2010 к договору предусмотрено, что цена договора составляет 3 823 343 руб. 18 коп. и может быть изменена по соглашению сторон в зависимости от количества фактически оказанных услуг по перевозке граждан льготных категорий в пределах средств, предусмотренных областным бюджетом.
Согласно отчетам исполнителя, актам о выполнении обязательств по договору услуги по итогам 2010 года оказаны на сумму 5 286 423 руб. 10 коп. и возмещены на сумму, предусмотренную договором, в связи с чем сумма недополученных доходов Общества составила 1 463 079 руб. 92 коп.
Сославшись на возмещение потерь в доходах не в полном объеме, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, признав за Обществом право на возмещение потерь в доходах, удовлетворил исковые требования за счет казны Новгородской области (в размере 5 процентов расходного обязательства) и за счет казны Российской Федерации (в размере 95 процентов расходного обязательства).
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем указанный Федеральный закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (далее - Федеральный закон N 308-ФЗ) межбюджетные субсидии, предусмотренные данным Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Этим Федеральным законом предусмотрено выделение межбюджетных субсидий на компенсацию части потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом N 308-ФЗ постановлением от 31.12.2009 N 1208 утверждены Правила предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
Согласно пункту 6 указанных Правил уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидии устанавливается в размере 95 процентов расходного обязательства.
В период рассматриваемых правоотношений льгота на проезд обучающихся была установлена Законом Новгородской области от 11.01.2005 N 391-ОЗ "О мерах по социальной поддержке обучающихся и воспитанников" (статья 2-6).
Правилами предоставления субсидий утверждено распределение субсидий в 2010 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся, согласно которому Новгородской области выделено 3 955 900 руб. субсидии.
Постановлением Администрации Новгородской области от 08.07.2010 N 322 утвержден Порядок предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию части потерь в доходах, возникающих в результате установления меры социальной поддержки обучающимся и воспитанникам общеобразовательных учреждений, обучающимся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в виде льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, в 2010 году.
Названным Порядком предусмотрено предоставление субсидии организациям железнодорожного транспорта на компенсацию части потерь в доходах в связи с установлением меры социальной поддержки обучающимся в виде льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в 2010 году на основании заключенного между организацией железнодорожного транспорта и Комитетом транспорта и связи Новгородской области договора в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Решение вопросов компенсации части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с установлением льгот по тарифам на проезд обучающихся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не отнесено.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено, что расходы организации железнодорожного транспорта за 2010 год возмещены в размере, предусмотренном договором от 08.07.2010 N 13, однако сумма недополученных Обществом доходов составила 1 463 079 руб. 92 коп.
Эти обстоятельства подтверждаются материалами дела и подателем жалобы не оспариваются.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь упомянутыми нормами законодательства Российской Федерации и Новгородской области, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования за счет казны Новгородской области и казны Российской Федерации в размере 5 и 95 процентов расходного обязательства соответственно.
Доводов относительно суммы убытков, взыскиваемых в пользу Общества с Российской Федерации, податель жалобы не привел.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно, а выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 09.04.2013 по делу N А44-6666/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.