26 сентября 2013 г. |
Дело N А56-1172/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Журавлевой О.Р., Родина Ю.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Морской порт Санкт-Петербург" Гуськовой О.В. (доверенность от 27.06.2013 N 78 АА 4412251), от государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Колович Я.А. (доверенность от 29.12.2012 N 02-30/14-15367),
рассмотрев 24.09.2013 в открытом судебном заседании кассационные жалобы открытого акционерного общества "Морской порт Санкт-Петербург" и государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.04.2013 (судья Анисимова О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2013 (судьи Дмитриева И.А., Сомова Е.А., Третьякова Н.О.) по делу N А56-1172/2013,
установил:
Открытое акционерное общество "Морской порт Санкт-Петербург", место нахождения: 198035, Санкт-Петербург, Межевой канал, дом 5, ОГРН 1027802712585 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, место нахождения: 197046, Санкт-Петербург, Большая Посадская улица, дом 10а, ОГРН 1027806860707 (далее - Фонд), от 23.11.2012 N 3588 в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя, произведенных в связи с выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет работникам Шепелиной Н.Е. и Тамашевой Е.А.
Решением суда первой инстанции от 24.04.2013 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным оспариваемое решение Фонда в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных в связи с выплатой пособия по уходу за ребенком Тамашевой Е.А. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
Постановлением апелляционного суда от 01.07.2013 решение суда от 24.04.2013 оставлено без изменения.
Указанные судебные акты обжаловали в кассационном порядке Общество и Фонд.
Общество в кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить вынесенными ими решение и постановление в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять новый судебный акт, которым признать недействительным решение Фонда от 23.11.2012 N 3588 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных в связи с выплатой ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком Шепелиной Н.Е.
Фонд в своей кассационной жалобе, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, а также на неполное исследование судами фактических обстоятельств дела, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, просит отменить принятые по делу судебные акты в части признания недействительным его решения и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Общество в отзыве на кассационную жалобу Фонда просит отказать в ее удовлетворении.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы своих кассационных жалоб.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество обратилось в Фонд с заявлением о выделении средств на возмещение расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет работникам Шепелиной Н.Е. и Тамашевой Е.А.
Фондом проведена камеральная проверка, по результатам которой составлен акт от 24.10.2012 N 3588. На основании акта Фондом 23.11.2012 приняты решение N 24 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенных Обществом за сентябрь 2012 года, в сумме 13 485 руб. 97 коп. и решение N 3588 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
Решением от 23.11.2012 N 3588 Фонд выделил средства на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 1 468 191 руб. 91 коп. и отказал в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов в сумме 13 485 руб. 97 коп.
Основанием принятия указанных решений явился вывод Фонда о нарушении Обществом при исчислении размера пособий по уходу за ребенком положений пункта 5 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) и пункта 11.1 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375.
Не согласившись с решением Фонда от 23.11.2012 N 3588 в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных в связи с выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком Шепелиной Н.Е. и Тамашевой Е.А., Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление Общества частично.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) Общество является страхователем по обязательному социальному страхованию.
Статьей 9 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ страхователи (работодатели) обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Как установлено подпунктом 8 пункта 2 статьи 8 названного Закона, страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования является ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
В соответствии с частью 1 статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации по заявлению работницы ей может быть предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Согласно части 1 статьи 13, части 1 статьи 14 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", части 1 статьи 11.1 Закона N 255-ФЗ со дня предоставления указанного отпуска и до достижения ребенком возраста полутора лет работнице выплачивается ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Ежемесячное пособие выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка, но не менее минимального размера этого пособия (часть 1 статьи 11.2 Закона N 255-ФЗ).
Частью 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 указанной статьи).
Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая (часть 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ в редакции Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ).
В соответствии с частью 7 статьи 14 Закона N 255-ФЗ особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.
Часть 2 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 343-ФЗ) устанавливает, что пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года (включительно), по заявлению застрахованного лица могут быть назначены, исчислены и выплачены по нормам Закона N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 343-ФЗ), в том числе с применением при определении среднего заработка, исходя из которого исчисляются указанные пособия, предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в 2010 году.
Судами установлено, материалами дела подтверждается, и сторонами не оспаривается, что застрахованные лица - работники Общества Шепелина Н.Е. и Тамашева Е.А. изъявили желание о том, чтобы работодатель произвел расчет пособия по уходу за ребенком по старым правилам (действующим до 01.01.2011).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 343-ФЗ) пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.
Если застрахованное лицо не имело периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком, соответствующие пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.
Особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлены Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение).
В соответствии с пунктами 6, 10, 11 названного Положения (в редакции, действовавшей до 01.01.2011) пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком, или за иные периоды, указанные в пунктах 10 и 11 Положения.
В случае если застрахованное лицо не имело заработка в течение последних 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком, или этот период состоял из периодов, исключаемых из расчетного периода в соответствии с пунктом 8 Положения (в частности, из расчетного периода исключаются периоды отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, отпуска без сохранения заработной платы), средний заработок определяется исходя из суммы заработка, полученного в месяце наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.
В случае если застрахованное лицо не имело периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением страховых случаев в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за ребенком, пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.
Согласно пункту 11.1 Положения в случае, если застрахованное лицо в течение периодов, указанных в пунктах 6, 10 и 11 названного Положения, не имело заработка, средний заработок определяется исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада, денежного содержания (вознаграждения) на день наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.
Таким образом, из указанных норм следует, что если застрахованное лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, в течение 12 месяцев, предшествующих началу отпуска (либо в течение 12 месяцев, предшествующих наступлению предыдущего страхового случая), а также в месяце начала отпуска не имело периода работы и заработка, то средний заработок, необходимый для исчисления пособия по уходу за ребенком, определяется исходя из его должностного оклада.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что работница Общества Шепелина Н.Е., находящаяся в период с 03.05.2010 по 26.08.2011 в отпуске по уходу за первым ребенком, 29.06.2011 ушла в отпуск по беременности и родам в связи с рождением второго ребенка, а затем с 16.11.2011 взяла отпуск по уходу за вторым ребенком.
Поскольку до наступления отпуска по уходу за вторым ребенком Шепелина Н.Е. не имела фактически отработанных дней (она находилась в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за первым ребенком), соответствующее пособие по уходу за вторым ребенком может быть исчислено исходя из среднего заработка, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.
Согласно статье 1.2 Закона N 255-ФЗ для целей названного Закона страховым случаем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством является свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, страхователя осуществлять страховое обеспечение.
В части 2 статьи 1.3 Закона N 255-ФЗ установлено, что страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются, в частности, беременность и роды, рождение ребенка (детей) и уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком являются видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пункты 2 и 5 части 1 статьи 1.4 Закона N 255-ФЗ).
С учетом приведенных норм Закона N 255-ФЗ, как правильно указали суды обеих инстанций, в рассматриваемом деле предыдущим страховым случаем является отпуск по беременности и родам второго ребенка, а не отпуск по уходу за первым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, как полагает заявитель.
Следовательно, поскольку до ухода Шепелиной Н.Е. в отпуск по беременности и родам второго ребенка в расчетном периоде (12 календарных месяцев) не было фактически отработанных дней и фактически начисленной заработной платы, на основании пункта 11.1 Положения пособие по уходу за вторым ребенком должно быть исчислено из должностного оклада, установленного на дату наступления отпуска по беременности и родам второго ребенка.
Судами установлено, что Общество при расчете суммы пособия Шепелиной Н.Е. использовало ее средний заработок, который определило для выплаты ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком за период с мая 2009 года по апрель 2010 года, в результате чего сумма пособия составила 13 825 руб. 75 коп. Фонд исчислил ежемесячное пособие в размере 9 720 руб., исходя из должностного оклада Шепелиной Н.Е. в размере 24 300 руб.
Проверив составленные сторонами расчеты, суды обеих инстанции пришли к правильному выводу о том, что расходы Общества по выплате Шепелиной Н.Е. пособия по уходу за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет в сумме, превышающей 9 720 руб., произведены с нарушением законодательства о социальном страховании, поэтому указанные расходы на основании части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ не подлежали возмещению за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела по этому эпизоду не установлено. Доводы, приведенные Обществом в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов, им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов в части отказа в признании недействительным решения Фонда от 23.11.2012 N 3588 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных в связи с выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком Шепелиной Н.Е., и удовлетворения жалобы Общества у суда кассационной инстанции не имеется.
Кассационная инстанция не находит оснований и для отмены решение и постановление судов в части признания недействительным оспариваемого решения Фонда об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных в связи с выплатой пособия по уходу за ребенком Тамашевой Е.А.
Тамашева Е.А. в течение 12 месяцев до наступления отпуска по уходу за вторым ребенком не работала, находясь в отпуске по уходу за первым ребенком и в отпуске по беременности и родам второго ребенка, и не имела фактически начисленной заработной платы.
Следовательно, согласно пункту 11 Положения средний заработок для пособия по уходу за вторым ребенком подлежал исчислению исходя из тарифной ставки установленного работнику разряда, должностного оклада, денежного содержания (вознаграждения) на день наступления отпуска по уходу за ребенком.
При расчете суммы пособия, как установлено судами обеих инстанций, Обществом соблюдены требования Положения и Закона N 255-ФЗ.
Суды, проанализировав условия трудового договора, заключенного Обществом с Тамашевой Е.А., а также действующую у заявителя систему оплаты труда, пришли к выводу о том, что установленная работнице надбавка является составной частью оклада в смысле, придаваемом этому понятию статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, представляет собой фиксированный размер оплаты труда за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц и не носит компенсационного или стимулирующего характера.
Нарушения или неправильного применения судами обеих инстанций норм материального права к конкретным установленным по данному делу обстоятельствам судом кассационной инстанции не выявлено.
Доводы, приведенные Фондом в кассационной жалобе, выводы судов не опровергают.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов в части признания недействительным оспариваемого решения Фонда об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных в связи с выплатой пособия по уходу за ребенком Тамашевой Е.А., и удовлетворения кассационной жалобы Фонда не усматривается.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.04.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2013 по делу N А56-1172/2013 оставить без изменения, а кассационные жалобы государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации и открытого акционерного общества "Морской порт Санкт-Петербург" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.